Трактор заглох - экономические успехи Лукашенко оказались блефом. Как белорусы разочаровались в нем?
Экономическая система нынешней Белоруссии является идеальной питательной средой для взяточничества на всех уровнях власти. «Коррупционные проявления выявляются по всем сферам, уровням и направлениям — от руководства Мингорисполкома и промышленных гигантов до районных поликлиник и школьных столовых», — так в 2018 году описал итоги четвертьвековой борьбы с коррупцией в столице республики председатель КГБ Валерий Вакульчик. «Коррупционер на коррупционере сидит и коррупционером погоняет», — а это уже слова самого Лукашенко по поводу ситуации в Оршанском районе на заседании правительства.
Борьба с коррупцией на высшем уровне носит специфический характер. Показательным можно считать случай бизнесмена Юрия Чижа, который в свое время назывался одним из самых богатых и влиятельных предпринимателей республики. Лукашенко не скрывал своей дружбы с Чижом, десятки лет бизнесмен появлялся с ним на публичных мероприятиях в Белоруссии и за рубежом. Более того, Чиж получил прозвище Кошелек Лукашенко и в таком статусе даже побывал под санкциями Евросоюза. Но в 2016 году он впал в опалу, а через несколько месяцев внезапно выяснилось, что бизнесмен не уплатил миллионы долларов налогов. Не менее «неожиданным» стало уголовное дело против экс-главы Белгазпромбанка. Виктор Бабарико занимал этот пост 20 лет, но в отмывании денег, уклонении от уплаты налогов и даче взяток его обвинили только после попытки составить конкуренцию Лукашенко на выборах.
Сельское хозяйство, наряду с заводами, является визитной карточкой Белоруссии (шестая часть экспорта по итогам 2019 года) — и «черной дырой» для экономики. В 2016 году рентабельность АПК составила минус 2,5 процента, убыточных предприятий стало вдвое больше, их доля достигла 65 процентов. Кризис был настолько очевиден, что даже Лукашенко признал порочность системы.
Суть ее в том, что аграрии продают продукцию госструктурам по закупочным ценам, а те определяются правительством. В обмен совхозы получают дешевые горюче-смазочные материалы и удобрения. Более того, местные власти могут указывать им, что и сколько производить.
Схема сохранилась со времен СССР. Ради ее воспроизводства с 1995 по 2015 годы государство, по оценкам белорусского экономиста Ярослава Романчука, вложило в поддержку АПК около 100 миллиардов долларов. Из них в 2011-2015 годах на государственные программы АПК были выделены 43,8 миллиарда долларов. Впрочем, реформы, одобренные Лукашенко четыре года назад, не были структурными. Речь шла об очередных перестановках директоров, списании долгов и создании агрохолдингов, то есть слиянии самых проблемных предприятий с теми, кто пока еще держится на плаву.
Заводы стоят
Лозунги про сохранение заводов в Белоруссии звучат особенно часто, но касаются они большей частью таких гигантов, как МАЗ, Минский тракторный завод (МТЗ) и «БелАЗ», причем конкретные цифры у сторонников Лукашенко указывать не принято. Между тем станкостроительные заводы, которые в СССР выпускали по 18 тысяч станков (15-18 процентов производства страны) в 2019 году вместе создали 1375 станков. Минский подшипниковый завод в 1987 году выпустил 55,5 миллиона подшипников. К началу 2010-х годов их число снизилось в десять раз, а за следующие десять лет — еще в пять. Минский мотовелозавод, выпускавший по 700-800 тысяч велосипедов «Аист» и по 200-250 тысяч мотоциклов «Минск», к настоящему времени собирает их соответственно в десять и сто раз меньше.
Некогда крупнейший в мире завод по производству комбайнов «Гомсельмаш» снизил производство в три раза по сравнению с советскими показателями. При этом предприятие сокращает персонал и продолжает оставаться убыточным. В 2019 году потери достигли 30,8 миллиона белорусских рублей (около 15 миллионов долларов), и это при очень высокой закредитованности. В возможность вывести предприятие из кризиса не верят даже в правительстве и с 2018 года хотят найти для него инвесторов. Однако сумма продажи — 500 миллионов долларов — выглядит нереалистичной, и претендентов на завод нет.
Шантаж и отчаяние
Ставка на лояльность исчерпала себя в 2010-х годах. Для продолжения помощи Москва все настойчивее требует более глубокой экономической интеграции, за которой в Минске видят окончательную утрату независимости.
Впрочем, российская экономика и сама переживает тяжелые времена, так что лишние деньги на субсидирование и без того прочно привязанного соседа предпочитает не тратить. Налоговый маневр, лишающий Белоруссию возможности зарабатывать на реэкспорте нефти, выглядит вынужденным для России, где бюджет завязан на сокращающиеся нефтегазовые доходы.
Как отмечает член Глобальной ассоциации экспертов по миграционной политике (GMPA), доктор экономических наук Ирина Ивахнюк, за рубежом работают до 1,5 миллиона белорусов. Две трети из этого количества едут в Россию, где условия трудоустройства для них максимально упрощены.
Самый сложный вопрос для сторонников курса Лукашенко — что дальше, какие перспективы открываются при продолжении его правления? Ответа на него, по большому счету, не существует, а метания президента в последние годы ясности не внесли. Непосредственно перед выборами в ходе ежегодного послания к нации он пообещал, что способы управления экономикой не изменятся, но при этом заверил, что в следующие пять лет зарплаты удвоятся. То есть фактически призвал людей надеяться и верить, что однажды все получится.
Надежда на структурные реформы при действующем главе государства у белорусов отпала в 2015 году.
Активность Лукашенко в 2020 году и вовсе напоминала панику, за которой виделось не желание развивать страну, а отчаянная попытка добыть деньги и сохранить власть. Президент пугал Москву сменой геополитического вектора — покупал символические партии нефти у Азербайджана, Норвегии, Саудовской Аравии и США, принимал госсекретаря США Майка Помпео в Минске, намекал, что переведет республику на сжиженный природный газ (СПГ) и требовал диверсифицировать экономику. В Кремле на эти угрозы особенно не реагировали, прекрасно осознавая, что выполнить их Лукашенко не сможет.
Эпидемию коронавируса глава государства предпочел не заметить, ведь карантинные меры угрожают экономике. Вместо них он предлагал людям лечиться работой в поле, игрой в хоккей, сливочным маслом и водкой, утверждал, что от COVID-19 в республике никто не умрет. Демонстративно проводил парады, отказывался останавливать спортивные мероприятия, так что сравнения со шведской моделью выглядели притянутыми за уши — там отрицать заболевание никто не пытался. Вероятно, пойти на такие отчаянные шаги Лукашенко заставили незначительные золотовалютные резервы, которые на 1 августа составляли 8,9 миллиарда долларов (для сравнения, у Украины — 28,8 миллиарда, у России — 591 миллиард), а также существенные выплаты по долгам, набранным ранее. В 2020 году платежи по ним составят 3,63 миллиарда долларов, в 2021-м — 3,28 миллиарда, а в 2022-м — 3,46 миллиарда. Для сравнения — доходная часть белорусского бюджета в 2019 году находилась на уровне 10,7 миллиарда долларов.
Проблемы с нехваткой денег проявились уже через несколько недель после выборов. Нацбанк республики 7 сентября отчитался о потере 15 процентов золотовалютных резервов. Их осталось 7,4578 миллиарда долларов. Рекордные распродажи связаны с попыткой удержать курс белорусского рубля.
Главной угрозой смены власти среди тех, кто выступает за нынешний режим, считается «украинский сценарий». Под ним, если говорить об экономике, подразумевают обнищание населения, уничтожение социальных гарантий, разорение заводов и аграрных предприятий. Причины таких опасений туманны — в стране нет гражданского противостояния по поводу политического выбора, нет языкового и религиозных конфликтов и нет желания рвать торговые связи из конъюнктурных соображений. То есть нет всех тех предпосылок, которые обеспечивают конфликты и проблемы украинской экономики.
А вот дальнейшее правление Лукашенко гарантирует полноценное исполнение всех этих страхов. Потому что у него — просто денег нет.
https://lenta.ru/articles/2020/09/09/luka/?...m_medium=social