Решение по административному делу
29RS0018-01-2022-006446-33 Дело № 2а-5000/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 ноября 2022 года
город Архангельск
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Кирьяновой И.С., при помощнике судьи Усачевой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Баскакова А. Н. к Военному комиссариату городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области, Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Архангельской области», Военному комиссару Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Архангельской области» Севастей А. И., временно исполняющему обязанности Военного комиссара городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Мельникову Ф. А., Призывной комиссии по мобилизации граждан городского округа «Город Архангельск» о признании незаконным и отмене решения о призыве на военную службу по мобилизации,
установил:
Баскаков А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии по мобилизации городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области, Военному комиссариату городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную службу, обязании совершить определённые действия путем назначения и организации проведения медицинского обследования.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии призван на военную службу по мобилизации. При явке по повестке, несмотря на указание на наличие у него многочисленных хронических заболеваний и необходимость проведения комплексного медицинского обследования, обследование состояния его здоровья не проводилось. Полагает, что оспариваемое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу в связи с наличием оснований для предоставления ему отсрочки. Годность к военной службе не определена. При этом у него имеются заболевания: <данные изъяты>.
Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Врио военного комиссара городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Мельников Ф.А., ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области», Военный комиссар Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Архангельской области Севастей А.И.; в качестве заинтересованного лица - Прокуратура Архангельской области.
Административный истец Баскаков А.Н. в судебное заседание не явился, в иске просил рассмотреть дело без его участия. Его представитель по ордеру адвокат Ревякин А.П. в судебном заседании заявленные требования поддержал, указал, что призывная комиссия обязана была провести медицинское освидетельствование административного истца даже при отсутствии жалоб на здоровье, запросить медицинскую документацию, определить актуальную категорию годности к прохождению военной службы.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» Анциферов А.А. в судебном заседании с административным иском не согласился. Указал, что Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 с 21 сентября 2022 года объявлена частичная мобилизация. Полагал, что административным ответчиком были совершены действия по мобилизации административного истца в пределах предоставленных ему законом полномочий, при этом Баскаков А.Н. не представил документов, подтверждающих основания для освобождения или предоставления отсрочки. Обращал внимание суда, что на предварительном пункте сбора граждан, развернутом по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ присутствовал врач – терапевт центра ВВЭ, которому предъявляли жалобы на состояние здоровья, которая при наличии оснований выдавала направление на дополнительное обследование или принимала документы для рассмотрения военно-врачебной комиссией, но административный истец жалоб на состояние здоровья не предъявлял, о чем в журнале сделана отметка с подписью Баскакова А.Н. Медицинское освидетельствование проводится только в отношении тех лиц, которые предъявили жалобы на состояние здоровья или указали на наличие у них заболеваний, препятствующих прохождению военной службы. Оснований для проведения медицинского освидетельствования истца не имелось.
Административные ответчики Врио Военного комиссара городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Мельников Ф.А., Военный комиссар Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Архангельской области Севастей А.И., представители административных ответчиков Военного комиссариата городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области, Призывной комиссии по мобилизации граждан городского округа «Город Архангельск», Военного комиссариата городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области в суд не явились, возражений не представили.
Представитель заинтересованного лица Прокуратуры Архангельской области старший просил рассмотреть дело без его участия.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Информация о движении дела также размещена на сайте суда.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, заслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, обозрев медицинскую карту в отношении Баскакова А.И., приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет венную службу в соответствии с федеральным законом.
Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» постановлено: 1. Объявить с 21 сентября 2022 г. в Российской Федерации частичную мобилизацию. 2. Осуществить призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту. 3. Установить, что уровень денежного содержания граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, соответствует уровню денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту. 4. Контракты о прохождении военной службы, заключенные военнослужащими, продолжают свое действие до окончания периода частичной мобилизации, за исключением случаев увольнения военнослужащих с военной службы по основаниям, установленным настоящим Указом. 5. Установить в период частичной мобилизации следующие основания увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации: а) по возрасту - по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе; б) по состоянию здоровья - в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими; в) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы. 6. Правительству Российской Федерации: а) осуществлять финансирование мероприятий по проведению частичной мобилизации; б) принять необходимые меры для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в период частичной мобилизации. 7. Для служебного пользования. 8. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации обеспечить призыв граждан на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в количестве и в сроки, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации. 9. Предоставить гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (на период работы в этих организациях). Категории граждан Российской Федерации, которым предоставляется право на отсрочку, и порядок его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 1 Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом Баскаков А.Н. состоит на воинском учете в Военном комиссариате городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области с ДД.ММ.ГГГГ.
Из учетной карточки следует, что Баскаков А.Н. находился на воинском учете, имеет воинское звание – рядовой, 2-ую категорию запаса, группа учета РА, состав – солдат; воинская должность военно-учетная специальность – стрелок.
По учетным данным Военного комиссариата городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Баскаков А.Н. признан годным к военной службе, присвоена категория А.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в боевых действиях в Чеченской Республике, имеет удостоверение ветерана боевых действий.
ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы и зачислен в запас Вооружённых Сил Российской Федерации, категория учета 1.
Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 8 указанного Закона, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации: оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая: организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации; организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечение представления отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов. Под аппаратом усиления военных комиссариатов понимаются граждане, участвующие на договорной основе в работе по обеспечению оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования. Порядок создания и работы аппарата усиления военных комиссариатов устанавливается Положением о военных комиссариатах, утверждаемым Президентом Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из ст. 19, 20 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.
В целях своевременного перевода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени.
Граждане, приписанные к воинским частям (предназначенные в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований.
Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в субъекте Российской Федерации, является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в муниципальном образовании, указанном в пункте 3 настоящей статьи, - должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Если призывная комиссия по мобилизации граждан создана на внутригородской территории города федерального значения, на которой в соответствии с законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения местная администрация не сформирована, то председателем такой призывной комиссии является руководитель органа исполнительной власти (руководитель территориального органа исполнительной власти) субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя по решению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок создания и деятельности призывной комиссии по мобилизации граждан, а также порядок призыва граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяется Правительством Российской Федерации.
Административный истец вызван повесткой административного ответчика о необходимости явитьсяна предварительный пункт сбора граждан, развернутый по адресу: <адрес>по вопросу мобилизации.
ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии по мобилизации МО «Приморский муниципальный район» Баскаков А.Н. призван на военную службу по мобилизации, о чем мобилизованному объявлено лично (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Баскакову А.Н. вручено мобилизационное предписание, выдана повестка для отправки к месту прохождения военной службы, явиться с вещами необходимо ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая данное решение незаконным, Баскаков А.Н. обратился с настоящим административным иском в суд в установленный законом срок.
Указом Губернатора Архангельской области от 15.03.2021 № 34-у/дсп создана призывная комиссия по мобилизации граждан Архангельской области и призывных комиссиях по мобилизации граждан муниципальных районов, городских округов и муниципальных округов Архангельской области.
В соответствии со ст. 18 вышеуказанного Закона отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам: 1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; 2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев; 3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; 3.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; 4) имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель); 4.1) имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет; 5) матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа; 6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.
В соответствии с Положением «О призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 852, Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает через военные комиссариаты заблаговременное направление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям необходимых сведений об объемах (с учетом резервов), сроках оповещения и поставки мобилизационных людских ресурсов (далее - ресурсы) (п. 4).
Согласно п. 5 указанного Положения порядок проведения оповещения, явки (доставки) ресурсов и предложения по обеспечению проведения этих мероприятий по представлению военного комиссариата (федерального органа исполнительной власти, имеющего запас) утверждается решением призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Для оповещения граждан о сроках начала исполнения ими обязанностей по мобилизации соответствующим военным комиссариатом (федеральным органом исполнительной власти, имеющим запас) выписываются повестки, которые в мирное время хранятся в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (п. 8).
Подпунктом «б» п. 22 Положения на призывную комиссию по мобилизации муниципального образования в период мобилизации возложены следующие функции: уточнение объема и сроков поставки ресурсов военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований); утверждение списков граждан, переданных в комплектуемые воинские части; осуществление контроля за развертыванием объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) в плановые сроки; осуществление оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военных комиссариатов, а также доставки на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); предоставление гражданам отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации; организация охраны и поддержания общественного порядка на объектах базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований), а также на маршрутах движения ресурсов; обеспечение организации розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.
Из п.п. 24, 25, 26 вышеуказанного Положения следует, что призывная комиссия по мобилизации в период мобилизации во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву; организует взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.
Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов.
Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).
Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы.
Вышеприведённые требования нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру призыва граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу в период мобилизации, не предусматривают проведение медицинского освидетельствования или военно-врачебной комиссии в отношении граждан подлежащих мобилизации.
В целях организации медицинских осмотров и, при необходимости, медицинского освидетельствования граждан, призываемых (призванных) на военную службу по мобилизации, Первым заместителем Министра обороны Российской Федерации Р. Цаликовым утверждена соответствующая Методика (от 25.09.2022 № 161/1/14066дсп).
Пунктом 1 указанной Методики установлено, что гражданам, призываемым на военную службу по мобилизации, в целях исключения у них инфекционных заболеваний, а также увечий, заболеваний, препятствующих призыву по мобилизации, проводится медицинский осмотр.
Всем призываемым (призванным) при прибытии на пункт сбора военного комиссариата (воинскую часть (организацию) Вооружённых Сил Российской Федерации (далее воинская часть) гражданам проводится термометрия, а также медицинский осмотр фельдшером (врачом-специалистом) в целях исключения острых инфекционных заболеваний (п. 5).
Граждане, предъявившие жалобы на состояние здоровья и имеющие увечья, заболевания, по которым в соответствии с расписанием болезней предусматривается негодность к военной службе, в том числе временная, осматриваются врачом-специалистом.
Результаты медицинского осмотра гражданина, призываемого (призванного) на военную службу по мобилизации и предъявившего жалобы на состояние здоровья, заносятся в книгу учета медицинского осмотра граждан, призываемых (призванных) на военную службу по мобилизации и предъявивших жалобы на состояние здоровья.
Материалами дела достоверно подтверждается, что Баскаков А.Н. был осмотрен фельдшером, произведена термометрия, исключены на момент осмотра инфекционные заболевания.
Административный истец данные обстоятельства не оспаривал, ссылаясь на не проведение полного медицинского обследования, не принятие во внимание жалоб на состояние здоровья в связи с болезнью органов глаз (гиперметропический астигматизм).
Вместе тем, данные доводы основаны на неверном толковании вышеизложенных норм права и Методики медицинского осмотра, опровергаются письменными доказательствами по делу.
Так согласно, представленной копии книги учета медицинского осмотра граждан, призываемых (призванных) на военную службу по мобилизации и предъявивших жалобы на состояние здоровья, жалоб от Баскакова А.Н. не поступало, подтверждающих медицинских документов не представлялось.
Отсутствие жалоб на состояние здоровья Баскаков А.Н. ДД.ММ.ГГГГ подтвердил и собственноручной подписью в именном списке граждан, вызываемых на призывную комиссию по мобилизации.
Установив вышеуказанные обстоятельства, проверив их на соответствие требованиям Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», принимая во внимание перечень оснований для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации установленный Указом Президента Российской Федерации № 664 от 24 сентября 2022 года, Методики медицинского осмотра при призыве на военную службу по мобилизации, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Призывной комиссии по мобилизации граждан ГО «Город Архангельск» принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах ее компетенции, на законных основаниях, с соблюдением установленного порядка, без нарушения прав административного истца.
Из совокупности установленных обстоятельств следует, что применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС Российской Федерации административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, порядок принятия оспариваемого решения соблюден. Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением.
Помимо изложенного, суд учитывает, что Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 утверждено Положение о воинском учете, согласно которому граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы (учебы) или должности (пп. «г» п. 50).
Материалами дела подтверждается, что административный истец о наличии у него заболеваний, в том числе хронических, административных ответчиков не уведомлял.
Каких-либо нарушений по проведению мероприятий по частичной мобилизации, входящих в компетенцию Военного комиссариата городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области, судом не установлено, поскольку Баскаков А.Н. пребывает в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, права на отсрочку от призыва на военную службу, предусмотренное ст. 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации № 664 от 24 сентября 2022 года «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации», не имеет, при этом имеет военно-учетную специальность.
При таких обстоятельствах действия административных ответчиков по призыву Баскакова А.Н. в рамках частичной мобилизации выполнены в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 февраля 1997 г. №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации № 664 от 24 сентября 2022 года «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации», Положения «О призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006г. № 852, в пределах их компетенции.
Сведений о наличии заболеваний, которые влекут освобождение от военной службы в связи с мобилизацией по состоянию здоровья, в материалах дела не имеется.
Само по себе несогласие административного истца с решением призывной комиссии по мобилизации не свидетельствует о допущенном со стороны каждого из административных ответчиков незаконного действия или бездействия, в связи с чем оснований для признания незаконным указанного решения не имеется.
Документов, подтверждающих наличие у истца заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по мобилизации, врачам-специалистам в ходе медицинского освидетельствования представлено не было.
При этом суд учитывает, что само по себе диагностирование того или иного заболевания не является достаточным основанием для признания гражданина негодным к военной службе. Данное заболевание должно объективно препятствовать возможному призыву на военную службу в период мобилизации.
Доказательства, свидетельствующие о наличии у истца на момент проведения медицинского осмотра заболевания, дающего право на освобождение от призыва на военную службу, как и доказательств того, что общие клинические исследования могли бы выявить у него заболевание, дающее ему право на такое освобождение, суду представлены не были.
Фактически комплекс всех необходимых и возможных действий, направленных на призыв административного истца на военную службу по мобилизации административным ответчиком производился надлежащим образом, какого-либо незаконного бездействия либо незаконных действий с его стороны в этой части не установлено.
С учетом изложенного следует заключить, что оспариваемое решение принято призывной комиссией по мобилизации в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах ее компетенции, на законных основаниях, с соблюдением установленного порядка, без нарушения прав административного истца, с учетом пояснений призываемого на состояние здоровья и результатов его медицинского освидетельствования.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу судом установлено не было.
Административными ответчиками были совершены действия в пределах предоставленных им законом полномочий, и, принимая во внимание, что заявитель не представил доказательств фактического нарушения его прав, создания ему препятствий к их осуществлению, незаконного возложения на него обязанности или незаконного привлечения к ответственности в рамках действующего законодательства, основания для признания их действий и принятого решения незаконными отсутствуют.
Причин усомниться в убедительности доводов административного ответчика у суда не имеется, поскольку в подтверждение своей позиции им были представлены все необходимые доказательства, оценивая которые, суд приходит к выводу о законности совершенных им действий.
Учитывая, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, соответствует действующему законодательству, прав и законных интересов административного истца не нарушает, соответственно, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Все иные доводы стороны административного истца правого значения для разрешения настоящего спора не имеют и судом не принимаются.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для принятия решения об удовлетворении административного иска, предусмотренных положениями пункта 1 части 2 ст. 227 КАС РФ, в связи с чем отказывает в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Баскакова А. Н. к Военному комиссариату городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области, Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Архангельской области», Военному комиссару Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Архангельской области» Севастей А. И., временно исполняющему обязанности Военного комиссара городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Мельникову Ф. А., Призывной комиссии по мобилизации граждан городского округа «Город Архангельск» о признании незаконным и отмене решения о призыве на военную службу по мобилизации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2022 года.
Судья И.С. Кирьянова
https://oktsud--arh.sudrf.ru/modules.php?na...=&text_number=1