Пехлеви получил европейское образование, знал несколько языков, часто проводил зарубежные поездки, посещал разные регионы своей страны. С 1963 года шах вёл политику модернизации, названную «белой революцией». Он верил, что Иран под его началом станет «пятой индустриальной державой мира».
В стране строили современные заводы и фабрики. Перевооружалась армия, многократно увеличивались доходы от экспорта нефти и газа на Запад. Государство перераспределило пахотную землю в пользу мелких земледельцев, выкупив излишки у крупных собственников.
По всей стране создавались новые учебные заведения: от начальных школ до университетов. Количество вузов в стране за время правления шаха выросло вчетверо, а техникумов — в 20 раз. Если в 1953 году школы посещали чуть более 700 тысяч иранских детей, то к 1979 году количество школьников превысило 4 миллиона.
Тысячи молодых иранцев, девушек и юношей, каждый год учились на бюджетные деньги за рубежом — в Соединённых Штатах, Франции и других западных государствах. Шах приветствовал западный образ жизни, и городские жители Ирана привыкали его воспринимать. К 1979 году казалось привычным носить западную одежду, слушать западную музыку и смотреть западные фильмы.
Крупные города страны внешне всё меньше отличались от европейских. Банки, казино, кинотеатры и ночные клубы уже не воспринимались как диковинки. Наиболее вестернизированный вид приняла столица Тегеран, где ещё при шахе успели построить целые кварталы высотных зданий с современными широкими дорогами.
Внутри «белой революции» существовали свои противоречия. Экономическую модернизацию не сопровождала политическая либерализация. Напротив, правление шаха год от года становилось всё более авторитарным.
К 1979 году в стране под запретом находились все политические партии за исключением провластной «Растахиз» («Возрождение»). Меджлис (парламент) стал органом номинальной власти. Любое инакомыслие подавляла шахская тайная полиция САВАК. Официальные средства массовой информации находились под контролем властей, неустанно прославляя шаха и его политику.
Развитие промышленности и экономический рост дополнял навязчивый культ доисламской Древней Персии. В 1971 году шах устроил пышное празднование 2500-летия этой империи. Торжества с участием зарубежных гостей обошлись казне в сотни миллионов долларов, в то время как жители нескольких провинций страдали от неурожая и голода.
В 1976 году Пехлеви объявил о замене традиционного мусульманского летоисчисления хиджры на новое — от начала династии Ахменидов. Для набожного большинства жителей Ирана эта реформа стала величайшим оскорблением.
Попытки шаха эксплуатировать наследие правивших многие века назад Ахменидов и Сасанидов выглядели нелепыми и для светских образованных иранцев. Ведь сам Пехлеви не из каких древних династий не происходил, а просто приходился сыном удачливому авантюристу, захватившему власть во время смуты 1920-х годов.
Власть Мохаммеду Пехлеви досталась не только по наследству, но и благодаря внешней помощи. После Второй мировой войны Иран представлял собой конституционную монархию с сильным парламентом и ограниченными полномочиями шаха. В 1953 году установить абсолютную власть монарху помогли сотрудники спецслужб США и Великобритании.
Иран, благодаря замечательному руководству шаха — это надёжный островок стабильности в одном из наиболее неспокойных регионов мира. В этом ваша заслуга, ваше величество, и заслуга вашего руководства, дань того уважения, восхищения и любви, с которыми ваш народ относится к вам.Джимми Картер
В ходе операции «Аякс» западные разведчики добились свержения центристского правительства Мохаммеда Мосаддега и сделали Пехлеви-младшего единовластным правителем. Причём сам шах в решающий момент противостояния с популярным в народе премьер-министром спасовал и бежал из страны. Вернулся монарх в Иран только после того, как верные ему военные и западные разведчики низложили Мосаддега.
Память о трагических событиях 1953 года и шахской непоследовательности ещё долго жила в иранском обществе. Многие жители страны не видели в шахе Мохаммеде законного правителя. Для них он был сыном узурпатора, чью власть обеспечила помощь Запада, а не священная традиция или поддержка народа.
Операция «Аякс» стала видимой победой Запада и шаха. Англичане вернули себе контроль над иранской нефтью, национализированной правительством Мосаддега. Американцы избавились от непокорного политика, подозреваемого в симпатиях к Советскому Союзу.
Однако переворот 1953 года и последовавший за ним разгром центристов из «Национального фронта» и коммунистической партии не привели к окончательной победе над недовольными шахской политикой. Протестный электорат вместо политических партий начали аккумулировать шиитские священнослужители.
В Иране большинство верующих исторически составляют мусульмане-шииты, а не последователи более распространённого суннитского ислама. На революционные события оказали влияние такие особенности шиизма как непререкаемый авторитет высших духовных лиц — аятолл, исторический культ мученичества и жертвенной борьбы.
Летом 1963 года в Иране грянули первые волнения под религиозными лозунгами. Сторонники исламского духовенства протестовали против начала «белой революции»: земельной реформы и эмансипации женщин. Тогда иранские священнослужители ещё не имели опыта в революционной борьбе. Силы безопасности быстро разогнали толпы их сторонников.
Идейным вдохновителем беспорядков выступил аятолла Рухолла Хомейни. Священнослужителя арестовали и его выслали из страны. В эмиграции Хомейни пробыл почти 15 лет, пожив в Турции, Ираке и Франции. На протяжении этого времени аятолла поддерживал связь с единомышленниками внутри страны. Хомейни стал непререкаемым авторитетом для значительной части иранцев. Шиитский ислам превратился в идеологию протеста. Эклектичные установки «белой революции» в сознании иранцев начали проигрывать религии.
В народе распространялись слухи о роскоши, в которой живёт монаршая семья, коррумпированности шахских приспешников и жестокости тайной полиции САВАК. Основания для таких разговоров имелись, но размеры явлений сильно преувеличивали противники власти.
В 1970-х годах шиитское духовенство перехватило у разгромленной шахом компартии «левую повестку». Иранским богословам-интеллектуалам вроде Али Шариати и Муртазы Мутаххари удалось синтезировать социалистические идеи с религиозными догматами. Получилось что-то в духе католической «теологии освобождения».