685


В Ярославской губернии родился Алексей Смирнов — актер. Легендарный тунеядец Федя из комедии «Операция “Ы”» и механик Макарыч из фильма «В бой идут одни “старики”».
Сейчас к людям надо помягше, а на вопросы смотреть ширше
Рос в Ленинграде, рано потерял отца. Еще в школе выступал в драмкружке. В 20 лет окончил театральную студию при Ленинградском театре музкомедии. Осенью 1940 был призван в армию.
Прошел всю Великую Отечественную. Совершил несколько подвигов: поднимал однополчан в атаки, ходил в разведку, брал в плен немцев. Имел 11 боевых наград.
Успевал руководить полковой художественной самодеятельностью и организовывать концерты. Победу встретил в госпитале, где лечился после контузии.
Демобилизовавшись, вернулся в театр музкомедии. Жил бедно, ухаживал за больной матерью — после гибели младшего сына на войне у нее развилось психическое заболевание.
В 1952 ушел из театра в «Ленгосэстраду», поскольку не мог часто ездить с гастролями. Вскоре ему стали предлагать комедийные роли второго плана — театральной публике полюбились его образы смешных и неуклюжих увальней.
В 1959 сыграл эпизодическую роль буржуйчика — единственного комедийного героя в историческом фильме «Кочубей».
В 1961 пришел на киностудию «Ленфильм», где сыграл матроса Кныша в «Полосатом рейсе» и казачьего атамана в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
Сыграл у Леонида Гайдая в новелле «Вождь краснокожих». Выполнял любые трюки — падения, купание в ледяной воде и контакт с дикими животными.
В 1964 снялся в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».
Куда ставить-то?!Пожалуй, самой известной ролью стал хулиган и тунеядец Федя из комедии «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Кто не работает, тот естСнимался в «Айболите-66», «Свадьбе в Малиновке» и «Семь стариков и одна девушка».
Мечтал о драматических ролях. В 1968 сыграл в фильме «Разведчики» увальня-повара, который упрашивает взять его в разведку и жертвует жизнью, прикрывая отход товарищей.
В 1973, в 53, исполнил роль механика Макарыча в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни „старики“». В первый же день съемок, во время репетиции финальной сцены у могилы, ему стало плохо с сердцем, пришлось вызывать «скорую» и ложиться в больницу.
Вернувшись, сказал, что «второй раз так не смогу, просто умру» — и Быков оставил в картине единственный дубль.
Как жаль, что я так поздно нашел своего режиссераНа вопросы о собственных боевых наградах всегда отвечал уклончиво:
Ну, служил, ну, есть какие-то награды — так ведь в войну все отличились. А я ничего особенного не сделал
Однажды во время гастролей автобус «Ленфильма», в котором ехал Смирнов, попал в аварию. Спасая молодую актрису, сильно повредил ноги и долго хромал.
Современники описывали его как интеллигентного и скромного человека.
Из-за контузии не мог иметь детей. Усыновить ребенка тоже не получилось.
Несмотря на свою известность и боевые награды, жил с матерью в «коммуналке». Имел большую библиотеку, увлекался японской поэзией.
В пивнушке на ВДНХ он старался сесть в углу и быть как можно незаметнее. Народ буквально не давал ему прохода. Каждый стремился выразить ему свое почтение-восхищение, а он дико смущался
(Игорь Вознесенский)
В 1979 тяжело перенес новость о гибели Быкова в аварии, ушел в запой и попал в больницу. Умер через две недели, в день выписки. Ему было 59. К тому моменту мать перестала узнавать его из-за своей прогрессирующей деменции, пережила сына на два года.
Хотел быть похоронен под вальс «На сопках Маньчжурии», но вел крайне замкнутый образ жизни и во время прощальной церемонии об этом никто просто не знал.
Все меньше тех, кого я знаю,
Все больше поглотила ночь,
А мы по прежнему у края,
И не уйти отсюда прочь…
Из года в год, из века в век,
Стоять дозором перед тьмою,
И слушать окрик через снег —
…Готовься к бою!
по материалам ТК "Говорит НеМосква"