210


Позвонил мне летом один дяденька, пожаловался, что у него не заводится Гелендваген 90-х годов выпуска и попросил его посмотреть. Позвонил, само собой, не просто так. Я занимаюсь ремонтом самобеглых повозок. Автоэлектрик и карбюраторщик. Ну, раз зовут и хотят дать мне денежку, почему бы не съездить. Приезжаю. Дяденька показывает машину, говорит, что не работает бензонасос и что он грешит на сигнализацию, точнее на цепь блокировки запуска. Просит блокировку убрать.
Лезу в недра проводов. Действительно, стоит реле блокировки, блокирующее бензонасос, которое установщики почему-то не посадили в специальное гнездо, а припаяли. Зачем это было сделано, не знаю. Но, раз просят убрать, убираю. Восстанавливаю заводскую схему. А Гелик как не заводился, так и не заводится. Иду по восстановленному мной проводу. Провод приходит в чёрную коробочку. Причём, на разъёме, в который коробочка втыкается, питание есть. Вбиваю в Яндекс циферки с коробочки. Яндекс мне говорит, что это блок управления бензонасосом.
Говорю дяденьке, что блок неисправен. Дяденька грустнеет. Блок найти не очень сложно, но цена его немаленькая. Я же осматриваю блок. Вижу, что крышка блока в месте соединения с корпусом пролита компаундом. Говорю дяденьке, что сейчас посмотрю и если получится сковырнуть компаунд и вскрыть блок, возможно, смогу его починить ну или, как минимум, посмотреть, возможен ли ремонт. Дяденька говорит, что не надо и что он нашёл б/у блок. Отвечаю, что б/у – это лотерея и ковыряю компаунд «крокодилом» от контрольки. Компаунд оказывается похожим на фруктовое желе, которое продаётся в продуктовых магазинах и легко снимается.
Вскрываю блок. Смотрю на него со стороны радиоэлементов. Всё красиво, как будто вчера с завода и видимых неисправностей нет. Переворачиваю плату и понимаю, в чём дело. Одна ножка разъёма, которым блок подключается к автомобильной проводке, не припаяна и загнута. Нет, припой на контактной площадке есть и его немало, но контактную площадку и ножку он не соединяет. На фото проблемный контакт обведён красненьким.
Показываю проблему хозяину Гелика и спрашиваю, есть ли у него паяльник. Я на выезды паяльник не беру, так как он практически никогда не нужен. Дяденька приносит паяльник и канифоль, но говорит, что припоя нет и что припой сейчас привезёт сын с работы. Я же тем временем, используя тот припой, что есть на контактной площадке, припаиваю ножку по принципу «контакт есть, но лишний раз не трогай, отвалится», чтобы проверить, работает ли вообще блок или в нём есть и другие неисправности. И выясняется, что блок рабочий. Гелик прекрасно заводится, мотор работает ровно.
Дальше неинтересно. Сын привёз припой, я припаял ножку должным образом, собрал блок, установил на место, мне дали денег за работу и я поехал домой. По дороге попытался восстановить картину появления неисправности. Блок был залит. То есть, с завода в него никто не лазал. Похоже, на этапе контроля качества платы блока выяснилось, что она не работает, мастер определил причину, но у него не было под рукой паяльника и он загнул ножку разъёма, чтобы обеспечить контакт. В таком виде плата была упакована в корпус и установлена на автомобиль. Вот вам и хвалёное немецкое качество. Откровенный брак отправлять потребителю. И брак этот давал о себе знать. Владелец Гелика жаловался, что он периодически тупил на ходу и что складывалось впечатление, что не хватает топлива. Теперь понятно, что виной тому был контакт разъёма. Из-за высокого переходного сопротивления падало напряжение на бензонасосе и он не давал достаточно топлива. Об этом говорит и потемневший лак на плате на дорожке питания. Невооружённым глазом видно, что дорожка грелась и что виной тому плохой контакт. Так что, получается, брак на выходе с завода – явление интернациональное.