Не буду затрагивать тему эффективности работы полиции, хотя прекрасно понимаю, что со стороны граждан есть очень много претензий по этой части – это тема отдельного разговора. Для начала расскажу о том, что нужно для того, чтобы стать полицейским.
Если кратко, то простым полицейским может стать абсолютно любой человек, отслуживший в армии, не имеющий судимости, имеющий среднее образование и желающий работать в полиции. Если же у вас среднее специальное или высшее образование, то вы можете сразу стать офицером (при наличии соответствующей должности) – например, участковым, дознавателем, следователем, опером, инспектором ГАИ, кадровиком, командиром взвода и т.д. Правда, тут может учитываться профиль образования – например, следователем или дознавателем можно стать, только имея юридическое образование.
Так вот, ситуация с кадрами в полиции сейчас очень плачевная – люди из полиции бегут, и в течение последних двух лет этот процесс приобретает всё более катастрофические масштабы. Основной причиной является низкая зарплата – это всем понятно. Ну, конечно, же и условия работы довольно жесткие на многих должностях: большая нагрузка, переработка, беспредельная бюрократия, постоянные наказания, неадекватные руководители, общение в ходе службы не с самыми интеллигентными слоями общества. Вопрос по увеличению денежного довольствия, хотя и рассматривался в прошлом году на самом высоком уровне, но заплата не выросла ни на рубль. В итоге на улицах больших городов сейчас значительно сократилось количество полицейских автопатрулей, а в более мелких населённых пунктах их просто не стало, и эта ситуация продолжает ухудшаться. У участковых, следователей, дознавателей, из-за большого некомплекта, который превышает 50%, очень большая нагрузка, что сильно сказывается на качестве их работы как по расследованию и документированию преступлений, так и по работе с населением. То же самое можно сказать и про работу уголовного розыска: нет оперов – нет раскрытий и т.п. Это сказано очень общими словами, и об этом можно говорить очень долго.
Но я здесь хочу сказать про набор новых сотрудников. Получается так, что в этом вопросе сама система внутри себя создала множество препонов и сама же себя пожирает, если так можно выразиться. Количество принимаемых на службу сотрудников сейчас никак не перекрывает их отток, и это отчасти из-за того, что кандидатам приходится пройти несколько ступеней отбора, прежде чем стать полицейскими. Те, кто с полицией дела никогда не имел, возможно охренеют от этой информации!
Если вы изъявили желание, к примеру, после срочной службы в армии устроиться в полицию, то вас сначала запишут к психологу на беседу и назначат дату. Психолог задаст вам какие-то стандартные вопросы, чтобы вынести предварительное решение, можно ли вас брать на службу. После этого вам дадут направление на прохождение медкомиссии по месту жительства. Можно этих нескольких врачей пройти бесплатно (получится дольше) в поликлинике, к которой вы относитесь, а можно платно (так быстрее), но большинство людей всё же стараются проходить бесплатно. Бывает, что человек где-то подрабатывает (например, в доставке) и этот факт затягивает прохождение медкомиссии по месту жительства из-за нехватки времени. Таким образом, эту медкомиссию человек может проходить и неделю, и две, и три.
После медкомиссии по месту жительства вам выписывают направление на ВВК (военно-врачебную комиссию), в которую входит ещё и прохождение ЦПД (центра психодиагностики) – это когда вам дают тест с огромным количеством вопросов и по ответам на них делают выводы о вашей пригодности к предстоящей службе. Всё это в самом идеальном случае можно пройти дня за четыре, но так получается не всегда. Бывает, что какой-нибудь из врачей потребует от человека принести ему дополнительные медсправки с места армейской службы, из военкомата, проставить недостающую печать (стоит круглая, а должна быть ещё треугольная) или пройти дополнительное медицинское обследование. Такие факторы затягивают прохождение ВВК и иногда надолго – для получения необходимых медсправок порой необходимо сделать запрос в другой город (по предыдущему месту жительства или службы) и ждать на него ответ длительное время. Иногда у человека могут быть странные татуировки, которые привлекают внимание врачей, и будущий руководитель этого полицейского должен написать рапорт, что он якобы видел эти татуировки, ничего против его трудоустройства не имеет и ответственность, в случае чего, берёт на себя. Не буду приводить здесь все нюансы, в общем, при прохождении ВВК бюрократическая машина работает на полную мощность, отсеивая и так небольшой поток новобранцев. Прохождение ВВК ,в итоге, может растянуться на срок до месяца. А если после этого ты на завершающем этапе ВВК (при прохождении психодиагностики) неправильно ответил на вопросы теста – всё ты ВВК не прошёл, полицейским тебе не быть, зря старался!
Но допустим ты всё это прошёл, все врачи признали тебя годным. Далее необходимо две недели ждать официальных результатов ВВК, быстрее – не бывает! Без получения этих результатов дальнейшего движения в плане трудоустройства не будет. Хрен с ним, результатов ты дождался, но это не всё. Тебя записывают к психологу на полиграф (детектор лжи, так называемый). Но иногда психолог (с которого всё начиналось) перед полиграфом может тебя попросить повторно пройти первичную беседу, потому что ему что-то там, видите ли, не понравилось. После прохождения полиграфа психолог пишет заключение о вашей годности к назначению на полицейскую должность. Но может и написать, что по результатам полиграфа не рекомендует вас назначать. Я, из опыта своей работы в кадрах, лично сомневаюсь в обоснованности претензий со стороны психологов, так как неизвестно на чём основаны их выводы – у психологов всё очень субъективно, но это, разумеется, только моё мнение, я его не навязываю. В жизни было так, что абсолютно адекватный и рассудительный сотрудник с хорошей характеристикой вдруг не мог пройти ЦПД или полиграф, а у людей «со странностями» препятствий это не вызывало.
Берут в полицию абсолютно всех, кто перечисленные ступени смог одолеть – выбора другого нет. И чтобы всё это пройти, в идеале, требуется месяц, но такое бывает крайне редко, в среднем, человек проходит все эти комиссии и психологов около 2-х месяцев, иногда это растягивается на 3 или даже 4 месяца. Неудивительно, что из каждых 10 кандидатов отсеивается на разных этапах примерно 8 человек, основная масса – из-за нежелания преодолевать все эти барьеры бюрократической машины.
Далее человек назначается в полиции на должность, но сотрудником он по-прежнему не является, поскольку он становится всего лишь стажёром. Срок стажировки длится минимум три месяца. В это время человека нельзя привлекать к исполнению обязанностей по должности, поэтому стажёры, как правило, убирают территорию, что-нибудь красят, помогают по хозяйству, сшивают документацию, заполняют какие-нибудь журналы и пр. Они, конечно, должны изучать нормативную базу, должностные обязанности, писать конспекты, но преподавателей в отделах полиции нет, все заняты своей работой. Руководство пребывает в глубокой иллюзии, думая, что со стажёрами кто-то с утра до вечера занимается в профессиональном плане. Что-то им, конечно, расскажут и покажут, но три месяца стажировки – это неразумный перебор.
После стажировки новобранец наконец-то получает звание, погоны, полицейскую форму и… убывает на учёбу в учебный центр. Минимальный срок этой учёбы – также три месяца, там его уже специальные преподаватели обучают различным предметам плюс он проходит занятия по огневой подготовке для того, чтобы иметь право на ношение и применение оружия. Но обучают его там, как правило, каким-то общим дисциплинам, которые непосредственно в его работе могут и не пригодиться, да и преподаватели совсем не обязательно сами работали, что называется, на земле и знают службу досконально. И вот когда после учебного центра сотрудник прибывает в своё подразделение, тогда и можно на него нагружать служебные обязанности.
Таким образом, с момента его обращения по поводу трудоустройства, проходит 8 – 9 месяцев, а то и больше. Представляете, вам нужен работник позарез сейчас, а, если вы нашли кандидата, то он начнёт работать только через 9 месяцев! Мне кажется, что даже топ-менеджеры крупных корпораций не проходят столько стадий перед трудоустройством. И я понимаю, если бы сотруднику сулили очень высокую зарплату, но молодой полицейский, только устроившийся на службу, будет получать около 32 тыс. рублей! В нашем регионе, например, согласно распоряжению Губернатора области идёт доплата в размере 10 тыс. рублей, но это тоже невеликие деньги, да и получают их только патрульно-постовая служба, участковые и вневедомственная охрана. И я преклоняюсь перед теми людьми, кто, несмотря ни на что, трудоустраивается в полицию.
Сама система МВД могла бы несколько облегчить своё положение с кадрами, если бы немного изменила порядок приёма на службу, даже не повышая зарплату. Во-первых нужно, убрать необходимость прохождения медкомиссии по месту жительства, оставив только ВВК. Боюсь, что у врачей ВВК есть план, сколько народа надо «зарубить» (точно этого не знаю), и врачам всё равно, какой некомплект в полиции. Обязательно нужно отказаться от всей бюрократии при прохождении ВВК и мнение психологов отодвинуть на самый задний план, а то психологи, пытаясь доказать свою значимость, проявляют неуёмное рвение и не пропускают нормальных кандидатов. Если человек ненормальный, то это сразу видно, и сам начальник не захочет себе его брать. А сколько было сотрудников, которые, во время своей службы, совершали преступления или суициды – но при этом все они при трудоустройстве прошли и психодиагностику, и психолога, и полиграф. Посмотрите, сколько генералов арестовано в последние годы, все они когда-то были признаны годными к прохождению службы! Срок стажировки нужно сократить до двух недель (вместо трёх месяцев) – этого достаточно для того, чтобы ввести человека в курс дела: чем он на службе будет примерно заниматься. Срок пребывания в учебном центре можно смело сократить до двух-трёх недель (вместо трёх месяцев), этого тоже достаточно, чтобы привить навыки стрельбы из табельного оружия и что-то рассказать по юридической линии. Всё равно любой сотрудник всему будет окончательно учиться уже непосредственно на своём рабочем месте. При этом будет значительно меньше отсев, на качество сотрудников это не повлияет, а сотрудники будут приступать к работе не через 9 месяцев, а хотя бы через два – три.
Разумеется, всеми перечисленными проблемами близко сталкиваются, в основном, только те, кто работает по подбору кадров, т.е. низшее офицерское звено. В областных главных управлениях внутренних дел об этих проблемах вряд ли знают, а те руководители, которые могут принять необходимые решения, находятся ещё выше, и эти проблемы для них совсем невидимы. Поэтому нужных решений никто не примет, а в итоге это приводит к тому, что полиция постепенно исчезает из городов вместе с увольняющимися в большом количестве сотрудниками.
P.s. Этот текст не относится к региону, который называется Москва.