Сейчас трудно сказать, как Николай Бельды (так он значился в паспорте) стал Кола Бельды. Однако последняя жена певца и его вдова Ольга Бельды рассказывала, что родители мальчика назвали его Колан — то есть «дождевой червь». Такое вроде бы неприглядное имя было совершенно обыденным для нанайцев и в принципе для народов, которые верят в духов. Ведь вряд ли кто-то из потустороннего мира заинтересуется мальчиком, названным червяком, а значит, и в жизни у него все будет хорошо.
Родился Кола Бельды предположительно 2 мая 1929 года в небольшом селе Муха Нанайского района Хабаровского края. Предположительно — потому, что так гласила запись в паспорте. Село находилось в глуши, и, конечно же, никто не стал регистрировать мальчика сразу же после его рождения. Маленький Кола очень скоро остался без родителей — отец погиб на охоте, а мать уехала в другую деревню, в новую семью. Так что спросить о точной дате его рождения было не у кого.
По местным обычаям маленького Колю воспитывали дядя и дед по отцовской линии. Особенного дела до мальчика им не было, и он зачастую был предоставлен сам себе. Однажды, забредя в глушь, он упал в яму, где просидел несколько часов, пока его не нашли взрослые. Мальчик так испугался, что на всю жизнь стал заикой — в особенности ему плохо давались шипящие звуки.
Учиться Кола Бельды отправили в школу-интернат села Найхин, где он жил до 1943 года. Вряд ли ему нравилось жить там, где над его заиканием потешались другие дети, возможно, поэтому он принял решение бежать на фронт.
Сказано — сделано. 16-летний Коля сбежал из интерната и отправился в Хабаровск. Еда, которую он припас, быстро закончилась, нормальной дороги не было. Через несколько дней, пройдя пару деревень, он вышел к берегу реки, увидел рыбацкие лодки, стоящие на берегу, и заснул под одной из них.
Там его и нашел другой мальчик, Вася Панюшев, который привел Колю к себе домой. Мать Панюшева его накормила, а отец отвез на лодке в Хабаровск.
Будущий певец впервыые оказался в большом городе, и после того, как немного отошел от культурного шока, сразу начал задавать прохожим вопрос: «Где фронт?» Большинство пожимали плечами, но нашелся и тот, который сказал: если хочешь на фронт — это на вокзал надо, на поезд сесть
Коля так и сделал. Денег у него не было, поэтому он просто спрятался в ящике с песком под вагоном. Проехав несколько станций, голодный и грязный, он выскочил из ящика и увидел, как возле вагона перекуривают моряки. На вопрос, не едут ли они на фронт, моряки ответили положительно и предложили Коле ехать с ними.
Так он стал юнгой на корабле Тихоокеанского флота, где его обучили премудростям морской жизни. А уже через два года, когда ему исполнилось 18, его призвали служить мотористом-дизелистом на минном тральщике, на котором он участвовал в освобождении Кореи от японцев.
Но больше всего Николай Бельды хотел заниматься тем, что его привлекало с детства, — пением. Ведь когда он пел, то переставал заикаться. Талант парня заметили еще на корабле, где он служил, и Коля попал в ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота. А после службы поехал с сослуживцем в Саратов, где была консерватория, в которую он поступил и с успехом окончил.
Потом был фестиваль молодежи и студентов 1957 года, на котором его заметила министр культуры СССР Екатерина Фурцева и стала всячески ему содействовать. А всесоюзная популярность пришла к Бельды в 1960 году, после концерта в «Лужниках», где он исполнил знаменитую «Песню оленевода» (которая о том, что олени лучше). Еще одной яркой точкой в его карьере стал фестиваль «Песня-72», где он исполнил песню «Увезу тебя я в тундру».
С тех пор слава его гремела по всему Союзу. Кола Бельды присваивали одно за другим звание заслуженного артиста. Он гастролировал в СССР и за рубежом, собирая награды. Так, в 1973 году он стал лауреатом международного конкурса вокалистов в польском городе Сопоте, а мэр французского города Мезен наградил певца эпитетом «Золотой голос Севера».
Снимался он и в кино — правда, в эпизодических ролях. В фильме «Русский сувенир» он исполнил роль студента-шамана, а в «Ансамбле неудачников» сыграл себя самого. Мог бы попасть и в большое кино на главную роль, но в этом случае удача, к сожалению, ему не благоволила. Как вспоминал режиссер Владимир Васильев, который снимал совместно с Акирой Куросавой фильм «Дерсу Узала», однажды Кола Бельды, без какого бы то ни было приглашения, пришел в съемочную группу, представился внуком Дерсу Узала и заявил о желании сыграть своего деда.
— А как же вы будете сниматься в роли Дерсу, если вы так сильно заикаетесь? — спросил Васильев певца.
— А я петь буду! — засмеялся Кола Бельды.
Васильев рассказывает, что впоследствии он провел кинопробы, на которых партнером певца был Юрий Соломин, но в итоге его не взяли на эту роль. Зато Кола Бельды познакомили с японским режиссером, и он помогал отбирать национальные мелодии, репетировал с будущим исполнителем главной роли Максимом Мунзуком.
и еще много
здесь