Как советская машина всех в шахматы обыграла

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
2507779
2.08.2024 - 00:22
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 29.01.17
Сообщений: 168
83
«Каисса» — одна из первых прикладных программ, которая показала результат лучше 99,9 % людей-профессионалов в мире. В 1974 году в Стокгольме прошёл знаменательный шахматный чемпионат: впервые в истории за звание чемпиона мира сражались не люди, а машины — 13 компьютерных программ из восьми стран.

Компьютеры в те годы были не чета нынешней мелочи: они были весом по нескольку тонн, а площадью с несколько квартир. Сами они в Стокгольм, конечно, не поехали: ходы делались дистанционно, по телефону.

Советский Союз на этом турнире представляла «Каисса» — программа, в судьбе которой переплелись атомная промышленность, битва с коллективным разумом читателей «Комсомольской правды» и шахматисты-любители.

Началась эта история в Институте теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ) — закрытом учреждении, принадлежавшем Министерству среднего машиностроения. И здесь стоит сказать, что среднее машиностроение — это не про такие тракторы, которые крупнее маленьких, но меньше тяжёлых. В Советском Союзе это министерство курировало атомную промышленность — как гражданскую, так и занимавшуюся производством ядерных зарядов.

Именно здесь в 60-х годах группа математиков создала одну из первых в СССР шахматных компьютерных программ, из которой в дальнейшем выросла «Каисса».

Кажется, что это звучит не очень по атомно-промышленному.

Но руководитель института, академик Абрам Алиханов, хорошо понимал: нельзя заваливать математиков одними только практическими задачами, они от этого просто выгорят или, чего доброго, уволятся. Поэтому он сквозь пальцы смотрел на то, что часть времени математики тратят на собственный проект.

Руководил лабораторией Александр Кронрод — один из основоположников отечественного программирования.

Кронрод был уверен, что для создания полноценного ИИ мало научить программу быстро считать. Она должна решать логические задачи, анализировать ситуацию, выбирать из нескольких вариантов. То есть делать то, что мы привыкли считать человеческим. Идеальным полигоном для отработки таких навыков стали игры, ведь на их основе можно не только оценить уровень программы (победил я — я умнее, победила программа — она умнее), но и посмотреть, как она «думает» и принимает решения.

Сотрудники лаборатории написали программы для самых разных игр — от крестиков-ноликов до преферанса. Однако самой сложной и желанной целью были шахматы, ведь в них даже сами люди играют неидеально: допускают ошибки, экспериментируют, придумывают новые стратегии.

Оказалось, что придумать алгоритм, с помощью которого можно играть в шахматы, — это задача со звёздочкой.

И вот почему

Программы, играющие в игры, обычно использовали алгоритм Минимакс. Работает он, если очень коротко, так:
Сначала программа просчитывает все возможные ходы до конца партии. В результате получается что-то типа дерева, где в начальной части — нынешняя позиция, а в конце — «листья»: все возможные исходы данной партии.
Затем программа выбирает те исходы, которые её устраивают, например, в крестиках-ноликах это все варианты типа «я играю крестиками, и на поле есть три крестика в ряд». Этим «листьям» присваивается максимальный приоритет, а тем, в которых программа проигрывает («три нолика в ряд»), — минимальный.
Между «листиком»-целью и стартовой позицией оказывается «дерево» из нескольких десятков или сотен развилок — это моменты, в которые программа или её оппонент по очереди делают ходы. Программа, понятное дело, стремится при этом прийти к цели, у которой максимальный приоритет, а минимальный, в свою очередь, интересует оппонента. Пользуясь этими правилами, программа может составить такую последовательность решений, которая приведёт её к победе. Ну или к ничьей, если победа невозможна.

В случае с шахматами эта идея ломается уже на первом этапе. Брутфорсить шахматы очень и очень вычислительно дорого. Если на первом ходу у вас 40 возможных действий (по два на каждую пешку и каждого коня), то уже к третьему количество вариантов возрастает до 15 миллионов. Поэтому нужно было либо заниматься селективным поиском «листьев», либо уменьшать неопределённость за счёт дебютных таблиц (в конце партии при меньшем числе фигур возможен и полный перебор), либо придумывать что-то ещё, например, случайное сэмплирование.

Рождение «Каиссы»

Советские математики решили искусственно ограничить область поиска программы: она рассчитывала варианты не до конца партии, а на несколько ходов вперёд. Для этого программу научили выбирать более или менее выгодные результаты, а также придумали систему оценки. Съел чужого коня — хорошо, потерял своего ферзя — плохо. В расчёт принимались не только стоимость отдельных фигур, но и их позиция — количество возможных ходов, которые можно сделать с той или иной клетки.

Программа ИТЭФ успешно научилась это делать и играла, по отзывам современников, на уровне шахматиста третьего разряда. Более того, в 1967 году она впервые в истории сразилась с другой программой — детищем американского Стэнфордского университета.

И победила со счётом 3:1.
Однако она обладала рядом недостатков, например, работала на относительно старой тёплой и ламповой ЭВМ М-20. На просчёт одного хода могло уйти два дня. Точнее, две ночи, потому что днём машина решала задачи среднего машиностроения.
Другой проблемой было то, что первую программу написали на машинном коде: это была последовательность нулей и единиц. Для машины это, само собой, было удобно, а для человека — не очень. К тому же в этом случае программа зависит от конкретной архитектуры процессора, поэтому перенос с одного компьютера на другой проблематичен. Из-за этого, когда в 70-х годах на основе старой программы создавали новую для недавно купленного ICL 4-70, её писали на ассемблере.

Потому что мнемоники ассемблера облегчают взаимопонимание.
Правда, заниматься этим пришлось уже ученикам Александра Кронрода. Основной костяк авторов — это Владимир Арлазаров, Георгий Адельсон-Вельский, Анатолий Усков и Михаил Донской. Самого же учёного в 1968 году уволили за то, что он подписал открытое письмо в защиту коллеги, подвергшегося политическим репрессиям.
Команда лаборатории после этого перешла в Институт автоматики и телемеханики. Именно здесь в 1972 году родилась «Каисса». Программу назвали в честь придуманной в XVI веке греческой дриады, покровительницы шахмат.

Как думать быстрее, если ты медленный

Одной из главных проблем была низкая производительность компьютеров тех лет. Создатели «Каиссы» не могли модернизировать железо, поэтому решили пойти другим путём: они научили программу лучше и эффективнее думать. Для того чтобы ускорить процесс, использовали эвристику и альфа-бета-отсечение.

Когда компьютер проверял свои возможные ходы, он игнорировал все варианты действий, которые были менее выгодными, чем уже проверенные. То же самое, только со знаком минус, он делал при анализе возможных действий своего оппонента: если противник может безнаказанно забрать ферзя, то он, скорее всего, это и сделает.

Нет смысла тратить время на проверку всего «дерева» решений для других вариантов.

Ещё больше эффективности добавило применение эвристики нулевого хода. Её принцип заключается в том, что если в какой-то момент позиция игрока станет настолько хорошей, что он может без последствий пропустить следующий ход, то оппонент, очевидно, такого хода никогда не сделает.

Так что и его, и все проистекающие из него ходы также можно отсечь и не анализировать.

Кроме того, создатели «Каиссы» сделали несколько принципиальных нововведений. Так, они первыми придумали представлять доску в виде числа, ведь клеток на ней — 8x8, то есть 64 штуки. Значит, расположение фигур на доске можно представить в виде 64-значного числа. Точнее, в виде системы из нескольких таких чисел: для своих пешек, для вражеских, для своих коней, для короля и т. д.

А числа — это то, с чем компьютер справляется лучше всего, так что за счёт этого можно оптимизировать процесс.

Другое решение позволило уйти от стратегической слепоты, которая была бичом шахматных программ. В шахматах многое зависит от дебюта, от того, какие ходы будут сделаны в начале партии. И компьютер, который видел всего на несколько ходов вперёд, не мог понять, к чему в итоге приведут его действия. Обойти это ограничение удалось с помощью дебютной книги — небольшой базы данных, в которую было записано 10 тысяч возможных ходов начала партии. Пользуясь этими знаниями, своего рода коллективным опытом поколений живых программистов, компьютер избегал серьёзных ошибок на старте.

Последний козырь разработчики вытащили уже на том самом соревновании в Стокгольме.

Программа начинала анализировать ситуацию не в тот момент, когда к ней переходил ход, а в тот, когда его отдавала, и таким образом могла использовать не только своё время, но и те часы, когда над ответным ходом думал оппонент.

Просто, гениально и ничего незаконного: люди ведь тоже так делают!

Машина против человечества

Перед тем как побороться за мировое первенство, «Каисса» испытала свои силы на человеке. Точнее, на людях. Программа провела два матча с читателями газет: сначала — с «Уральским рабочим», а затем — с «Комсомольской правдой». Схема была простой: газета публикует ход программы, затем читатели в течение нескольких дней шлют свои варианты ответа. Редакция выбирает самый популярный, после чего его вводят в систему, «Каисса» делает новый ход, и всё повторяется.

Столкновение с человечеством на тот момент закончилось вничью: если у читателей «Уральского рабочего» программа выиграла, то более широкой аудитории «Комсомолки» проиграла.

Шли партии, прямо скажем, небыстро: один из иностранных фанатов шахмат успел даже выучить основы русского языка, чтобы следить за матчем в оригинале. Следил не он один: история получила широкую известность за границей и стала одной из причин, по которым советскую программу позвали на чемпионат в Стокгольме.

Сам чемпионат проходил по швейцарской системе: каждая программа играла с четырьмя противниками. В результате «Каисса» заняла первое место, победив во всех четырёх партиях американские программы Ostrich, CHAOS и Tech II, а также австрийскую Frantz. Правда, в число её оппонентов не попала другая программа-лидер — Chess 4, набравшая три очка. Поэтому после матча провели ещё одну — дополнительную — партию, которую лидеры закончили вничью.

«Каисса» ещё дважды участвовала в мировых чемпионатах, но «золота» больше не получила. В 1977 году в Торонто она заняла второе-третье места, а в 1980-м в Линце — 5-е –11-е. Причин у этого было две, и первая понятна: ICL 4-70 к тому времени устарел, а оппоненты переходили на более современные и мощные компьютеры. Кроме того, что немаловажно, в то время подобные чемпионаты воспринимались не как соревнование, а как конференция по обмену опытом.

Создатели компьютерных программ охотно делились с коллегами найденными решениями, и козыри «Каиссы», такие, как альфа-бета-отсечение, эвристические механизмы выбора наиболее удачного хода, представление доски в виде числа быстро пошли в народ. Вскоре эти решения стали стандартами для шахматных программ по всему миру, и многие используются до сих пор.

Сами же создатели советского чемпиона постепенно охладели к мировым соревнованиям. По словам Владимира Арлазарова, со временем эти состязания коммерциализировались, и создатели программ начали секретить принципы их работы.

У советских математиков такой подход вызвал отторжение.

«Мы учёные. То, что мы сегодня придумали, завтра будут знать все. Иначе какие же мы учёные?» — сказал по этому поводу сам Арлазаров.

via

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Как советская машина всех в шахматы обыграла


Как советская машина всех в шахматы обыграла


Как советская машина всех в шахматы обыграла


Как советская машина всех в шахматы обыграла
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Gnosis
2.08.2024 - 00:45 [ показать ]
-48
Sochinskiy
2.08.2024 - 00:50 [ показать ]
-10
dirak
2.08.2024 - 00:56
9
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 1.12.16
Сообщений: 344
Кому интересно, тут эмулятор М-20 (и другая инфа по ней):
http://www.tpmail.ru/dstef/m20/index_ru.html

А тут исходники Каиссы в машинных кодах М-20: https://web.archive.org/web/20140810111020/...M-20-Kaissa.pdf

На ЯПе же полно хацкеров, может оживят))


Кстати, тут: https://www.old-games.ru/forum/attachments/...ssa-zip.266108/

лежит переписанная (как утверждается) версия под PC, даже с исходниками на С.

Это сообщение отредактировал dirak - 2.08.2024 - 01:04
 
[^]
Семьянин
2.08.2024 - 01:06
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.04.14
Сообщений: 5393
Прям НИИ ЧаВо)))

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
ПРИМа25
2.08.2024 - 01:14
6
Статус: Offline


Дед-пердед

Регистрация: 27.05.13
Сообщений: 17272
В СССР ЭВМ в основном затачивались под задачи АСУТП. Вероятнсть имела малый вес.
После института работал в геофизике, помню была у нас ПС-2000.
200 000 000 оп/сек.
Основной сферой применения являлись геофизические расчёты, обработка массивных данных сейсмологических разведок.
Вот на ней наверное можно было бы скомпилить нечто приличное для прогнозирования шахмат
 
[^]
e1v1g1
2.08.2024 - 01:17
20
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 26.04.23
Сообщений: 54
У советских математиков такой подход вызвал отторжение.

«Мы учёные. То, что мы сегодня придумали, завтра будут знать все. Иначе какие же мы учёные?» — сказал по этому поводу сам Арлазаров.


У нас были ученые - мечтатели. Создавали не ради денег, и делали лучшее.
А у всех остальных был капитализм.
Потом продались, теперь и у нас тоже капитализм, что получили?
 
[^]
mason666
2.08.2024 - 04:30
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.02.14
Сообщений: 3236
Пашел ютубить " Каиссию" . Прикольно .

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Denim22
2.08.2024 - 05:14
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 12.05.22
Сообщений: 797
Цитата (e1v1g1 @ 2.08.2024 - 01:17)
У советских математиков такой подход вызвал отторжение.

«Мы учёные. То, что мы сегодня придумали, завтра будут знать все. Иначе какие же мы учёные?» — сказал по этому поводу сам Арлазаров.


У нас были ученые - мечтатели. Создавали не ради денег, и делали лучшее.
А у всех остальных был капитализм.
Потом продались, теперь и у нас тоже капитализм, что получили?

Инстаграмм, Вконтактик и прочую хрень. Даже на Марсе еще нет базы.
 
[^]
Nemesis27
2.08.2024 - 06:51
3
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 28.04.18
Сообщений: 272
В те годы Ботвинник слишком серьезно к себе относился: был слишком профессор, слишком чемпион мира, слишком знаменитый человек. Его пристальный взгляд из массивных очков никогда не загорался интересом; это был холодный скальпель. Он редко улыбался, говорил неторопливо и продуманно. После его фразы не хотелось говорить вообще.
На первом же занятии он как бы между прочим сообщил нам, что начал работать над шахматной программой для ЭВМ. Через несколько лет эта программа будет обыгрывать не только мастеров, но и гроссмейстеров, а со временем не оставит шансов и чемпиону мира. Это говорилось спокойно, убежденно, аргументировано. Это было им продумано и решено, и спорить с этим было бессмысленно. Тем более нам – мальчикам. Мы поняли одно: мэтр сошел с круга, но вместо себя готовит мстителя, бездушного шахматного убийцу, который расправится со всеми и тем опять возвысит имя своего создателя.
Мы были шокированы.
У нас была хорошая реакция; мы все одновременно подумали о себе – и не нашли себе уютного пристанища в открывшемся нам словно по волшебству грядущем шахматном мире. Напрашивался вопрос: если машина станет обыгрывать всех подряд, независимо от уровня таланта и силы, то зачем вообще изучать шахматы, зачем посвящать свою жизнь постижению их тайн?..
– Не волнуйтесь, ребята, – сказал Ботвинник, и от его взгляда на нас накатила очередная волна силы, уверенности и холода. – Вам работа найдется. Ведь сама по себе моя машина не оживет. Чтобы вложить в нее душу, потребуются сильные шахматисты-программисты. Вы будете первыми…

Как советская машина всех в шахматы обыграла
 
[^]
GerLex
2.08.2024 - 07:12
11
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.01.15
Сообщений: 109
Цитата (e1v1g1 @ 2.08.2024 - 03:17)
«Мы учёные. То, что мы сегодня придумали, завтра будут знать все. Иначе какие же мы учёные?» — сказал по этому поводу сам Арлазаров.

У нас были ученые - мечтатели. Создавали не ради денег, и делали лучшее.

Вот самое ценное, что создали в СССР.
Социум и таких людей.
Вот этот проеб самый печальный
 
[^]
Rootnik
2.08.2024 - 09:02
9
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 13.10.15
Сообщений: 77
Раньше программировали экономя каждый байт. Код выглядел изящно и отточено. Щас лепят с помощью мастеров-помощников еле еле ворочающиеся монстры. Ушло искусство.
 
[^]
SESHOK
28.08.2024 - 15:48
10
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363478
10 фото via

Шахматы известная как одна из древнейших интеллектуальных игр, поэтому вполне логично, что и компьютеры в них играть научили. Более того - ровно полвека назад началась традиция раз в три года проводить мировые турниры между программами по шахматам. Но мало кто сегодня помнит, что первое такое соревнование выиграла именно советская система.

А всё потому, что сегодня о существовании такой программы большинство людей даже не догадывается.

Как советская машина всех в шахматы обыграла
 
[^]
SESHOK
28.08.2024 - 15:48
1
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363478
Путь первой мировой чемпионки в мире компьютерных шахмат берёт начало ещё в шестидесятые годы, когда специалисты советского Института теоретической и экспериментальной физики начали развивать ранее подвернутое критике научное направление кибернетики. Наконец, из лучших умов научной среды СССР началось «выветриваться» мнение, что машины не способны производить многоуровневые вычисления, и уж тем более - думать.


Однажды в СССР создали программу, ставшую лучшей в мире по игре в шахматы.


Как советская машина всех в шахматы обыграла
 
[^]
SESHOK
28.08.2024 - 15:49
1
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363478
Теперь учёные вовсю стали программировать, и в числе векторов развития этой деятельности оказались игры, причём самые разные: по информации некоторые энтузиасты как-то решили научить машину играть в крестики-нолики. Но был и победитель среди игр по спросу на программирование - это шахматы, которые являются наиболее удобными для обработки техников.

Тем более, что механизм игры в шахматы позволяет развивать навык решения невычислительных задач во многих областях, а не только в развлечении.

Кибернетику при Сталине как только не обзывали, но позднее эта травля закончилась, открыв новые возможности.


Это сообщение отредактировал SESHOK - 28.08.2024 - 15:57

Как советская машина всех в шахматы обыграла
 
[^]
SESHOK
28.08.2024 - 15:49
1
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363478
И советские учёные, не отставая от западных коллег, стали обучать тогдашние ЭВМ разбираться в шахматах, потому что были уверены - однажды техника обыграет гроссмейстера, даже лучшего в мире. Первой попыткой создать шахматную программу был разработанный в 1966 году безымянный алгоритм, который сразу же решили проверить, что называется, «в поле».

Договорились с американскими физиками из Стэнфордского университета под руководством Джона Маккарти — знаменитого учёного, который придумал привычное нам понятие «искусственный интеллект».

Шахматы - лучшая игра для обучение компьютера.


Как советская машина всех в шахматы обыграла
 
[^]
SESHOK
28.08.2024 - 15:49
1
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363478
Этот раунд занял целый год, потому что непосредственной встречи машин в одном помещении не было. Игра производилась следующим образом: физики ходили на своих машинах, а ходы отправляли за океан с помощью телеграфа. Но учёные - люди упорные и терпеливые, поэтому много месяцев потратили на четыре игры. Матч закончился победой советской машины, которые выиграла три игры против одной у американской. Этот эпизод только добавил энтузиазма учёным в СССР, и они стали совершенствовать свою программу.


Джон Маккарти - учёный, придумавший словосочетание «искусственный интеллект».


Как советская машина всех в шахматы обыграла
 
[^]
SESHOK
28.08.2024 - 15:50
1
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363478
Реорганизации научных учреждений в конце 1960-х и недостаток финансирования не сумели остановить разработки, хотя пришлось частично набрать новую команду исследователей. На создание новой шахматной программы ушло больше трёх лет, и в итоге в 1971 году она, наконец, появилась.

Назвали её «Каисса» - в честь дриады, покровительницы шахмат из античной мифологии. Отличалась новая программа не только наличием имени, но и более совершенным как «железом», обладавшим большую мощность, так и новой архитектурой кодов.

Интересный факт: несмотря на то, что над «Каиссой» работали больше десятка умнейших физиков и математиков, лишь у пары из них были разрады по шахматам. Например, один был мастером спорта, другой стал КМС, а все остальные были любителями.


Несколько создателей программ для компьютерных шахматов за работой.


Как советская машина всех в шахматы обыграла
 
[^]
SESHOK
28.08.2024 - 15:50
0
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363478
После окончания разработки «Каиссу» стали проверять в игре, и первыми её противниками стали простые советские граждане, которые «общались» с программой через газеты: там публиковались сначала ходы машины, а учёным передавались самые популярные ответные ходы, присылаемые читателями в редакции.

Интересно, что только в состязании с одной газетой она победила людей, а вот второй такой матч в другом издании она уже проиграла. Интересовались программой и видные шахматные гуру СССР, но их взаимодействие осталось на уровне обзоров способа действия «Каиссы».

Современный арт, представляющий Каиссу - мифическую покровительницу шахмат.


Как советская машина всех в шахматы обыграла
 
[^]
SESHOK
28.08.2024 - 15:50
0
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363478
А меж тем в начале семидесятых годов прошлого века количество стран, где практиковали компьютерные шахматы, уже перевалило за десяток, и в Международной федерации по обработке информации задумались об организации соревнования между машинами.

В итоге на 1974 год в Стокгольме запланировали проведение Чемпионата мира по шахматам среди компьютерных программ, где согласились поучаствовать 8 стран. Продемонстрировать навыки своего детища решили и авторы «Каиссы», которые к тому же успели её модернизировать.

Один из создателей программы, КСМ по шахматам, тестирует её возможности.


Как советская машина всех в шахматы обыграла
 
[^]
SESHOK
28.08.2024 - 15:51
0
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363478
Чемпионат начался 4 августа и длился пять дней, и играли программы в сопровождении людей - правда, они в сам ход игры не вмешивались. СССР вместе со своей машиной отправили Михаила Донского, успевшего во время долгих раздумий техники вдоволь пообщаться с иностранными коллегами и поделиться опытом в компьютерных шахматах. Однако чемпионат закончился победой «Каиссы», что называется, «в сухую»: она выиграла все четыре партии, что сделало её первой мировой чемпионкой.

Это интересно: помимо «Каиссы», фаворитом в чемпионате также была программа Chess 4.0, вот только они в рамках соревнования не встретились. В результате провели дополнительную игру между машинами, которая закончилась ничьей.


Один из раундов первого чемпионата мира по компьютерным шахматам.


Как советская машина всех в шахматы обыграла
 
[^]
SESHOK
28.08.2024 - 15:51
0
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363478
Однако, несмотря на большой успех советской программы по игре в шахматы, который прогремел на весь мир, это направление так и не получило должной поддержки от государства. «Каисса» должным образом не совершенствовалась, поэтому, приняв участие во следующих двух чемпионатах мира, первенство удержать не смогла.

Даже авторы программы с начала восьмидесятых годов переключились на другие направления деятельности - компьютерные шахматы уже не считались актуальными для работы. В итоге «Каисса» постепенно оказалась в забытьи, отдав эстафету в развитии шахматных программ другим странам.

Михаил Донской и «Каисса» на чемпионате, 1974 год.

Как советская машина всех в шахматы обыграла
 
[^]
anton79
28.08.2024 - 15:58
-6
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 24.11.16
Сообщений: 2728
Хватит постить всякую чушь про кибернетику при Сталине.
Как по-вашему, космическая программа и ПВО при Сталине развивались?
То, что называлось на Западе кибернетикой и генетикой во времена Сталина, было псевдонаучной хренью.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
captNemo
28.08.2024 - 16:28
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.12.22
Сообщений: 1194
Цитата (anton79 @ 28.08.2024 - 16:58)
Хватит постить всякую чушь про кибернетику при Сталине.
Как по-вашему, космическая программа и ПВО при Сталине развивались?
То, что называлось на Западе кибернетикой и генетикой во времена Сталина, было псевдонаучной хренью.

И вообще, кроме галош, ничего хорошего не делали! А ещё был гулаг, шарашки и Сталин ел младенцев! Вот!
 
[^]
YourBunnyWro
28.08.2024 - 17:30
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.10.16
Сообщений: 1033
Цитата
советская программа, ставшая лучшей в мире по игре в шахматы

в ссср были только прятки, салочки и шахматы
и конечно разрабы покусились на самое святое
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 12151
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх