Великий русский изобретатель

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
docentura
22.08.2022 - 08:03
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 15.03.10
Сообщений: 2422
180
Все знают, что Кулибин— это великий русский изобретатель, механик, инженер. Его фамилия давно стала в русском языке именем нарицательным. Но, как показал проведенный недавно опрос, всего пять процентов респондентов могут назвать хотя бы одно его изобретение. Как же так?
Итак, что же изобрел Иван Петрович Кулибин?
Иван Петрович, родившийся в слободе Подновье близ Нижнего Новгорода в 1735 году, был невероятно талантливым человеком. Механика, инженерное дело, часовой промысел, кораблестроение — все спорилось в умелых руках русского самоучки. Он имел успех и был приближен к императрице, но при этом ни один из его проектов, способных облегчить жизнь простым людям и способствующих прогрессу, не был ни профинансирован должным образом, ни реализован государством. Тогда как развлекательные механизмы — забавные автоматоны, дворцовые часы, самоходки — финансировались с превеликой радостью.

Водоходное судно
В конце XVIII века самым распространенным способом подъема грузов на судах против течения был бурлацкий труд — тяжелый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы: например, машинные суда, приводимые в движение волами. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800−1000 м и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь — так обеспечивалась непрерывность движения. Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без волов. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал — якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В процессе работы Кулибина постоянно отвлекали заказами на игрушки для царских отпрысков, но он сумел выбить финансирование на изготовление и установку своей системы на небольшое судно. В 1782 году оно, нагруженное почти 65 т (!) песка, показало себя надежным и значительно более быстрым, нежели корабль на воловьей или бурлацкой тяге. В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование — водоходы так и не получили распространение. Гораздо позже в Европе и США появились кабестаны — суда, которые подтягивали себя к якорю, используя энергию парового двигателя.

Винтовой лифт
Наиболее распространенная лифтовая система на сегодняшний день представляет собой кабину на лебедках. Лебедочные лифты были созданы задолго до патентов Отиса середины XIX века — подобные конструкции действовали еще в Древнем Египте, приводились в движение они тягловыми животными или рабской силой. В середине 1790-х годов стареющая и разжиревшая Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру. Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь в 1859-м. После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечений, а затем был заложен кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма.

Теория и практика мостостроения
С 1770-х вплоть до начала 1800-х Кулибин работал над созданием однопролетного стационарного моста через Неву. Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста — при том, что теории мостостроения на тот момент еще не существовало! Опытным путем Кулибин предсказал и сформулировал ряд законов сопромата, получивших подтверждение значительно позже. Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потемкин. Модель масштабом 1:10 достигала длины в 30 м. Все расчеты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером. Выяснилось, что расчеты верны, а испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности; его высота позволяла парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Несмотря на одобрение Академии, правительство так и не выделило средств на строительство моста. Кулибин был награжден медалью и получил премию, к 1804 году третья модель окончательно сгнила, а первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) был построен лишь в 1850-м. В 1936 году был проведен экспериментальный расчет кулибинского моста современными методами, и выяснилось, что русский самоучка не сделал ни одной ошибки, хотя в его время большинство законов сопромата были неизвестны. Методика изготовления модели и испытаний ее с целью силового расчета конструкции моста впоследствии получила широкое распространение, к ней в разное время независимо приходили различные инженеры. Также Кулибин первым предложил использовать в конструкции моста решетчатые фермы — за 30 лет до запатентовавшего эту систему американского архитектора Итиэля Тауна.
Несмотря на то что ни одно серьезное изобретение Кулибина так и не было оценено по-настоящему, ему повезло значительно больше, чем многим другим русским самоучкам, которых либо не допускали даже на порог Академии наук, либо отправляли восвояси со 100 рублями премии и рекомендацией больше не лезть не в свое дело.

Самобеглая коляска и другие истории
Нередко Кулибину, помимо действительно изобретенных им конструкций, приписывают множество других, которые он действительно совершенствовал, но не был первым. Например, Кулибину очень часто приписывают изобретение педальной самокатки (прообраза веломобиля), в то время как такую систему создал на 40 лет раньше другой русский инженер-самоучка, а Кулибин был вторым. Рассмотрим некоторые из распространенных заблуждений. Итак, в 1791 году Кулибин построил и представил Академии наук самодвижущийся экипаж, «самобеглую коляску», по сути являвшуюся предшественницей веломобиля. Она была рассчитана на одного пассажира, а в движение машину приводил слуга, стоящий на запятках и поочередно давящий на педали. Самобеглая коляска некоторое время служила аттракционом для знати, а затем затерялась в истории; сохранились только ее чертежи. Кулибин не был изобретателем веломобиля — за 40 лет до него аналогичную по конструкции самобеглую коляску построил в Петербурге другой изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков (известный в частности, разработкой системы подъема Царь-колокола, которая так и не была использована по назначению). Конструкция Шамшуренкова была двухместной, в более поздних чертежах изобретатель планировал построить самоходные сани с верстомером (прообразом спидометра), но, увы, не получил должного финансирования. Как и самокатка Кулибина, самокатка Шамшуренкова до наших дней не дошла.

Протез ноги
На рубеже XVIII—XIX веков Кулибин представил Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии несколько проектов «механических ног» — весьма совершенных по тем временам протезов нижних конечностей, способных сымитировать потерянную выше колена (!) ногу. «Испытателем» первого варианта протеза, сделанного в 1791 году, стал Сергей Васильевич Непейцын — на тот момент поручик, потерявший ногу при штурме Очакова. Впоследствии Непейцын дослужился до генерал-майора и получил у солдат прозвище Железная Нога; он вел полноценную жизнь, и не все догадывались, почему генерал чуть-чуть прихрамывает. Протез системы Кулибина, несмотря на благоприятные отзывы петербургских медиков во главе с профессором Иваном Федоровичем Бушем, был отвергнут военным ведомством, а серийное производство механических протезов, имитирующих форму ноги, позже началось во Франции.

Прожектор
Фонарь-прожектор, созданный в 1779 году, так и остался технической диковинкой. В быту — в качестве фонарей на экипажах — применялись лишь его уменьшенные версии.
В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение — прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: одна-единственная свеча, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркальных отражателей, давала сильный и направленный поток света. «Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применен для освещения улиц, как полагал Кулибин изначально. Сам мастер впоследствии изготовил ряд прожекторов по индивидуальным заказам кораблевладельцев, а также сделал на базе этой же системы компактный фонарь для кареты — это принесло ему определенный доход. Мастера подвело отсутствие защиты авторского права — каретные «кулибинские фонари» начали массово делать другие мастера, что сильно обесценило изобретение.

Что еще сделал Кулибин?
— Наладил работу мастерских при Петербургской академии наук, где занимался изготовлением микроскопов, барометров, термометров, подзорных труб, весов, телескопов и множества других лабораторных приборов.
— Отремонтировал планетарий Петербургской академии наук.
— Придумал оригинальную систему спуска кораблей на воду.
— Создал первый в России оптический телеграф (1794 год), отправленный в Кунст-камеру в качестве диковинки.
— Разработал первый в России проект железного моста (через Волгу).
— Сконструировал рядовую сеялку, обеспечивающую равномерный посев (не была построена).
— Устраивал фейерверки, создавал механические игрушки и автоматоны для развлечения знати.
— Отремонтировал и самостоятельно собрал множество часов разных компоновок — настенных, напольных, башенных.


Великий русский изобретатель
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
brync
22.08.2022 - 08:05
72
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.01.11
Сообщений: 4092
Стыдно признаться, но я тоже не смог бы сходу назвать его изобретения.
Теперь хоть знать буду!)

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
6reduktor6
22.08.2022 - 08:12
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.02.20
Сообщений: 1388
Молодец

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
svZahariy
22.08.2022 - 08:16
25
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 17.04.14
Сообщений: 157
Наш Леонардо! Даже внешне похож!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Vitos67
22.08.2022 - 08:18
87
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 8.01.20
Сообщений: 137
Главное цацки для знати, а прогресс нахуй. Так и живем.

Это сообщение отредактировал Vitos67 - 22.08.2022 - 08:18
 
[^]
RaaaF
22.08.2022 - 08:20
7
Статус: Offline


Сеятель зелени

Регистрация: 28.12.17
Сообщений: 2517
Как-то даже обидно стало за Ивана Петровича!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Вансаныч
22.08.2022 - 08:23
11
Статус: Online


Балагур

Регистрация: 18.09.16
Сообщений: 957
Прям попаданец прогрессор из будущего bravo.gif
 
[^]
samhuawey
22.08.2022 - 08:26
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.09.19
Сообщений: 13665
Цитата (Vitos67 @ 22.08.2022 - 08:18)
Главное цацки для знати, а прогресс нахуй. Так и живем.

Немцам всегда было насрать на Россию, начиная с Екатерины и заканчивая Николашкой. Даже чуть раньше - с Петра III.

Это сообщение отредактировал samhuawey - 22.08.2022 - 08:28
 
[^]
T34rus
22.08.2022 - 08:30
7
Статус: Offline


Житель двух городов

Регистрация: 24.02.11
Сообщений: 4452
Цитата (samhuawey @ 22.08.2022 - 08:26)
Цитата (Vitos67 @ 22.08.2022 - 08:18)
Главное цацки для знати, а прогресс нахуй. Так и живем.

Немцам всегда было насрать на Россию, начиная с Екатерины и заканчивая Николашкой. Даже чуть раньше - с Петра III.

Биомассой проще управлять.
Их дело сеять рожь и таскать баржи по Волге.
 
[^]
OSinemasan
22.08.2022 - 08:33
7
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 9.05.15
Сообщений: 3318
Про Левшу вспомнил. Тяжëлый мультик

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
T34rus
22.08.2022 - 08:37
15
Статус: Offline


Житель двух городов

Регистрация: 24.02.11
Сообщений: 4452
Цитата (OSinemasan @ 22.08.2022 - 08:33)
Про Левшу вспомнил. Тяжëлый мультик

Вообще-то это книга.. Даже из школьной программы. Ну хоть через мультик просвещение произошло и то хорошо.
 
[^]
DJKashei
22.08.2022 - 08:37
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.09.20
Сообщений: 1043
История знает много случаев, когда изобретения оказывались не востребованными либо сам изобретатель не до конца понимал важность своего детища.
 
[^]
hatabko
22.08.2022 - 08:44 [ показать ]
-13
samhuawey
22.08.2022 - 08:44
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.09.19
Сообщений: 13665
Цитата (DJKashei @ 22.08.2022 - 08:37)
История знает много случаев, когда изобретения оказывались не востребованными либо сам изобретатель не до конца понимал важность своего детища.

Нам в институте читал лекции будущий нобелевский лауреат Жорес Алфёров - он изобрёл лазеры. Как-то разговорился с ним после занятий. У него зарплата в институте была что-то вроде 5000 рублей на современные деньги. Я ещё подумал - светило науки и зарабатывает меньше чем уборщица в казино (секретарь кафедры этим занималась по ночам). Потом конечно нобелевку отхватил и до конца жизни не нуждался.
 
[^]
Mutel
22.08.2022 - 08:45
5
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 1.09.10
Сообщений: 380
Цитата (Vitos67 @ 22.08.2022 - 13:18)
Главное цацки для знати, а прогресс нахуй. Так и живем.

Сказал Vitos67 и попиздовал на барщину, на личной самодвижущейся коляске, аки зверь рыкающей.

А завтра ему предстояло выплатить церковную десятину, со смартфона...
 
[^]
samhuawey
22.08.2022 - 08:53
-2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.09.19
Сообщений: 13665
Цитата
Сказал Vitos67 и попиздовал на барщину, на личной самодвижущейся коляске, аки зверь рыкающей.


У СССР была хорошая возможность изобрести заново общественный транспорт - что-то вроде монорельса или даже вакуумную трубу с кабинками. Вместо этого мудрые стратеги купили завод фиат. Который и тогда обошёлся в огромные деньги, и до сих пор сосёт средства на своё содержание. Наверное поэтому никакое государство не заинтересовано в развитии и будущее у тех народов которые не зависят от правительств и чиновников.
 
[^]
vlad59
22.08.2022 - 08:55
5
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 2.06.15
Сообщений: 416
Надо было ему при Петре жить. Тот бы за него ухватился.
 
[^]
AN82
22.08.2022 - 08:58
-3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.05.12
Сообщений: 1448
Что- то я не понял, как это у него корабль плыл против течения, используя энергию самого течения?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
tayph
22.08.2022 - 09:04
1
Статус: Offline


ласковый засранец

Регистрация: 18.02.15
Сообщений: 893
Отличный пост! Никогда не задумывался, а теперь заполнил пробел. Спасибо !

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
sysop666
22.08.2022 - 09:11
3
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 13.04.15
Сообщений: 496
Цитата
корабль плыл против течения, используя энергию самого течения?

Именно. Затейливо, да? Современники, видимо, подозревали вмешательство "тёмных сил", потому идея и не пошла...
 
[^]
Алик1177
22.08.2022 - 09:18
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 25.11.21
Сообщений: 695
Русский Да Винчи

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
snake121
22.08.2022 - 09:19
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 24.09.14
Сообщений: 551
спасбо тебе ТС, очень много узнал, спасибо.

Это сообщение отредактировал snake121 - 22.08.2022 - 09:19
 
[^]
АМАЛКЕР
22.08.2022 - 09:25
6
Статус: Online


Шпаломётчик

Регистрация: 21.04.13
Сообщений: 1547
Цитата (AN82 @ 22.08.2022 - 08:58)
Что- то я не понял, как это у него корабль плыл против течения, используя энергию самого течения?

Представляй:
На барже стоит лебедка которая за тросы тянет эту самую баржу.

А в качестве привода лебедки используются колеса, которые крутит течение реки.
Как колесный пароход, только наоборот.
 
[^]
AN82
22.08.2022 - 10:46
-2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.05.12
Сообщений: 1448
Цитата (АМАЛКЕР @ 22.08.2022 - 09:25)
Представляй:
На барже стоит лебедка которая за тросы тянет эту самую баржу.

А в качестве привода лебедки используются колеса, которые крутит течение реки.
Как колесный пароход, только наоборот.

Колесный пароход тянет паровой двигатель, который использует энергию топлива.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
BB4x4
22.08.2022 - 11:08
4
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 15.07.16
Сообщений: 88
Цитата (AN82 @ 22.08.2022 - 10:46)
Колесный пароход тянет паровой двигатель, который использует энергию топлива.

А теперь представь колесный пароход, стоящий на якоре. И вращающиеся течением колеса через редуктор тянут это судно ближе к якорю.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 25166
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх