Как был сбит последний немецкий самолёт над СССР.

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Glenni
10.10.2021 - 10:36
Статус: Offline


Путник

Регистрация: 23.07.16
Сообщений: 2191
63
К январю 1945 года войска ПВО Ленинграда уже фактически вкушали плоды мирной жизни. С севера исчезла угроза налётов с территории Финляндии, после того как страна Суоми вышла из войны. Могучий вермахт, недавно стоявший на ближайших подступах к городу, был разгромлен и откатился далеко к границам Восточной Пруссии. Однако теоретически возможность воздушных ударов сохранялась — немцы продолжали контролировать отрезанный в советском тылу Курляндский полуостров, с аэродромов которого армейские бомбардировщики могли нанести удар по городу. А специальные бомбардировщики дальнего действия могли нанести удар по Ленинграду и с основной территории рейха.

Под защитой «Редута»

Поэтому бойцы системы Ленинградской ПВО, хотя и были с 15 октября 1944 года исключены из состава действующей армии, продолжали следить за небом. Основой системы были девять полков истребителей (входящих во 2-й гв. ИАК ПВО — всего около 250 Ла-5, Як-9 и «Аэрокобр»), расквартированных на аэродромах вокруг города. Но глазами системы противовоздушной обороны была радиолокационная станция РУС-2 (она же — «Редут»).
«Редут» (разработанный ленинградскими учёными) был первой советской радиолокационной станцией. Радиолокатор был разработан в высшей степени своевременно — «Редут» приняли на вооружение приказом НКО от 26 июля 1940 года, Небо вокруг Ленинграда было уже мирным, а первые образцы серийной РУС-2 были изготовлены в Ленинграде в августе 1941 года и вместо полигонных испытаний сразу же были включены в боевую работу в системе ПВО Ленинградского фронта.

В 1941-м первые «Редуты» сыграли огромную роль. Балтийский флот был заперт в гаванях Кронштадта, но массированные атаки немецкой авиации на боевые корабли не привели к уничтожению флота (хотя, казалось, это было неизбежно) — система «Редут» своевременно предупреждала советское командование о приближающихся немецких воздушных армадах. Это позволяло вовремя поднять в воздух оборонявшие Кронштадт истребители. Хотя в 41-м году советская авиация намного уступала немецкой как технически, так и по уровню подготовки экипажей, все же устаревшие советские истребители были способны помешать немецким пикирующим бомбардировщикам провести точное бомбометание. В итоге уничтожение флота было предотвращено, а крупные боевые корабли продолжили бить по немецким войскам из орудий главных калибров — что сыграло ключевую роль в обороне города.

Но в 1945 году всё это было в прошлом. Война ещё продолжалась, но лётчики дежурили на земле возле своих самолётов. В условиях отсутствия противника это существенно экономило ресурсы. Кто-то из лётчиков радовался наступившему спокойствию, кто-то жалел, что не удастся отличиться в последних воздушных боях войны.

Цель обнаружена!

Однако, ко всеобщему изумлению, 8 марта 1945 года в 13:49 в 230 км юго-западнее Ленинграда расчёт РЛС «Редут» обнаружил воздушную цель, которая затем (после наблюдения в стереотрубу по наводке «редутовцев») была опознана как немецкий самолёт-разведчик «Юнкере» Ju-88, который на большой высоте шёл с юго-запада на северо-восток в направлении Ленинграда. Как позднее выяснилось, это был не Ju-88, а похожий на него новейший Ju-188. Этот самолёт, появившийся в люфтваффе на финальном этапе войны, был первоклассным бомбардировщиком. Однако внедрение его в части совпало с переходом Германии к обороне — а в таких условиях остро требовались штурмовики и истребители, а для бомбардировщиков было мало работы (при господстве авиации противника налёты на вражеские тылы были самоубийственным делом). Поэтому Ju-188 в «основном» варианте нашёл лишь ограниченное применение, причём почти исключительно на Западном фронте. А вот в качестве разведчика этот самолёт с успехом использовался на всех фронтах.

Немедленно после обнаружения цели системой «Редут» (в 13:50) с аэродрома Левашово взлетела пара «Аэрокобр» 102-го гв. ИАП (лейтенант Н.Г. Омеркечипа и младший лейтенант И.М. Федотов). «Аэрокобра» (массово поставлявшийся в СССР американский истребитель Bell P-39) был одним из лучших самолётов своего класса времён Второй мировой войны. Сильными сторонами этой машины были надёжность, очень мощное вооружение, высокая скорость и манёвренность, а также прекрасный обзор из кабины пилота. По этой причине «Аэрокобрами» в советской авиации оснащались в первую очередь гвардейские истребительные полки. Для «аэрокобры» немецкий «Юнкерс» был как антилопа для льва — вопрос был исключительно в том, успеет ли советский истребитель нагнать вражеский разведчик.
Спустя полчаса с аэродрома в Горелово поднялась пара Ла-5 11-го ГВ. ИАП (старший лейтенант В.Ф. Рыбин и младший лейтенант В. П. Рудаков).

На одном моторе

Уже в 14:20 «аэрокобра» лейтенанта Федотова над мысом Устьинский Копорского залива (40 км западнее Кронштадта и 70 км западнее Ленинграда) вышла на дистанцию, на которой был виден «Юнкерс». Федотов опередил немецких лётчиков (которые не сразу заметили его самолёт). Набрав необходимые для начала атаки дополнительные 1000 метров высоты, советский лётчик атаковал врага из пушки и пулемётов с дистанции 100 метров. Проскочив над врагом, Федотов развернулся и снова атаковал «Юнкерс» — уже с хвоста.
У «юнкерса» загорелся правый мотор. Немецкий разведчик, развернувшись на обратный курс, начал стремительно снижаться. В этот момент подоспела пара Ла-5 и тоже села на хвост «юнкерсу». Теперь они атаковали, чередуясь с «аэрокоброй», так что у немецкого экипажа не было никаких шансов. У «юнкерса» вслед за правым загорелся и левый двигатель, но немецкий пилот, проявив чудеса профессионализма, выровнял машину на высоте всего 30-50 метров. На изрешеченном самолёте пилот люфтваффе продолжал лететь на юго-запад на одном моторе. При этом немецкий лётчик ухитрялся бросать свой самолёт из стороны в сторону, чтобы затруднить атаки преследователям.

В таком режиме «Юнкерс» ухитрился пролететь более 100 км — солидное достижение! Но это лишь отсрочило гибель самолёта — около 15:00 юго-восточнее городка Сланцы «Юнкерс» зацепил плоскостью верхушки деревьев и пошёл на вынужденную посадку. Пилот опять продемонстрировал своё мастерство, успешно посадив пылающий почти неуправляемый самолёт. Последний воздушный бой над водами Финского залива обошёлся без жертв — четыре члена экипажа «юнкерса» (пилот обер-фельдфебель Гюнтер Беккер, наблюдатель лейтенант Мартин Зак, радист фельдфебель Эрих Келер и стрелок фельдфебель Карл Биттнер) попали в плен.

На допросе немецкие лётчики сообщили, что взлетели с аэродрома Грайфсвальд, что в 110 км северо-западнее Штеттина (ныне Щецин, Польша), и совершили промежуточную посадку для дозаправки на аэродроме Цирава, что в 40 км северо-восточнее Либавы на территории отрезанного от Германии Кур-ляндского полуострова. Немецкому экипажу было поручено разведать ледовую обстановку на фарватере Ленинград — Кронштадт и западнее Кронштадта, а также установить наличие советских кораблей в базах. Зачем немецкому командованию потребовался этот странный разведывательный полёт? Вероятно, военное командование агонизирующего рейха хотело, используя фактор внезапности, нанести внезапный удар по Балтийскому флоту. Конечно, даже в случае успеха такой удар мог иметь только пропагандистское значение.
Лётчики, сбившие немецкий разведчик, — младший лейтенант Федотов и старший лейтенант Рыбин — были удостоены орденов Красного Знамени. Вместе с ними тем же приказом были награждены орденами и медалями операторы РЛС «Редут».

Журнал: Война и Отечество №10, октябрь 2021 года

Как был сбит последний немецкий самолёт над СССР.
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
sat07
10.10.2021 - 11:29
13
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 18.02.17
Сообщений: 931
матерый был ганс
 
[^]
19Игн62
10.10.2021 - 11:50
4
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 18.05.21
Сообщений: 242
Цитата
У «юнкерса» загорелся правый мотор.

Цитата
вслед за правым загорелся и левый двигатель,

Цитата
пилот люфтваффе продолжал лететь на юго-запад на одном моторе.

why.gif
 
[^]
Panzerman666
10.10.2021 - 12:06
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 19.02.17
Сообщений: 15
Цитата (sat07 @ 10.10.2021 - 11:29)
матерый был ганс

Наверное из разведывательной группы оберста Теодора Ровеля.
 
[^]
ZmeyUA
10.10.2021 - 12:07
7
Статус: Offline


душеЛюб и людоВед

Регистрация: 20.02.15
Сообщений: 3787
Ну, в общем, Ю-188 на 88-й не очень-то и похож был.

Как был сбит последний немецкий самолёт над СССР.
 
[^]
ZmeyUA
10.10.2021 - 12:10
5
Статус: Offline


душеЛюб и людоВед

Регистрация: 20.02.15
Сообщений: 3787
Ju-188A-1

Как был сбит последний немецкий самолёт над СССР.
 
[^]
Швабрин
10.10.2021 - 12:10
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.03.20
Сообщений: 2746
Цитата (19Игн62 @ 10.10.2021 - 11:50)
Цитата
У «юнкерса» загорелся правый мотор.

Цитата
вслед за правым загорелся и левый двигатель,

Цитата
пилот люфтваффе продолжал лететь на юго-запад на одном моторе.

why.gif

Где противоречие?Это был трехмоторный "Юнкерс" gigi.gif
 
[^]
ГаврСеверный
10.10.2021 - 12:29
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.11.17
Сообщений: 5093
В Коми, под Интой ещё в 70х годах валялись обломки самолёта люфтваффе. Боевых действий там и близко не было, и долететь туда самолёту было неоткуда. За столько лет так мне нашел какого либо обьяснения, откуда там эти обломки
 
[^]
Хас
10.10.2021 - 12:53
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.12.18
Сообщений: 1037
Насколько знаю, скорость не была сильной стороной "Аэрокобры". Вооружение мощное, да. Надёжность. Но по скорости проигрывал многим советским и немецким машинам.
 
[^]
schmalzigvlad
10.10.2021 - 13:24
5
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 13.04.10
Сообщений: 305
Цитата (ГаврСеверный @ 10.10.2021 - 12:29)
В Коми, под Интой ещё в 70х годах валялись обломки самолёта люфтваффе. Боевых действий там и близко не было, и долететь туда самолёту было неоткуда. За столько лет так мне нашел какого либо обьяснения, откуда там эти обломки

У немцев были на советской территории в безлюдных местах тайные аэродромы...

https://topwar.ru/33443-taynye-polety-lyuftvaffe.html
 
[^]
МимоПроходил
10.10.2021 - 13:33
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.11.04
Сообщений: 10419
Цитата (Швабрин @ 10.10.2021 - 12:10)

Где противоречие?Это был трехмоторный "Юнкерс" gigi.gif

третий запасной?
 
[^]
AndreySF
10.10.2021 - 13:52
2
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 16.08.13
Сообщений: 9665
Цитата (sat07 @ 10.10.2021 - 15:29)
матерый был ганс

Да, как не крути - уважение такому врагу. 45-й год, Германия в огне, но долг превыше всего. И поебать что все это напрасно и не имеет значения.Задача поставлена - нужно выполнять.
 
[^]
ГаврСеверный
10.10.2021 - 14:56
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.11.17
Сообщений: 5093
Цитата (schmalzigvlad @ 10.10.2021 - 13:24)
Цитата (ГаврСеверный @ 10.10.2021 - 12:29)
В Коми, под Интой ещё в 70х годах валялись обломки самолёта люфтваффе. Боевых действий там и близко не было, и долететь туда самолёту было неоткуда. За столько лет так мне нашел какого либо обьяснения, откуда там эти обломки

У немцев были на советской территории в безлюдных местах тайные аэродромы...

https://topwar.ru/33443-taynye-polety-lyuftvaffe.html

Хз, что там за самолёт был и какая у него дальность полета, но война от наших краев была очень далеко. У многих коми вертолетчиков были фото на фоне фашистских крестов
 
[^]
CarabineR
10.10.2021 - 15:08
0
Статус: Offline


стрелок-садист фанат координат

Регистрация: 26.03.12
Сообщений: 12140
Цитата
А специальные бомбардировщики дальнего действия

а их как таковых и небыло у Германии

..."Руководство вермахта видело в люфтваффе, прежде всего, «летающую артиллерию», инструмент поддержки войск. Таким образом, люфтваффе создавались как один из инструментов «блицкрига». В соответствии с этим подходом, строились, в основном, тактические бомбардировщики малой или средней дальности, способные нести среднюю бомбовую нагрузку. Стратегических бомбардировщиков, подобных Boeing B-17 «Flying Fortress» или Avro Lancaster в рейхе тогда не было. Четырёхмоторный немецкий Focke-Wulf Fw 200 был значительно слабее и использовался только как транспортный самолёт и разведчик в Атлантике.""Авиация гитлеровской Германии"
 
[^]
ZmeyUA
10.10.2021 - 16:49
0
Статус: Offline


душеЛюб и людоВед

Регистрация: 20.02.15
Сообщений: 3787
Цитата
а их как таковых и небыло у Германии


Не-177

Как был сбит последний немецкий самолёт над СССР.
 
[^]
Ogre55
10.10.2021 - 18:08
1
Статус: Offline


Реликтовый Динозавр

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 24985
Цитата (sat07 @ 10.10.2021 - 11:29)
матерый был ганс

Его это всё равно не спасло.
 
[^]
CarabineR
10.10.2021 - 21:43
0
Статус: Offline


стрелок-садист фанат координат

Регистрация: 26.03.12
Сообщений: 12140
Цитата (ZmeyUA @ 10.10.2021 - 16:49)
Цитата
а их как таковых и небыло у Германии


Не-177

Единственное упоминание за всю историю Великой Отечественной о боевом применении - налёт на станцию Великие Луки в 1944 году
Остальное -транспортная работа.
Ну не делал "погоды" сей экземпляр!
Если В-17 было выпущено почти 13 000 единиц, то что то около 950 Не 177 просто потерялись в массе самолётов различного назначения.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 3684
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх