Огненный ад
Дежурство Крыловича выпало в ночь с 29 на 30 июля. В этот время на станцию пришел эшелон с топливом. Но его отправка в сторону Курской дуги задержалась из-за поломки семафора в Северном вагонном парке, которую связывают с тем, что Крылович повредил в нем проводку.
На починку семафора он был отправлен в сопровождении немца-охранника. Ему удалось заложить мины в голове и хвосте состава на бочках с топливом. Он рассчитывал избежать подозрений в диверсии, поскольку, по его планам, мины должны были взорваться уже после того, как поезд будет в дороге.
Но эшелон в путь не отправился. Его переставили в Северный парк, где были составы с боеприпасами и техникой.
Первый взрыв, запустивший цепочку других, прогремел в три часа ночи. Цистерны с горючим взрывались одна за другой. Попытка немцев расцепить состав и убрать уцелевшие цистерны провалилась — сработала мина в хвосте состава. Огонь переметнулся на стоявший по соседству эшелон с авиабомбами и артиллерийскими снарядами, от высоких температур они стали детонировать. Из-за этого в огне оказались еще два — с новейшими образцами вооружения и танков, в частности танков «Тигр», на которые немцы возлагали большие надежды в операции «Цитадель» под Курском.
Взрывы продолжались 10–12 часов, рассказывали очевидцы. Жители города приняли их за авианалет и бомбежку с воздуха. Кроме того, в расположенном неподалеку лагере для советских военнопленных начался пожар и в общей панике пленным удалось сбежать.
В своем рапорте Крылович отчитывался об уничтожении:
«8 цистерн авиамасла, 23–25 цистерн с бензином, 65 вагонов с боеприпасами, 5 танков «Тигр», 3 танка «Л-20», 10 бронемашин, 12 вагонов с продуктами, 5 паровозов, кран для подачи угля, угольный склад».
Об успешно проведенной в Осиповичах операции стало известно не только в Москве, но и в Берлине. Правда, поначалу нацисты приняли случившееся за действия советской авиации.
В своих воспоминаниях начальник Центрального Штаба партизанского движения П. Пономаренко отмечал: «Эта диверсия разбиралась в немецком генштабе. Восемь генералов охранной службы были сняты со своих постов, некоторые расстреляны. Следствие сочло их виновными в том, что они не уберегли столь необходимые немецкой армии составы. Ведь шли бои на Курской дуге».
Оставаться после такой диверсии Крыловичу в городе было небезопасно. Он вместе с группой подпольщиков подался в партизаны в 1-ю Бобруйскую партизанскую бригаду, возглавил диверсионную группу. После войны он вернулся на работу электромонтера. В производственной характеристике на него было отмечено, что он «все задания выполнял и перевыполнял», а «за хорошую работу на транспорте получал благодарности от руководства отделения паровозного хозяйства. За перевыполнение производственных заданий отмечался прессой».
Однако награду за свою диверсию Крылович получил далеко не сразу. С войны он вернулся лишь с медалью «Партизану Отечественной войны» II степени, а орден Ленина получил только в декабре 1948 года.
«…Это самая результативная операция, которую осуществили партизаны во время Великой Отечественной войны», — говорил позже бывший начальник Центрального штаба партизанского движения, первый секретарь КП(б)Б Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко. Запись об этом есть в книге «Память» Осиповичского района.
Федор Крылович умер в возрасте 43 лет в 1959 году.
В 1975 году его именем была названа одна из улиц в Осиповичах, а на одной из расположенных там многоэтажек установили мемориальную доску в память о герое. Еще позднее — в 2009 году — на станции Осиповичи появился памятник в его честь.