Деньги не пахнут?
Нашлись те, кто решился заработать таким образом. Ими оказались два пилота-афганца, выпускники советских летных училищ. Компанию им составили еще 5 военнослужащих. Все они были родом из провинции Пактия.
13 июля два вооруженных под завязку Ми-24Д ВС ДРА, оснащенные специальным электронным оборудованием для полетов в горах и экранно-выхлопными устройствами для снижения заметности, приземлились в соседнем Пакистане. Это стало первым случаем в истории, когда советские вертолеты без контроля со стороны руководства оказались на территории страны, не входящей в социалистический лагерь.
Спустя сутки Кабульское официальное радио заявило, что вертолеты «сбились с курса» и приземлились в Пакистане «по ошибке». 15 июля афганское правительство потребовало незамедлительного возвращения вертолетов и экипажей. В МИД ДРА был незамедлительно вызван поверенный в делах Пакистана для предъявления ему официальной ноты правительства. Сделано это было лишь для «галочки». Практически сразу было ясно — вертолеты приземлились в Пакистане умышленно. Никакой ошибки быть не могло. Афганские пилоты и члены экипажа запросили политического убежища, которое им было вскоре предоставлено.
Аналитики англоязычного азиатского информационного журнала «Far Eastern Economic Review» обвинили в преступной халатности советских чиновников, которые были осведомлены о статистически предопределенной склонности афганцев к дезертирству. Цифры говорили сами за себя — к тому времени более двух третей всех афганцев-военнослужащих уже сбежало из армии, причем, большинство с оружием.
Повторение пройденного
Инцидент с угоном двух вертолетов Ми-24 часто сравнивают с событиями, произошедшими 6 сентября 1976 года, когда советский летчик-перебежчик Виктор Беленко на перехватчике МиГ-25П прилетел в Японию и передал иностранным властям самолет со множеством секретной аппаратуры на борту. Американцам на тот момент неслыханно повезло. Они не только заполучили машину, в которой видели величайшую угрозу американскому господству в воздухе в любом конфликте, но и действующего пилота. Знания и опыт перебежчика они потом использовали по полной программе. В СССР же Беленко восхищались куда меньше. Его заочно приговорили к смертной казни за измену Родине, а своих «советских» жену и ребенка он больше не увидел.
В случае с перехватчиком МиГ-25П Советскому Союзу удалось отстоять самолет. Авиатехнику вернули обратно. Правда, до этого момента американцы его разобрали до винтика. С их подачи международные переговоры все затягивались. Выигранное время нужно было использовать, что и делали в США. Американские специалисты доставили МиГ-25 в контейнерах на свою авиабазу в сопровождении 14 бомбардировщиков.
Представители СССР посчитали, что государству был нанесен ущерб в 2 миллиарда рублей. Но ничего непоправимого, как заверял один из создателей МиГа-25, Лев Шенгелая, не произошло. Советская сторона приступила к срочной модернизации самолета. В это время американская пресса занималась высмеиванием истребителя. «Критика была в адрес того, что у нас слабо развита радиоэлектронная промышленность, что пользуемся старыми лампами, как будто каменный век. Но тогда они поняли, что наша аппаратура, в отличие от их, не выходит из строя», — вспоминает Шенгелая, которого включили в советскую группу, проводившую расследование инцидента в Японии.
За и против
Предательство Беленко принесло отчасти даже пользу — стимулировало советских ученых и разработчиков на создание более совершенных МиГ-25ПД, а рассекреченные МиГ-25П неплохо шли на экспорт в Ирак, Алжир, Сирию.
Ущерб, нанесенный угоном двух Ми-24 был гораздо серьезнее. Советский вертолет, да еще и с полным вооружением, американские специалисты получили возможность изучить детально и неспешно. В результате у американцев появилась информация об уязвимых сторонах летательного аппарата, которой они и поспешили воспользоваться, внеся соответствующие технические корректировки в свои собственные разработки.