Гурьев потом рассказывал: вижу в перископ командира “Джеймс Медиссона”, люди в свитерах по корпусу бегают, бегают и оглядываются, понять ничего не могут.
Мы ушли с перископной глубины. Из отсеков доклады – все осмотрено, замечаний нет. Все агрегаты работают. Ушли еще на сто метров, и командир стал готовить радиограмму о столкновении.
Домой возвращались на глубине 40 метров, чтобы снизить давление на задние крышки торпедных аппаратов.
Возвращались мы две недели. “Мэдиссону"-то что – лег на обратный курс – и вот она, база. Нам же надо было пройти добрых две тысячи миль.
Вскоре выяснилась новая беда: от удара в чужой борт сильно повредились антенны гидроакустики. Мы оглохли на весь правый борт. Но и выход на боевую службу супостату мы сорвали.
На подходе к базе нас вышел встречать на катере командир дивизии контр-адмирал Евгений Дмитриевич Чернов. Он обошел лодку, осмотрел нос, который был почти сплющен. Поднялся на корабль, поговорил с командиром и в целом весьма спокойно отнесся к ЧП. Как опытный моряк Чернов прекрасно понимал, что в море бывают непредвиденные ситуации.
Командующий флотилией назначил расследование чрезвычайного происшествия. Командиру К-306 капитану 1-го ранга Э. Гурьеву объявили строгий выговор. На всякий случай. А американский экипаж, как мы потом узнали, наградили за проявленное мужество знаками “золотой дельфин”. И вот так всегда: кому пинки, кому дельфины.
А ведь наш экипаж, как показало дальнейшее расследование, был ни в чем не виноват. Мы действовали, как предписывали руководящие документы: РЗК передал нам контакт согласно наставлению – взрывами трех гранат, брошенных в воду.
А поскольку глубина была относительно небольшой, 86 метров, то пошла мощная звуковая реверберация. После каждого взрыва гранаты экран гидролокатора засвечивался почти на минуту. Таким образом, К-306 ослепла почти на четыре минуты.
Поскольку лодки шли навстречу друг другу да еще практически на одной глубине, они столкнулись. К-306 ударила “Джеймс Медиссон” в район кормы, повредив американцам две шахты. По счастью, человеческих жертв не было ни с той, ни с другой стороны.
По-разному сложились судьбы участников этого подводного тарана. Нет уже в живых ни тогдашнего командира корабля Эдуарда Гурьева (он скончался в 2007 году и погребен в Сосновом Бору под Питером), ни доблестного инженер-механика В. Каталевского.
Командир турбинной группы Вениамин Азарьев уехал в США к дочери, которая вышла замуж за американца. Там он нашел бывшего командира “Джеймс Медиссона”. Но тот так и не признался в столкновении.
Капитан 1-го ранга Александр Кузьмин, выходивший в тот поход приписным штурманом, стал впоследствии командиром самой большой в мире атомной подводной лодки типа “Акула”.
Ну а сама К-306 не так давно была увековечена в Башкирии. Снятая с нее рубка поставлена на постамент в Уфе в память подводников-земляков.
Британская газета “Таймс”, опубликовавшая рассекреченную телеграмму ЦРУ, приводит мнение эксперта, по словам которого, “столкновение американской субмарины, несшей 160 ядерных боеголовок, и советского судна было настолько серьезным, что могло привести к началу Третьей мировой войны”. Вот тут все вилами по воде писано. Точнее, гребными винтами субмарин. Любая “горячая война” чаще всего вырастает из войны холодной.