127


Уже много лет польский историк Игорь Бартосик изучает трагичный опыт членов зондеркоманды Аушвица. История отдельно взятого человека в индустрии смерти, его осмысленное сопротивление и любовь вопреки – чему все это может научить каждого из нас сегодня? В Воронеже польский ученый прочел лекцию об участи в лагере советских военнопленных и их роли в восстании членов зондеркоманды.
Смертный прецедентРешение об организации концлагеря Аушвиц было принято в апреле 1940 года. Нацисты решили, что Аушвиц станет центральным лагерем для всех территорий Германии и оккупированной Польши . По их планам, здесь должны были содержаться до 30 тысяч узников – сразу или позже, но обреченных на гибель в нечеловеческих условиях. Для облегчения ликвидации трупов и было принято решение о строительстве лагерного крематория. Это стало прецедентом, потому что в концлагерях на территории Германии крематориев прежде не было.
Первая печь заработала в августе 1940 года. Здесь можно было сжигать до ста трупов за сутки. Поэтому сразу же потребовались люди, которые бы занялись этим. Первыми из них стали поляки
Последние 96 Сжигавшие трупы жили в блоке № 15 и помимо крематория работали наравне с остальными узниками. Всё поменялось в августе – сентябре 1941 года. Сюда стали доставляться первые партии советских военнопленных. В архивах музея есть телеграмма, подписанная комендантом лагеря Рудольфом Хессом о строительстве новой печи.
«Лагерь русских военнопленных» на территории Аушвица существовал c октября 1941 года. Его узниками были в основном молодые солдаты из России, Украины, Средней Азии, Кавказа, а также восточных воеводств предвоенной Польши. Пленных гоняли на работы по строительству новой части лагеря – Биркенау. Жестоко наказывалась любая попытка неповиновения лагерной администрации. Были случаи, что солдат заставляли раздеться в трескучий мороз, и нагие тела поливали водой. Из-за холода, недоедания, наказаний и тяжелого труда они гибли десятками. В лагерных реестрах их смерти фиксировали каждые несколько минут, указывая вымышленные причины. В результате из привезенных почти 10 тысяч военнопленных в первый период их пребывания в лагере выжило несколько сотен. Вместе с частью других узников позже они были переведены в Биркенау. На последней поверке в январе 1945-го года зарегистрировано 96 человек.
Именно советским военнопленным впервые стали делать татуировки, заменявшие имена и фамилии. Они же стали жертвами первых испытаний массового уничтожения людей газом «Циклон Б». Люди входили в газовую камеру, за ними герметично закрывались двери и через специальное отверстие вбрасывались капсулы с «Циклоном». Для облегчения транспортировки трупов было решено построить газкамеру непосредственно на территории первого крематория. В архивах нашего музея есть эти документы нацистов.
Судьба всего лагеря поменялась именно после построения нового большого концлагеря Биркенау для советских военнопленных, которых с августа 41-го стали привозить десятками тысяч. Так потребовался еще один крематорий, на территории Биркенау. И его пропускная способность за сутки – уже 1500 трупов.
Конвейер адаСледующий этап – 1942 –й год и «окончательное решение еврейского вопроса». Под новые газкамеры нацисты стали приспосабливать окрестные жилые дома. Чтобы не создавать панику, людям, входившим в газовую камеру, разъясняли, что они идут в душ и на дезинфекцию перед размещением в бараках. Показывали «раздевалку», где потом можно будет забрать свои вещи. Но жертв было так много, что некоторые раздевались еще перед входом на открытом воздухе. Через 20 минут после запуска людей в газовую камеру - все были мертвы. Позже включались вентиляторы. Еще 30 минут – камеру открывали, и свою работу начинали члены зондеркоманды. На таком конвейере уничтожения она стала формироваться из числа прибывающих в лагерь мужчин 20-40 лет. Что могли сделать эти люди? Сказать «нет»? Каждый хотел жить.
Вот на этой картине видно, как работали члены зондеркоманды. Видно, что они старались не брать руками тела людей. Мой близкий друг – бывший член зондеркоманды польский еврей Хенрик Мандельбаум прошел через весь этот ад. Он умер не так давно – в 2008 году. Но рассказывал мне: однажды он попытался вытащить из газовой камеры за руку труп мужчины. В это время кожа на руке погибшего снялась, как рукавица. Поэтому члены зондеркоманды на ходу приспосабливали веревки и проволоку для перемещения трупов. Сначала вбрасывали в печи тела взрослых, сверху клали детей. Оставшиеся после сжигания кости надо было мелко раздробить и высыпать в Вислу.
Члены зондеркоманды жили в отдельных бараках – и в Аушвице, и в Биркенау. Нацисты СС старались исключить любые их контакты с другими узниками. Их одежда отличалась лишь красным крестом на плечах. В эти годы со всей Европы в Аушвиц составы шли непрерывно. Шесть дней – евреи из Греции. Три дня – из Франции. Зондеркоманда работала в огне сутки напролет. Если человек не мог работать, его расстреливали.
Советский переломВ 1944 году в Аушвиц из Майданека прибыла новая группа советских военнопленных. Часть из них перевели в зондеркоманду. Именно это можно считать переломным моментом в настроении заключенных. Советские были настроены бороться.
Вы наверняка слышали про восстание в лагере Собибор во главе с военнопленным Александром Печерским? Пришли советские военнопленные – и через пять недель началось восстание. А прежде в Собиборе находились лишь гражданские узники – в основном евреи из Польши и Греции. Думаю, что в Аушвице произошла аналогичная переломная ситуация – когда сюда привезли пленных красноармейцев. Они умели держать оружие и настроили на борьбу остальных. На лагерном заводе узницы изготовляли порох для нужд вермахта. Но я так думаю, именно благодаря красноармейцам члены зондеркоманды научились делать взрывчатку для членов зондеркоманды, решившихся на восстание и побег. После побега из лагеря они планировали жить в лесу и ждать советскую армию. Восстание началось на территории крематория № 4, когда в 44-м году эсэсовцы приступили к ликвидации зондеркоманды как свидетелей массового уничтожения людей. У узников были только камни и бутылки. Они устроили пожар и пробились за линию лагеря. Но эсэсовцы начали сквозной пулеметный огонь, почти все узники погибли. Судя по лагерным документам, четырех людей эсэсовцы так и не нашли. Среди них – военнопленный Александр Шинкаренко.
Фрагменты рукописи узника зондеркоманды Залмена Левенталя, найденной под крематорием:
«…когда мы уже сжились с русскими, прибывшими из Люблина, то оказалось, что они могут оказать нам большую помощь, прежде всего своим темпераментом и силой…У нас было 19 русских, которые работали вместе с нами…они вообще делали, что хотели, а это нашему руководству не нравилось. Неоднократно они грозились, что уволят русских из команды. А ведь все знали, что значит увольнение из зондеркоманды – отправка на тот свет…вдалеке они заметили приближавшуюся к нам группу вооруженных эсэсовцев. Русские решили, что идут именно за ними. Они бросились на оберкапо, рейхсдойче, и молниеносно забросили его живьем в пылающую печь. Тот сполна получил по заслугам. Русские продолжали начатое. Не имея возможности медлить, поскольку каждая минута могла оказаться решающей, они перерезали проволоку и все бежали за линию оцепления…»
«Это нормально» После подавления этого восстания к ноябрю 1944-го года в лагере оставалось только сто людей из зондеркоманды. Они ремонтировали газкамеры и крематории. В 1945-м незадолго до освобождения лагеря германцы разбомбили крематории. А оставшуюся сотню зондеркоманды вместе с другими узниками забрали с собой при отступлении. И здесь тоже случился побег. Среди бежавших узников зондеркоманды в марте 45-го был и мой друг Хенрик Мандельбаум.
Я знал его историю, но не представлял, как можно с ним познакомиться. Слишком тяжелое прошлое за его спиной. И захочет ли он общаться на эту тему с молодым историком? Но в 1996-м году я все же решился прийти к нему домой. Передо мной открылась дверь – и я увидел человека, который буквально светился добром и любовью. Он сказал мне: «Заходи и можешь спрашивать все! Это нормально».
Мы вошли в комнату, сели друг напротив друга, и он начал свою историю. С этого дня я уже знал, что встретился с человеком, который поменяет всю мою жизнь.
В Аушвице погибла его семья. После войны он свидетельствовал против коменданта Рудольфа Хесса и всю свою долгую жизнь рассказывал людям из разных стран о пережитом. Встречался и с воронежскими студентами, которые к нам приезжали. Он сказал им, что всегда будет поклоняться всем советским матерям, отдавшим своих детей на борьбу с фашизмом.
Очень мягкие игрушкиНо он никому не рассказал главного. Когда я делал с ним серию интервью для своей книги, то спросил о детях, погибших в газовых камерах – работал ли Хенрик с их телами? «Не было детей», - ответил коротко Хенрик. «Но это же невозможно! - удивился я. - Вы работали в газкамерах крематория с мая 1944-го года до января 1945-го. В это время в Аушвиц шли и шли составы из Европы, и там было много детей. Мы, историки, видели фотографии эсэсовцев этого периода». «Не было детей», - повторил Мандельбаум.
Когда он умер, мы с женой наводили порядок в его доме и нашли в его спальне много мягких игрушек. Еще целые мешки с мягкими игрушками – в подвале. Вдова Лидия Мандельбаум рассказала мне, почему он решил забыть о детях. Хорошая жена о муже знает все. Немка Лидия была очень хорошей женой для еврея Хенрика. Но мне она только сказала: «Он не мог это помнить». Не мог! И я тоже не хочу сейчас об этом говорить. Но психологи рассказали мне, что такие игрушки в большом количестве – это реакция человека, который видел смерть детей. И еще всю жизнь после войны Хенрик передавал большую часть своих денег на проведение детских операций.
«Советские воины – это свобода»- Вы сказали, что Мандельбаум поменял вашу жизнь. Как она поменялась?- Несмотря на пережитое, Мандельбаум ни к кому не относился плохо. Даже эсесовцы в его глазах были людьми. Он рассказывал, как в крематории один из нацистов отвернулся и намеренно не смотрел, как работает зондеркоманда. Когда Хенрик протащил из газовой камеры в огонь очередное тело, то заглянул в глаза этого немца и увидел, что тот переживал тот же ад, что и Хенрик. Мандельбаум научил меня ценить, беречь каждого человека, независимо от национальности и убеждений. И любить жизнь, несмотря ни на что. Она, его жизнь, и после войны была не легкой. Но от его мягкой радости и жизнелюбия заряжалось все вокруг.
- Как оцениваются уроки Второй мировой войны и роль Красной Армии в современном польском обществе? В СМИ появились новости о разрушении памятников советским солдатам. - Kладбища, на котором лежат павшие советские солдаты, содержатся в хорошем состоянии. Например - в Освенциме или в моем родном городе Хшануве. Конечно, нет недостатка в людях, которые забыли, что судьба Второй мировой войны поменялась здесь, в СССР. Но большинство историков, которые изучают этот период, и уже мое поколение – поляки 70-х – 80-х годов хорошо знают историческую правду и роль боевых действий в CCCP. Например, мой прадедушка, который в 1920 – 1921 годах воевал с русскими, наверное, тогда не любил их. Но в 1943 году, когда произошли битвы в Сталинграде, Курске, Воронеже, он сказал моей прабабушке: «Когда к нам придет свобода – она придет с востока». В нашей семье никогда не ставили под сомнение роль Красной Армии в этой страшной войне. Для нас советские воины – наши освободители в 1945 году, и таких поляков, как я, – большинство. Во время освобождения моего родного города Хшанув погибло 1365 красноармейцев. Часть их – офицеры, были похоронены в городском парке. В 1978 году власти Польши по договоренности с СССР решили перезахоронить останки на кладбище за городом, где лежат другие советские солдаты и поляки. Ни тогда, ни сейчас это захоронение советских воинов не вызывает никакого отторжения у поляков. Каждый год на 1 ноября в наш праздник День Всех Святых люди приходят на могилы ваших солдат и ставят свечи…
Источник:
https://gorcom36.ru/content/lyudi-ognya-pol...-lagere-smerti/