343


Один правитель никак не мог привести жизнь в своём государстве в равновесие: от голода
начинали умирать то старики, то дети. Когда он пытался накормить стариков — гибли дети, когда всё
отдавал детям — уходили из жизни старики. Старики помогли ему взойти на престол, поэтому он счи-
тал себя их должником, но это было прошлое и для правителя и для государства, а дети ещё не успе-
ли ничего совершить, но это было будущее страны и государя. Чтобы дать старикам, нужно было от-
нять у детей; чтобы дать детям, надо было обездолить стариков. Ни те, ни другие не могли обеспе-
чить себя самостоятельно.
Долго думал правитель и решил уравнять всех в своём государстве. Но тут возмутились его
советники и министры, чьи доходы значительно урезались ради тех, кто, как они считали, не заслу-
живал такой высокой милости.
— Старики — это прошлое, которого уже нет, а дети — это будущее, которое ещё не наступи-
ло, мы же — настоящее, на котором держится государство, — сказали они правителю. — Если ты хочешь,
чтобы настоящее, которое ты имеешь сейчас, было всегда, заботься больше о нём.
Правитель послушал советников и министров, ибо настоящее было таким, что и желать лучше-
го не надо, и вскоре не стало ни стариков, ни детей. Пока он был молод, силён и здоров, было мо-
гущественно и государство, а когда он состарился и стал немощен, ослабла и страна. И уже не на
кого было опереться: молодого и сильного поколения не выросло, а старое и мудрое давно ушло. Спро-
сил он у своих советников и министров, как быть дальше, но те были слабы не только телом, но и
умом, а потому не могли сказать ничего.
И тогда спросил правитель у Бога:
— В чём ошибка моя?
И ответил Бог:
— В близорукости. Настоящее всегда перед глазами, и не надо напрягаться, чтобы его уви-
деть, а прошлое и будущее — вне пределов человеческого зрения. Опираясь на настоящее — прозяба-
ешь, оглядываясь на прошлое — умнеешь, вглядываясь в будущее — творишь. Старики — это сила мудро-
сти, дети — сила созидания, министры — пиявка на теле государства. Вскармливать их — значит обес-
кровливать и себя и страну.
Бог исчез, а правитель остался на развалинах некогда могущественного государства. Совет-
ники же, проевшие всё, что награбили, съели и себя, борясь за жизнь, как пауки в банке.
«Государствам до тех пор не избавиться от бед, пока не будут в них править философы» (Пла-
тон).
© О. Безымянная