Конвой лейтенанта Гредвелла

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Sibmel
2.02.2017 - 13:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.06.15
Сообщений: 1159
174
Лейтенант Лео Гредвелл по профессии был адвокатом. Остальные “головорезы” из его команды — рыбаками.

Их корабль был слабейшим в квадрате. Профессиональных военных моряков на нём не было — таким служить на “Айршире”не позволяла гордость. Оружия нет. Скорости нет. Скрытности нет — штиль, лето, полярный день. Зато есть полярные миражи, показывающие, что происходит за горизонтом.
Море кишит подлодками и самолетами Люфтваффе. На траверзе “Айршира” покачиваются трое таких же горемык, с экипажами из моряков торгового флота. Навигационных карт для высоких широт нет. Охранение ушло. Помощи ждать неоткуда.

Лейтенант сцепил зубы и повел свой маленький конвой.

Конвой лейтенанта Гредвелла
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Sibmel
2.02.2017 - 13:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.06.15
Сообщений: 1159
Вечером 4 июля 1942 года британское Адмиралтейство сняло охранение конвоя PQ-17, предложив транспортам самостоятельно пробиваться в русские порты. Военный флот отошел полным ходом на Запад.

Корвет “Айршир” из непосредственного охранения конвоя остался с транспортами посреди Баренцева моря.

Глядя вслед уходящим эсминцам, командир корвета лейтенант Гредвелл понял, что с 10 узлами ему за военными кораблями не угнаться. Ждать его никто не собирался. Конвой к тому времени уже достиг 30 град. в.д., и возвращаться было слишком поздно. Вооруженным траулерам, тральщикам и корветам было приказано самостоятельно добираться до Архангельска.

На этом связь с командованием прервалась. Некогда мощный конвой постепенно таял на горизонте.

Большинство транспортов шли на северо-восток, надеясь укрыться в бухточках Новой Земли и оттуда дотянуть до Архангельска.

Кто-то повернул на север в надежде отсрочить встречу с немецкими подлодками.

Вооруженная “мелочь” — корвет ПВО “Паломарес”, тральщики “Бритомарт”, “Хэлсион” и “Саламандер” — сбились в кучу и, отстреливаясь, стали пробиваться к Новой Земле. Тяжелогруженые транспорты, желающие присоединиться к отряду, посылались прочь, несмотря на отчаянные просьбы о защите. Решение мотивировалось приказом о необходимости рассеяния конвоя, что, однако, не мешало самим тральщикам держаться сообща.

Грозный HMS Ayrshire (FY 225)

Конвой лейтенанта Гредвелла
 
[^]
Sibmel
2.02.2017 - 13:42
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.06.15
Сообщений: 1159
Корвет “Айршир” под командованием Гредвелла поступил интереснее. Он двинулся на северо-запад, почти в обратном направлении. Будучи предоставленным сам себе, он вскоре присоединил два транспорта “Айронклайд” и “Трубадур”, и, объявив себя командующим отрядом, направился к границе паковых льдов. Туда, где меньше всего шансов нарваться на неприятности.

По пути их маленький отряд встретил транспорт “Силвер Сод”, который также присоединился к конвою Гредвелла.

Дальнейшее выживание в опасных водах целиком зависело от находчивости бывшего адвоката, который сумел предложить ряд остроумных, но весьма действенных мер по защите судов.

Вооруженный траулер “Айршир” водоизмещением 500 тонн военной ценности не представлял. В случае появления противника он был бы скорее потоплен, чем смог бы сделать выстрел из своей единственной пушки. Стремясь как-то повысить огневую мощь своего соединения, лейтенант Гредвелл предложил использовать бронетехнику на борту транспорта “Трубадур”.

Матросы, вооружившись, инструментов быстро сорвали пломбы.

Лязгая траками по обледеневшей палубе, танки “Шерман” выстроились в оборонительную линию вдоль бортов. Их башни были развернуты в сторону моря, а расчехленные орудия заряжены и приготовлены к стрельбе. Танки поставлялись сразу с комплекте с вооружением, боезапасом и всеми необходимыми принадлежностями, включая электроплитку и обмундирование экипажа.
Теоретически усилия Гредвелла могли иметь шансы на успех. Вылетевший из тумана вражеский эсминец или идущая в надводном положении подлодка могли попасть в неприятное положение. А морская история изобилует примерами, когда всего одно удачное попадание, например в ТА, губило военные корабли.

Достигнув арктического льда, Гредвелл не остановился и продолжил следовать вглубь на 20 миль — до тех пор, пока позволяла ледовая обстановка. Туда, где их могут зажать льды, но точно не достанут немецкие подлодки.

Лавируя среди льдин, суда застопорили ход и погасили котлы, чтобы не выдавать себя дымами. Бежать им было некуда. По плану Гредвелла, они должны были провести в этом районе несколько дней, дожидаясь, пока немецкие подлодки закроют “сезон охоты” и вернутся в базы. Тогда, его отряд, возможно, получит шанс проползти вдоль границы льдов к Новой Земле.

Оставалась последняя проблема. В любой момент стоящие без хода транспорты могли быть обнаружены с воздуха. Беспомощный отряд стал бы отличной мишенью для бомбардировщиков.

Это сообщение отредактировал Sibmel - 2.02.2017 - 13:47
 
[^]
Sibmel
2.02.2017 - 13:43
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.06.15
Сообщений: 1159
Гредвелл приказал собрать в мастерских все белила и выкрасить палубы и борта со стороны открытого моря в ослепительно белый цвет. А там, где не хватало краски — использовать белые простыни.

12 июля немецкие самолёты-разведчики обследовали зону поиска судов конвоя PQ-17, не обнаружив ни одного уцелевшего судна. Немецким командованием было заявлено о полном уничтожении конвоя.

Из хроники боевых действий.

Спустя трое суток шум в радиоэфире начал стихать. Так и не обнаруженные противником суда выбрались из ледового плена и добрались до пролива Маточкин Шар. По пути был ими встречен и включен в состав отряда транспорт “Бенджамин Харрисон”, а “Айршир” подобрал три шлюпки с экипажем потопленного “Фэйрфид Сити”.

Там их и встретили корабли Северного флота и благополучно отконвоировали в Архангельск.

Узнав о конвое лейтенанта Гредвелла, британское командование впало в ступор. С одной стороны, он нарушил приказ. С другой стороны — в той ситуации все действовали как попало, а сам приказ об оставлении конвоя мог быть расценен как преступная ошибка.

Факт есть факт. Три из одиннадцати спасшихся транспортов каравана PQ-17 были личной заслугой лейтенанта Гредвелла. Его наградили Крестом за доблестную службу. А сразу по возвращении перевели на противолодочный корвет HMS Thirlmere — еще более убогий баркас, чем предыдущий “Айршир”.

Сокрушающий все на своем пути HMS Thirlmere (FY 206)

Конвой лейтенанта Гредвелла
 
[^]
Sibmel
2.02.2017 - 13:43
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.06.15
Сообщений: 1159
Так герой встретил окончание войны и, сойдя на берег, продолжил заниматься адвокатской практикой. В мирное время столь грамотным и решительным людям на флоте делать нечего.
Все
Источник

Это сообщение отредактировал Sibmel - 2.02.2017 - 13:44

Конвой лейтенанта Гредвелла
 
[^]
ДашинПапа
2.02.2017 - 13:47
36
Статус: Offline


Брат Забрата

Регистрация: 24.09.11
Сообщений: 2316
Адвокат всех наебал!
 
[^]
BUKTOP98
2.02.2017 - 13:47
17
Статус: Online


Весельчак

Регистрация: 24.10.14
Сообщений: 177
Смекалка и находчивость. Молодец, что еще сказать! Задача выполнена, все целы!
 
[^]
Soltek
2.02.2017 - 13:53 [ показать ]
-15
DasKochet
2.02.2017 - 13:53
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.04.15
Сообщений: 13388
что тут сказать настоящий мужик и , конечно, удача и находчивость!
 
[^]
doolat
2.02.2017 - 13:56
16
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 15.11.16
Сообщений: 14
Очень интересно.
Читал книгу Алистера Маклина, по-моему "Полярный конвой" называется, и действительно, жуть жутчайшая творилась во время этих конвоев.
Вот этот Лео Гредвелл наверное был очень хладнокровным и грамотным человеком. Если бы была возможность, то вместе с остальными уплыл бы, скорее всего. А так пришлось на месте из того что было соображать. Что нисколько не умаляет его подвига.
 
[^]
Imbaa
2.02.2017 - 14:06
20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.08.10
Сообщений: 5365
Отличный пример, когда человек не теряется и берет все в свои руки.

Помнится, читал когда-то давно "Фауста", был там один момент. когда он просил дьявола показать ему лучшего военачальника. Дьявол удовлетворил его просьбу и показал обычного сапожника...

Это я к чему - обстоятельства зачастую вынуждают нас проявлять все свои скрытые таланты, и то. что сделал этот адвокат-лейтенант. наверняка не стал бы делать обычные военный, и в итоге был бы потоплен.
 
[^]
Пряник73
2.02.2017 - 14:11
1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 16.06.16
Сообщений: 454
Очень познавательно! Спасибо ТС!
 
[^]
LeSabre
2.02.2017 - 14:11
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
Крутой дядька, что уж там.
З.Ы. Корветами, емнип, сии посудины официально и не назывались.
Тот же Thirlmere идет как "противолодочное китобойной судно" cool.gif
 
[^]
DUrick
2.02.2017 - 14:53
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.06.16
Сообщений: 116
Спасибо ТС, отличная история. Зеленки тебе.
 
[^]
Зорг
2.02.2017 - 14:54
4
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 7.02.14
Сообщений: 243
Очень уж -HMS Thirlmere-похож на китобойное судно флотилии "Советская Россия"
 
[^]
LeSabre
2.02.2017 - 15:01
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
Зорг
Цитата
Очень уж -HMS Thirlmere-похож на китобойное судно флотилии "Советская Россия"

Так это и есть китобой.
К слову, корветы типа Flower так же делались на базе китобойных посудин, но получали гидролокаторы, реактивные бомбометы итд

Это сообщение отредактировал LeSabre - 2.02.2017 - 15:04

Конвой лейтенанта Гредвелла
 
[^]
Ficher12
2.02.2017 - 15:05
44
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 20.10.14
Сообщений: 400
про него есть у Пикуля в "Реквием каравану PQ-17

"Удивительнее всех повел себя тральщик «Айршир» — один из немногих, кто остался при исполнении союзного долга. В момент распадения каравана, не поддавшись общей суматохе, он пошел на север, склоняясь к западным румбам, — туда, где смыкались арктические льды. А попутно законвоировал три транспорта, приказав им повиноваться. Командир тральщика, лейтенант Грэдуэлл, до войны был адвокатом, а помощник его — присяжным поверенным.

Эти два юриста оказались отчаянными моряками… «Айршир» полез сам (и повел за собой других) прямо в массы плотного льда, где их могло раздавить в лепешку, но зато немцам не пришло бы в голову искать их именно здесь. В малярках были собраны все белила, корабли срочно перекрасили в белый цвет.

Сбросив давление в котлах и не дымя трубами, четыре судна затихли среди ледяной пустыни, а пушки танков, стоявших на палубах, они развернули в сторону моря. Сами в эфир не выходили, но эфир держали под наблюдением.

Би-Би-Си о делах каравана помалкивала (сигналы SOS, летевшие с океана, сами по себе были достаточно красноречивы), зато отзвуки берлинских фанфар достигали и полярного безмолвия. Если верить Геббельсу, то выходило так, будто от PQ-17 остались рожки да ножки. Грэдуэлл понимал, что в радиосводках Берлина немалая доля истины, и критическое время разбоя на «большой дороге» он решил переждать. Потом корабли выломали себя из ледяных заторов и благополучно достигли Новой Земли, где на берегу матросов атаковали местные собаки. На крыльцо барака метеостанции выбежала русская женщина в ватнике и, призвав псов к порядку, долго допытывалась у англичан — кто они такие и чего им здесь надобно? Вступив в тесный контакте местными властями, военными и гражданскими, преодолев массу трудностей, Грэдуэлл сумел сохранить все три корабля, которые и разгрузились в Архангельске. Маленький я дерзкий «Айршир» пришел к нам, как боевой союзник, а ушел от нас, как хороший друг… Англия могла гордиться, что у нее есть такие адвокаты и такие присяжные поверенные, которые, встав на мостики кораблей, не посрамили чести хлопавшего на ветру британского «юнионджека»!"

Это сообщение отредактировал Ficher12 - 2.02.2017 - 15:08
 
[^]
tryhax
2.02.2017 - 16:31
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.12.13
Сообщений: 2680
я так понимаю, что если бы их обнаружили и расхреначили, они бы могли на шлюпках до льдов добраться и там какое-то время продержаться?
 
[^]
Ledogor
2.02.2017 - 17:19
10
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 12.12.08
Сообщений: 462
Цитата (doolat @ 2.02.2017 - 13:56)
Очень интересно.
Читал книгу Алистера Маклина, по-моему "Полярный конвой" называется, и действительно, жуть жутчайшая творилась во время этих конвоев.
Вот этот Лео Гредвелл наверное был очень хладнокровным и грамотным человеком. Если бы была возможность, то вместе с остальными уплыл бы, скорее всего. А так пришлось на месте из того что было соображать. Что нисколько не умаляет его подвига.

Алистер Макклин "Крейсер "Улисс"". Обалденная книга!!
 
[^]
ben905
2.02.2017 - 17:52
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 1761
кстати,не смотря на размеры и тихоходность,эти суденышки были очень опасны для немецких подлодок.
 
[^]
LeSabre
2.02.2017 - 18:08
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
ben905
Цитата
кстати,не смотря на размеры и тихоходность,эти суденышки были очень опасны для немецких подлодок.

Конкретно эти - чистейший эрзац.
А вот, к примеру, шлюпы типа Black Swan уже сами охотились за подлодками.
На фотографии - HMS Starling небезызвестного Фредрика Джона Уокера

Конвой лейтенанта Гредвелла
 
[^]
Meandr51
3.02.2017 - 10:39
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.11.11
Сообщений: 6654
Цитата (doolat @ 2.02.2017 - 13:56)
Очень интересно.
Читал книгу Алистера Маклина, по-моему "Полярный конвой" называется, и действительно, жуть жутчайшая творилась во время этих конвоев.
Вот этот Лео Гредвелл наверное был очень хладнокровным и грамотным человеком. Если бы была возможность, то вместе с остальными уплыл бы, скорее всего. А так пришлось на месте из того что было соображать. Что нисколько не умаляет его подвига.

Книга эта называется "Крейсер Его Величества "Улисс". Лучшая книга Маклина. Сильное впечатление. То, что по-русски смотрится высокопарно, по английски всего лишь стандартная аббревиатура британского военного корабля - HMS.

Это сообщение отредактировал Meandr51 - 3.02.2017 - 10:42
 
[^]
bvfvlad
3.02.2017 - 10:46
-5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.01.14
Сообщений: 1221
Цитата (DasKochet @ 2.02.2017 - 13:53)
что тут сказать настоящий мужик и , конечно, удача и находчивость!

За что и был переведён по возвращении на ещё более убогий корабль...
Так как реальна доставка не была запланирована!!!
Удивительно что на кораблях вообще что-то было - а могли бы просто отправить "пустышки" и потопить, денежки-то уже были получены.
 
[^]
АРИКЕ
3.02.2017 - 10:59
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.03.16
Сообщений: 3543
Трудящий по адвокатской части, грамотный специалист, впитывает в себя высококонцентрированные профессиональные знания лиц той специальности при которой он кормится, т.е. если это моряки, то он моряк, а если строители то строитель ну и т.д.
Здесь расклад получился такой, что на адвокатскую "платформу" легли вполне приличные военно-морские знания и умения - вот и результат.
Спасибо ТС, а то при общей "незабытости" семнадцатого конвоя, этот достойный воин незаслуженно забыт!
 
[^]
следитель
3.02.2017 - 11:00
9
Статус: Offline


А я вас вижу !

Регистрация: 21.11.06
Сообщений: 8044
Читал у Валентина Пикуля про "Айршир". Честь и слава таким союзникам.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 17424
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх