В позднесоветских авиационных школах тоже были основы астронавигации, только конечно, всё успешно забыто по ненадобности. А GPS появился у меня сильно задолго до того, как это слово вообще в нашей стране стало известно, чуть ли не контрабандой ввезённый. Вот с тех пор и стал помалу тупеть как штурман ))) по аналогии, как наличие калькулятора делает ненужным всё что сложнее таблицы умножения.
Кстати, все навигационные спутники "висят" на геостационаре , а координаты вычисляются процессором приёмника по разности времени прихода сигнала. Для сильно точного определения места , в пределах нескольких сантиметров, учитываются и всякие релявисткие эффекты от замедления скорости света в несильном гравитационном поле нашей планеты и ни разу не круглая её форма.
Цитата :
Современное состояние систем спутниковой навигации таково, что в ближайшие годы появятся приёмники GPS с точностью позиционирования до нескольких сантиметров от истинного положения.
Это стало возможным с изобретением дешёвых и точных атомных часов на основе ртути
http://ru.wikipedia....ные_часыhttp://class-fizika.....ru/tshatom.htmПринцип работы GPS
http://www.tracker.co.ua/gps_work.htmlРазмещение атомных часов в приёмнике GPS (GLONASS) позволит определять пространственные координаты с точностью, которая недавно казалась немыслимой.
Что это даст авиации?
1) Размещение приёмников на концах крыла , в носовой и хвостовой части ЛА (крест) позволит создать дублирующую систему пространственной индикации, показания можно вывести на ПКП.
2) Создание точной 3D карты местности прообразом которой является сегодня Google maps (Google earth)