«Взорву самолет, мне терять нечего!» 45 лет назад террорист взорвал бомбу на борту советского самолета

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) « Первая ... 2 3 [4]   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
АгентИнглиш
24.04.2018 - 03:14
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.03.13
Сообщений: 1601
По этому делу очень серьезное следствие было. И материал уже весь рассекречен.
Мне вот одно не понятно, зачем Грязнов полез вырывать бомбу и пиздить террориста, если террорист предупредил что бомбу обезвредить без вариантов. Судмедэкспреты установили, что Грязнов душил террориста перед взрывом.

Из записок следователя:
"...Бортмеханик Грязнов, зорко следивший за каждым движением террориста. И в тот момент, когда Бидюк взглянул в окошко, Грязнов, в отчаянной попытке спасти людей, находившихся в самолете, со всей силы бросился на него, схватив левой рукой за шею, а правую протянув к контейнеру. Может быть, он надеялся, что успеет задушить террориста еще до того, как тот приведет в действие взрывное устройство; и в самое решающее мгновение бортмеханик Грязнов сохранял хладнокровие: рука его, тянувшаяся к контейнеру со взрывчаткой, свидетельствовала о том, что, рискуя своей жизнью, он, тем не менее, до мельчайших долей секунды рассчитал все свои действия.

Он пытался одновременно нейтрализовать террориста и предотвратить взрыв, подхватив взрывное устройство.

Грязнов набросился на негодяя, вложив в этот бросок все свое отчаяние, и с такой силой сдавил его шею, что одной рукой сломал кости гортани. Пошатнувшись, террорист ударился затылком о стенку и инстинктивно поднял вверх левую руку с зажатой в ней батарейкой, пытаясь оторвать от своей шеи руку Грязнова. В этот момент и произошел взрыв…"

Это сообщение отредактировал АгентИнглиш - 24.04.2018 - 03:15
 
[^]
karumburum
24.04.2018 - 03:36
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.10.15
Сообщений: 1906
Цитата (AliveAngel @ 23.04.2018 - 22:23)
Цитата (Derby @ 23.04.2018 - 21:53)
Меня в СССР фактически на смерть обрекли. Мама годами пороги обивала, просто не выпускали. В СССР меня вылечить не могли. В Израиле уже лечили. А пох. Родите другого.
Кстати кроме паспорта надо было и выездную визу. Вы бы осудили мою мать если бы она захватила самолёт?

Ничего, скоро опять будет не выпускать.

Вы сейчас поставили свою жизнь выше жизней десятков пассажиров. С Вашей точки зрения это оправданно. Я боюсь даже представить себе общество, где данная точка зрения является приемлемой.

А принявшего решение обмануть ( неизвестно по каким мотивам ) террориста и тем самым подвергнувшего опасности жизни десятков пассажиров в этой истории вас, значит, не смущает?

И почему в сюжете не рассказали каким же образом заставили молчать всех пассажиров?
 
[^]
Bormoglotik
24.04.2018 - 03:45
3
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 24.09.13
Сообщений: 186
Цитата (Derby @ 24.04.2018 - 00:14)
Цитата (AliveAngel @ 24.04.2018 - 00:04)
Цитата (Derby @ 23.04.2018 - 23:19)
Цитата (AliveAngel @ 23.04.2018 - 22:23)
Цитата (Derby @ 23.04.2018 - 21:53)
Меня в СССР фактически на смерть обрекли. Мама годами пороги обивала, просто не выпускали. В СССР меня вылечить не могли. В Израиле уже лечили. А пох. Родите другого.
Кстати кроме паспорта надо было и выездную визу. Вы бы осудили мою мать если бы она захватила самолёт?

Ничего, скоро опять будет не выпускать.

Вы сейчас поставили свою жизнь выше жизней десятков пассажиров. С Вашей точки зрения это оправданно. Я боюсь даже представить себе общество, где данная точка зрения является приемлемой.

Да ставлю. Мне моя жизнь важнее всего человечества и я это не скрываю, в отличие от Вас. И что?
А ничего. Надо просто выпускать из страны. И никто не будет захватывать самолеты ради выезда.

Важно то, насколько Вы ценны для общества, а не насколько Вы себя цените. Способы утилизации асоциальных элементов существуют при любой социальной формации, склонной к самосохранению.

Это все философии. А я практик. И на общество мне в общем то посрать. У меня с ним как бы договор. Я соблюдаю его законы, а оно мне плюшки.
Но если общество не устраивает, я имею право перейти в другое. Так?
И никто не имеет право меня удерживать. Так?

Ну и пиздуй... Чего в интернетиках ноешь?
Тебя никто не удерживает.
 
[^]
Derby
24.04.2018 - 04:30
-3
Статус: Offline


Отмороженный

Регистрация: 24.03.18
Сообщений: 836
Я давно уже
Реч о орисанно случае
 
[^]
Copperfild
24.04.2018 - 08:20
2
Статус: Offline


Интеллигентное питерское быдло

Регистрация: 27.12.10
Сообщений: 2867
Цитата (Derby @ 23.04.2018 - 21:50)
Что мешало отвезти его в Швецию?

Специально для ыкспердов - топливо заправляют в самолет ровно на ту длину маршрута, по которому он летит, плюс небольшой запас. Если самолет мск-спб, то при подлете к Пулково у него будут почти пустые баки.

Единственный момент, можно было челу обьяснить, типа, бро, так и так, керосин хана, ща сядем в Питере, заправимся, и тебя в лучшем виде доставим. Сесть нормально, и там уже с ним разобраться.

Хотя, он хуй бы понял бы, наверное.
 
[^]
djamix
24.04.2018 - 08:29
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.10.10
Сообщений: 10303
Цитата (ДухГришкиР @ 23.04.2018 - 17:34)
Исторический анекдот:

Ляди, вы даже сюда свой политикос тянете.

Заебали.


___

Пилоты - молодцы!
 
[^]
djamix
24.04.2018 - 08:33
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.10.10
Сообщений: 10303
Цитата (Derby @ 24.04.2018 - 02:20)
Я софистике оьучался, в иезуитском колледже.

Где ты там учился, скакун? С такими дикими ошибками пишешь, еще и рассуждаешь о своей роли в обществе.
Лоханкин и его роль в русской революции.

Еще и судишь - что надо было делать пилотам.

 
[^]
pancho1971
24.04.2018 - 08:40
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.09.17
Сообщений: 1418
Цитата (Тымф @ 23.04.2018 - 15:56)
Цитата (Jus @ 23.04.2018 - 12:42)
"Он озлоблялся все больше. Начал бомбардировать все органы страны десятками писем. Металлургам давал советы о металле, руководителям сельского хозяйства – о зерне. Даже Брежневу писал, предлагая свои способы решения государственных проблем. Но все это было настолько глупо, что никакой реакции не вызывало..."

Не могу избавиться от ощущения, что это описание психологического портрета типичного диванного эксперта. Как хорошо, что есть инторнеты. Ни в какие "органы страны" писать не надо - устроился поудобнее и излагай свои гениальные видения, сколько душе угодно... gigi.gif

На Д3.ру есть такой персонаж. Пишет во все инстанцыи кляузы и судится.
Реально человек занимается этим судя по количеству обращений круглые сутки. moderator.gif
 
[^]
Derby
24.04.2018 - 08:45
-1
Статус: Offline


Отмороженный

Регистрация: 24.03.18
Сообщений: 836
Цитата (djamix @ 24.04.2018 - 08:29)
Цитата (ДухГришкиР @ 23.04.2018 - 17:34)
Исторический анекдот:

Ляди, вы даже сюда свой политикос тянете.

Заебали.


___

Пилоты - молодцы!

Молодцы сосут концы
Пилоты - идиоты


Не их заслуга что бомба маловата оказалась. Поичем она
a) была настоящей
b)таки пизданула
Никакой роли в спасении пассажиров они не сыграли
А вот подвергли их жызнь опасности в угоду политической конъюнктуры
Случай под Читой когда идиот Ёжиков застрелил угонщика ьыл РАНЬШЕ. Его что, не разбирали? Там 81 человек погиб.
 
[^]
Derby
24.04.2018 - 08:46
-2
Статус: Offline


Отмороженный

Регистрация: 24.03.18
Сообщений: 836
Цитата (djamix @ 24.04.2018 - 08:33)
Цитата (Derby @ 24.04.2018 - 02:20)
Я софистике оьучался, в иезуитском колледже.

Где ты там учился, скакун? С такими дикими ошибками пишешь, еще и рассуждаешь о своей роли в обществе.
Лоханкин и его роль в русской революции.

Еще и судишь - что надо было делать пилотам.

Иезуитская коллегия Ватикана.
Русский не мой родной

Это сообщение отредактировал Derby - 24.04.2018 - 08:46
 
[^]
Derby
24.04.2018 - 08:58
-2
Статус: Offline


Отмороженный

Регистрация: 24.03.18
Сообщений: 836
Оц, ошибся. Под Читой было позже
 
[^]
Derby
24.04.2018 - 08:58
-3
Статус: Offline


Отмороженный

Регистрация: 24.03.18
Сообщений: 836
Утром 18 мая 1973 года пять рабочих лесосеки в районе речки Арша, что находится в 97 км западнее Читы, услышали над собой взрыв. Было около 10 утра по местному времени. Подняв голову, они увидели обломки падающего самолета и летящие вниз тела. Позднее трупы, многие из которых были без одежды, и обломки самолета были обнаружены на участке протяженностью 10 км. Всего на том злополучном борту Ту-104А, с регистрационным номером СССР-42379, находилось 68 взрослых пассажиров и 4 ребенка, а также 9 человек экипажа. Самолет 201-го летного отряда вылетел вечером 17 мая из столичного аэропорта «Домодедово» и после посадок в Челябинске и Новосибирске прибыл в Иркутск, где произошла смена экипажа.

Расследованием причин этой авиакатастрофы занимался следователь по особо важным делам при прокуроре Российской Федерации Валерий Зиканов. Изначально в качестве главной рассматривалась версия «незаконного вмешательства в деятельность авиации». На это указывала запись переговоров экипажа с диспетчером РДП а/п Чита.

В 03:36 (мск) командир воздушного судна Николай Ободянский передал на землю «С кабины поступило требование изменить курс, сигнал об опасности включил бортмеханик и сказал «сейчас пройдут в кабину и словом скажут, куда лететь».

В 03:37:14 экипаж сообщил: «Следую по курсу на высоте 6 600 метров, без снижения».

В 03:37:34 диспетчер передал на борт координаты самолета: «Удаление 100 км, азимут 270°, сообщите высоту?»

В 03:38:00 включился сигнал опасности, после 9-го тире он прервался.

На экране радиолокатора возникло «облако», которое бывает при взрыве воздушных объектов, в том числе от поражения ракетой. Позднее результаты экспертизы показали, что в районе правого аварийного люка первого салона примерно между 23 и 24 шпангоутами произошел взрыв тротила весом 5,5−6 кг.

Немедленно на место катастрофы был высланы вертолеты Ми-8, экипажи которых под управлением начальника УКГБ генерал-майор М. Я. Царева в 04:55 обнаружили разрушенную кабину Ту-104А на северном склоне сопки Хундунай. Западнее этого места на расстоянии одного километра пилоты увидели нижнюю часть фюзеляжа с двигателями. Примерно через два километра на северо-запад от нее лежала нижняя часть хвостовая часть фюзеляжа с оперением. Вскоре были найдены обе плоскости и шасси.

То, что самолет был взорван изнутри, стало очевидным практически сразу, поэтому следствию ставилась задача воспроизвести события, произошедшие на борту СССР-42379.

В изуродованной кабине, к которой поисковый отряд солдат под руководством Валерия Зикановова прибыл утром следующего дня, трупы летчиков находились в своих креслах. Вскоре на вершине ели поисковики увидели офицера. Далее — женщину с ребенком. На склоне сопки нашли и других пассажиров, среди которых был человек с огнестрельным ранением спины в области 8-го межреберья слева.

Лицо этого человека было обезображено до неузнаваемости. По его черепу в Читинском мединституте восстановили примерный облик и сделали фотографию. Билетный кассир, которой показали снимок, сразу же опознала симпатичного человека с восточной внешностью. Им был некий Рзаев Чингис Юнус-оглы, 1941 года рождения, который сел на этот борт в Иркутске.

Следователи из КГБ тщательно изучили дело каждого пассажира, в том числе и тех, кто по счастливой случайности, не попал на борт. Среди тех, кому повезло, было пятеро. Это пьяный подполковник, который не смог взобраться по трапу, группа из трех молодых человек, прозевавших объявление о посадке, и майор, который уступил свой билет другу. Среди тех, кто сел в самолет в последнюю минуту, причем уже после основной посадки пассажиров, была команда боксеров Забайкальского военного округа и демобилизованный солдат.

Вскоре следствие сконцентрировалось вокруг личности Чингиса Рзаева. Родом из Кировабада, окончил школу в Тбилиси, куда перебрались его родители в поисках лучшей жизни. После выпускного бала Рзаев предпринял попытку поступить в МГИМО на «дипломата». В приемной комиссии его документы даже не стали рассматривать, поскольку он не только не знал ни одного иностранного языка, не только плохо разговаривал по-русски, но и окончил школу с двойками. Затем была армия — служба в саперных войсках. Потом неудачная жизнь в Азербайджане.

Но о дипломатической карьере Рзаев по-прежнему мечтал. О своей мечте он постоянно говорил всем знакомым. Поэтому, когда за несколько дней до катастрофы сказал своему приятелю, что летит в Китай на дипломатическую работу, тот только пожал плечами. «Здесь меня не понимают, — заявил тогда Рзаев, — а вот в Китае поняли бы. Там бы я быстро стал дипломатом». Он купил билет на рейс № 109 Москва — Чита, который вылетел «Домодедово» 17 мая 1973 года в 18:12.

Первая версия Валерия Зиканова, которая была сформирована после предварительного расследования, заключалась в том, что Рзаев был психически нездоров. Впрочем, обыск в квартире Рзаева показал, что террорист готовился к захвату самолета достаточно профессионально. В частности были найдены собранный взрыватель с кнопкой обратного действия и схема, вычерченная рукой террориста. Строго соблюдалась и конспирация. Так, следы тротила указывали, что Рзаев получил взрывчатку в одном закрытом московском НИИ. Но вычислить человека, который помог террористу, так и не удалось.

Вопрос о взрывателе с обратной кнопкой обсуждался отдельно.

Дело в том, что после 15 октября 1970 г., когда отцом и сыном Бразинскасами был захвачен пассажирский самолет «Ан-24» (рейс Батуми-Сухуми) и угнан в Турцию, вышел секретный приказ о сопровождении сотрудниками МВД или КГБ всех рейсов, проходящих вблизи границы.

3 января 1973 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, квалифицирующий угон, как отдельное особо тяжкое преступление, подвергающееся смертельной опасности жизни пассажиров и членов экипажа. Сотрудникам сопровождения были даны самые широкие полномочия по пресечению подобных актов, вплоть до стрельбы на поражение. В секретном циркуляре, подготовленном в МВД, говорилось, что милиционер сопровождения должен предпринять все меры по обезвреживанию угонщика.

Таким сотрудником сопровождения на рейсе № 109 Москва — Чита был иркутянин младший сержант Владимир Ежиков, который имел при себе табельное оружие — пистолет Макарова. Он был в гражданском и занимал место в первом ряду сразу же за кабиной пилотов.

В половине четвертого по Москве Рзаев показал одной из бортпроводниц сверток, который лежал у него на коленях, сказал, что это взрывчатка и потребовал лететь в Китай. Девушка доложила об этом сотруднику милиции. Тот направился к Рзаеву, показал удостоверение и приказал отдать сверток. Следствие сделало предположение, что террорист в ответ пригрозил взорвать самолет. Однако Владимир Ежиков настаивал на выполнении своего требования. Чингис Рзаев, видя перед собой молодого решительного человека, понял, что тот не уступит. Одной рукой сжимая кнопку взрывателя, другой он нанес удар ножом в живот сержанта, затем опрокинул его и быстро бросился к кабине, надеясь заставить экипаж выполнить его требование.

Сержант, будучи раненным, достал пистолет и выстрелил под левую лопатку, точно в сердце. Вероятно, смерть была не мгновенной, и Рзаеву удалось отбросить от себя сверток с тротилом, и только потом отжать кнопку. Именно поэтому на теле террориста не было повреждений от близкого взрыва, что дало почву для спекуляций, что самолет был сбит нашим истребителем. Впрочем, за две минуты 25 секунд с момента выдвижения требований до взрыва провести такую операцию было просто не возможно.

То, что стрелял именно Ежиков у следователей не вызывало сомнений. В результате длительных поисков на месте крушения был найден пистолет сержанта, в обойме которого не хватало одной пули.

Была проведена титаническая работа по расследованию, но все-таки группе Валерия Зикановова не удалось найти каких-либо зацепок в этом деле, поскольку многие эпизоды о подготовке к теракту в материалах следствия оказались «белыми пятнами». Однако то, что Рзаев не был антисоветчиком и тем более смертником, не оставляло сомнений. Как и то, что он маниакально хотел стать дипломатом. В тот момент отношения между КНР и СССР были крайне сложными. Возможно, Рзаев рассчитывал, что китайцы в пику Советскому Союзу примут его, как родного… Впрочем, все это догадки.

В официальных выводах следствия было сказано, что Рзаев обладал всеми признаками психически больного человека, а тротил, скорей всего, купил у геологов. По неофициальной версии считалось, что данный теракт был спланирован западными спецслужбами.

По итогам авиационного расследования был составлен соответствующий акт, в котором говорится: «причиной катастрофы с самолетом, в результате которой он разрушился в воздухе, а пассажиры и экипаж погибли, является подрыв взрывного устройства преступником, который пытался принудить экипаж изменить курс самолета».

Именем Владимира Ежикова в посёлке Куйтуне Иркутской области названа школа. В здании Восточносибирского УВД на гранитной плите, на котором высечены фамилии сотрудников милиции, погибших при исполнении долга, есть также его фамилия. В то же время родственниками погибших в той авиакатастрофе были предприняты попытки осквернения его могилы.

Эта попытка захвата самолета оказалась самой трагической за всю историю советской авиации.

Фото Петрусов/РИА Новости
 
[^]
Derby
24.04.2018 - 09:04
-3
Статус: Offline


Отмороженный

Регистрация: 24.03.18
Сообщений: 836
Ту-104, летевшего в Читу, захватил самолёт и потребовал изменения его маршрута. Тенгиз Рзаев угрожал взорвать самолёт, если пилоты не подчинятся его требованиям.
Милиционер, находившийся на борту, попытался его обезвредить, но оказалось, что Тенгиз Рзаев не шутил. Взрыв самолёта Ту-104 стал самым крупным терактом за всю советскую историю. Погиб 81 человек. Тем не менее он остался практически незамеченным, поскольку власти СССР постарались сохранить всё в тайне. И по сей день о нём знают немногие.




#
Забытый кошмар. Самый страшный теракт в истории СССР
Евгений Антонюк
/
18 мая 1973 года один из пассажиров авиалайнера Ту-104, летевшего в Читу, захватил самолёт и потребовал изменения его маршрута. Тенгиз Рзаев угрожал взорвать самолёт, если пилоты не подчинятся его требованиям.
Милиционер, находившийся на борту, попытался его обезвредить, но оказалось, что Тенгиз Рзаев не шутил. Взрыв самолёта Ту-104 стал самым крупным терактом за всю советскую историю. Погиб 81 человек. Тем не менее он остался практически незамеченным, поскольку власти СССР постарались сохранить всё в тайне. И по сей день о нём знают немногие.



Эпидемия воздушного пиратства
Как известно, СССР был страной, откуда нельзя было выехать просто так. Для любой поездки за границу требовалась выездная виза, а эмиграция была существенно затруднена. Начиная с 60-х годов количество желающих покинуть страну стало увеличиваться с каждым годом. Легальные пути для большинства из них были максимально затруднены. Существовала даже особая категория "невыездных", т.е. лиц, которых не выпускали за границу даже в туристические поездки из опасений, что они могут отказаться возвращаться в СССР.

Уехать хотели многие, но в навязчивое желание, ради которого они готовы были пойти на что угодно, это переросло у единиц. Самым главным способом "трансфера" за границу для них стало воздушное пиратство. Сделать это было несложно, поскольку политика безопасности на советских авиалиниях находилась в зачаточном состоянии, пассажиров поначалу даже не досматривали, и они спокойно могли проносить всё что угодно, даже взрывчатку. Оставалось только подобрать такой рейс, маршрут которого будет проходить в непосредственной близости от границ, и потребовать от пилотов сменить курс.

Первая такая попытка была предпринята ещё в 1954 году, когда мужчина и женщина с пистолетами попытались захватить старенький Ли-2, летевший из Таллина в Ленинград, но это им не удалось, поскольку экипаж самолёта оказал им сопротивление и обезвредил. При этом погиб бортмеханик судна.

Следующая попытка была предпринята в 1958 году, когда пассажир по фамилии Чечет попытался захватить самолёт Ил-14, летевший по маршруту Москва — Ленинград — Таллин. Но и в этот раз воздушный пират оказался не лучшим образом подготовлен и так и не смог попасть в кабину пилотов.

Буквально через месяц двое мужчин пытались захватить в якутском аэропорту Ан-2, чтобы улететь в США, но также не преуспели. В 60-е годы захваты пошли на спад, но время от времени происходили, хотя и неудачно для пиратов. Всё изменилось в 1970 году, когда двое литовцев — отец и сын Бразинскасы — захватили Ан-24, летевший по маршруту Батуми — Сухуми.

Они застрелили стюардессу, ранили несколько членов экипажа, но всё же добились своего. Самолёт приземлился в Турции, которая отказалась выдавать преступников в СССР, осудив их по своим законам и через несколько лет амнистировав. Это был первый удачный случай захвата советского самолёта, и он вновь вызвал настоящий вал воздушного терроризма. Только за 70-е годы в СССР было совершено около 30 попыток захвата воздушных судов.

Удивительно, но в СССР никому и не пришло в голову ужесточить правила безопасности и начать проводить предполётный досмотр. Вместо этого каждый рейс, проходивший неподалёку от границы, сопровождал вооружённый сотрудник милиции в штатском. До этого вся безопасность сводилась к тому, что командиру воздушного судна выдавался табельный пистолет, хранившийся в кабине.
Репетиция" в Ленинграде
Всего за три недели до теракта попытка угона произошла в Ленинграде, и лишь по счастливому стечению обстоятельств удалось обойтись без значительных жертв. 23 апреля 1973 года некий Иван Бидюк, 47 лет, пронёс на борт самолёта Ту-104 бомбу. Самолёт должен был лететь из Ленинграда в Москву, но через несколько минут после взлёта Бидюк через стюардессу передал командиру воздушного судна записку с настоятельным требованием изменить маршрут и лететь в Стокгольм. Кроме того, он сообщил, что у него при себе имеется взрывное устройство мощностью более двух килограммов в тротиловом эквиваленте и оно оснащено взрывателем обратного действия. То есть стоит только ему убрать палец с кнопки, как взрывное устройство сработает. Поэтому стрелять в него бессмысленно.

Разобраться с Бидюком вышел бортпроводник Грязнов, вооружившийся пистолетом. Но он убедился, что Бидюк говорит правду и стрелять в него бессмысленно. Бидюк с бомбой в руках явно нервничал и пытался прорваться в кабину. Бортмеханик в это время пытался отвлечь его, а лётчики действительно развернули самолёт и пошли на посадку в Ленинграде.

Чтобы Бидюк не заподозрил неладное, они до последнего момента не выпускали шасси, и он понял, что самолёт вернулся в Ленинград и на земле его уже ждут, только когда самолёт был всего в нескольких метрах над землёй. Он сразу же привёл в действие взрывное устройство, но, к счастью, лётчикам удалось удержать управление самолётом, который через несколько секунд приземлился. Посадка была относительно мягкой, учитывая взрыв и подломившуюся переднюю стойку шасси. Никто из пассажиров не пострадал, в результате взрыва погибли сам террорист, державший бомбу в руках, и бортмеханик.






#ТЕРАКТЫ


#

18 мая 1973 года один из пассажиров авиалайнера Ту-104, летевшего в Читу, захватил самолёт и потребовал изменения его маршрута. Тенгиз Рзаев угрожал взорвать самолёт, если пилоты не подчинятся его требованиям.
Милиционер, находившийся на борту, попытался его обезвредить, но оказалось, что Тенгиз Рзаев не шутил. Взрыв самолёта Ту-104 стал самым крупным терактом за всю советскую историю. Погиб 81 человек. Тем не менее он остался практически незамеченным, поскольку власти СССР постарались сохранить всё в тайне. И по сей день о нём знают немногие.




Эпидемия воздушного пиратства
Как известно, СССР был страной, откуда нельзя было выехать просто так. Для любой поездки за границу требовалась выездная виза, а эмиграция была существенно затруднена. Начиная с 60-х годов количество желающих покинуть страну стало увеличиваться с каждым годом. Легальные пути для большинства из них были максимально затруднены. Существовала даже особая категория "невыездных", т.е. лиц, которых не выпускали за границу даже в туристические поездки из опасений, что они могут отказаться возвращаться в СССР.

Уехать хотели многие, но в навязчивое желание, ради которого они готовы были пойти на что угодно, это переросло у единиц. Самым главным способом "трансфера" за границу для них стало воздушное пиратство. Сделать это было несложно, поскольку политика безопасности на советских авиалиниях находилась в зачаточном состоянии, пассажиров поначалу даже не досматривали, и они спокойно могли проносить всё что угодно, даже взрывчатку. Оставалось только подобрать такой рейс, маршрут которого будет проходить в непосредственной близости от границ, и потребовать от пилотов сменить курс.

Первая такая попытка была предпринята ещё в 1954 году, когда мужчина и женщина с пистолетами попытались захватить старенький Ли-2, летевший из Таллина в Ленинград, но это им не удалось, поскольку экипаж самолёта оказал им сопротивление и обезвредил. При этом погиб бортмеханик судна.

Следующая попытка была предпринята в 1958 году, когда пассажир по фамилии Чечет попытался захватить самолёт Ил-14, летевший по маршруту Москва — Ленинград — Таллин. Но и в этот раз воздушный пират оказался не лучшим образом подготовлен и так и не смог попасть в кабину пилотов.

Буквально через месяц двое мужчин пытались захватить в якутском аэропорту Ан-2, чтобы улететь в США, но также не преуспели. В 60-е годы захваты пошли на спад, но время от времени происходили, хотя и неудачно для пиратов. Всё изменилось в 1970 году, когда двое литовцев — отец и сын Бразинскасы — захватили Ан-24, летевший по маршруту Батуми — Сухуми.

Они застрелили стюардессу, ранили несколько членов экипажа, но всё же добились своего. Самолёт приземлился в Турции, которая отказалась выдавать преступников в СССР, осудив их по своим законам и через несколько лет амнистировав. Это был первый удачный случай захвата советского самолёта, и он вновь вызвал настоящий вал воздушного терроризма. Только за 70-е годы в СССР было совершено около 30 попыток захвата воздушных судов.

Удивительно, но в СССР никому и не пришло в голову ужесточить правила безопасности и начать проводить предполётный досмотр. Вместо этого каждый рейс, проходивший неподалёку от границы, сопровождал вооружённый сотрудник милиции в штатском. До этого вся безопасность сводилась к тому, что командиру воздушного судна выдавался табельный пистолет, хранившийся в кабине.



"Репетиция" в Ленинграде
Всего за три недели до теракта попытка угона произошла в Ленинграде, и лишь по счастливому стечению обстоятельств удалось обойтись без значительных жертв. 23 апреля 1973 года некий Иван Бидюк, 47 лет, пронёс на борт самолёта Ту-104 бомбу. Самолёт должен был лететь из Ленинграда в Москву, но через несколько минут после взлёта Бидюк через стюардессу передал командиру воздушного судна записку с настоятельным требованием изменить маршрут и лететь в Стокгольм. Кроме того, он сообщил, что у него при себе имеется взрывное устройство мощностью более двух килограммов в тротиловом эквиваленте и оно оснащено взрывателем обратного действия. То есть стоит только ему убрать палец с кнопки, как взрывное устройство сработает. Поэтому стрелять в него бессмысленно.

Разобраться с Бидюком вышел бортпроводник Грязнов, вооружившийся пистолетом. Но он убедился, что Бидюк говорит правду и стрелять в него бессмысленно. Бидюк с бомбой в руках явно нервничал и пытался прорваться в кабину. Бортмеханик в это время пытался отвлечь его, а лётчики действительно развернули самолёт и пошли на посадку в Ленинграде.

Чтобы Бидюк не заподозрил неладное, они до последнего момента не выпускали шасси, и он понял, что самолёт вернулся в Ленинград и на земле его уже ждут, только когда самолёт был всего в нескольких метрах над землёй. Он сразу же привёл в действие взрывное устройство, но, к счастью, лётчикам удалось удержать управление самолётом, который через несколько секунд приземлился. Посадка была относительно мягкой, учитывая взрыв и подломившуюся переднюю стойку шасси. Никто из пассажиров не пострадал, в результате взрыва погибли сам террорист, державший бомбу в руках, и бортмеханик.




Катастрофа под Читой
Вечером 17 мая самолёт Ту-104 вылетел по маршруту Москва — Чита. 104-й относился к числу первого поколения реактивных самолётов, к началу 70-х годов считался уже порядком устаревшим и активно заменялся более новыми сериями. Дальность полёта не позволяла самолёту достичь Читы без пересадок, поэтому маршрут предполагал три промежуточных посадки: одну в Челябинске, другую в Новосибирске и третью в Иркутске.

Именно в Иркутске уже 18 мая произошла смена экипажа. Там же на борт поднялись два ключевых участника читинской драмы: Тенгиз Рзаев, который нёс с собой взрывное устройство, и младший лейтенант милиции Владимир Ёжиков, сопровождавший рейс. При себе у него было табельное оружие, но согласно правилам безопасности он был в штатском.

О Рзаеве известно сравнительно немного. Он родился в 1941 году и был уроженцем Кировабада (ныне — Гянджа), являвшегося третьим по численности населения городом Азербайджанской ССР. Известно, что у него была мечта поступить в МГИМО и стать дипломатом. Но все его попытки поступить в МГИМО оказались безуспешны, в большей степени потому, что Рзаев не владел иностранными языками. Тем не менее он счёл свои неудачи заговором системы против него.

В конце концов у Рзаева родился план бежать в Китай. Он почему-то считал, что Мао Цзэдун уж точно оценит его таланты по достоинству. Правда, Китай в то время находился в крайне враждебных отношениях с СССР и всего за четыре года до того произошёл конфликт на острове Даманский, так что не совсем понятно, на чём основывалась его уверенность.

Тем не менее он начал подготовку к побегу. В армии он обучился на сапёра и кое-что понимал во взрывном деле. Он в то время работал на строительстве дорог и понемногу выносил взрывчатку домой.

За день до полёта он приехал в Иркутск и купил билет на рейс до Читы. Ночью 18 мая самолёт вылетел из Иркутска, на борту находились 72 пассажира и девять членов экипажа. Через некоторое время после взлёта Рзаев через стюардессу передал пилотам, что он требует изменить курс. Об этом стало известно благодаря переговорам пилотов с диспетчером. Они сообщили, что неизвестный мужчина в салоне потребовал смены курса, но, куда конкретно лететь, пока не сказал, пообещав подойти в кабину и лично озвучить требования. Практически тут же с самолёта поступил сигнал опасности, и через несколько секунд связь с ним прервалась, а самолёт исчез с радара. Между захватом самолёта и его исчезновением прошло около двух с половиной минут.






#
Забытый кошмар. Самый страшный теракт в истории СССР
Евгений Антонюк
/

18 мая 1973 года один из пассажиров авиалайнера Ту-104, летевшего в Читу, захватил самолёт и потребовал изменения его маршрута. Тенгиз Рзаев угрожал взорвать самолёт, если пилоты не подчинятся его требованиям.
Милиционер, находившийся на борту, попытался его обезвредить, но оказалось, что Тенгиз Рзаев не шутил. Взрыв самолёта Ту-104 стал самым крупным терактом за всю советскую историю. Погиб 81 человек. Тем не менее он остался практически незамеченным, поскольку власти СССР постарались сохранить всё в тайне. И по сей день о нём знают немногие.




Эпидемия воздушного пиратства
Как известно, СССР был страной, откуда нельзя было выехать просто так. Для любой поездки за границу требовалась выездная виза, а эмиграция была существенно затруднена. Начиная с 60-х годов количество желающих покинуть страну стало увеличиваться с каждым годом. Легальные пути для большинства из них были максимально затруднены. Существовала даже особая категория "невыездных", т.е. лиц, которых не выпускали за границу даже в туристические поездки из опасений, что они могут отказаться возвращаться в СССР.

Уехать хотели многие, но в навязчивое желание, ради которого они готовы были пойти на что угодно, это переросло у единиц. Самым главным способом "трансфера" за границу для них стало воздушное пиратство. Сделать это было несложно, поскольку политика безопасности на советских авиалиниях находилась в зачаточном состоянии, пассажиров поначалу даже не досматривали, и они спокойно могли проносить всё что угодно, даже взрывчатку. Оставалось только подобрать такой рейс, маршрут которого будет проходить в непосредственной близости от границ, и потребовать от пилотов сменить курс.

Первая такая попытка была предпринята ещё в 1954 году, когда мужчина и женщина с пистолетами попытались захватить старенький Ли-2, летевший из Таллина в Ленинград, но это им не удалось, поскольку экипаж самолёта оказал им сопротивление и обезвредил. При этом погиб бортмеханик судна.

Следующая попытка была предпринята в 1958 году, когда пассажир по фамилии Чечет попытался захватить самолёт Ил-14, летевший по маршруту Москва — Ленинград — Таллин. Но и в этот раз воздушный пират оказался не лучшим образом подготовлен и так и не смог попасть в кабину пилотов.

Буквально через месяц двое мужчин пытались захватить в якутском аэропорту Ан-2, чтобы улететь в США, но также не преуспели. В 60-е годы захваты пошли на спад, но время от времени происходили, хотя и неудачно для пиратов. Всё изменилось в 1970 году, когда двое литовцев — отец и сын Бразинскасы — захватили Ан-24, летевший по маршруту Батуми — Сухуми.

Они застрелили стюардессу, ранили несколько членов экипажа, но всё же добились своего. Самолёт приземлился в Турции, которая отказалась выдавать преступников в СССР, осудив их по своим законам и через несколько лет амнистировав. Это был первый удачный случай захвата советского самолёта, и он вновь вызвал настоящий вал воздушного терроризма. Только за 70-е годы в СССР было совершено около 30 попыток захвата воздушных судов.

Удивительно, но в СССР никому и не пришло в голову ужесточить правила безопасности и начать проводить предполётный досмотр. Вместо этого каждый рейс, проходивший неподалёку от границы, сопровождал вооружённый сотрудник милиции в штатском. До этого вся безопасность сводилась к тому, что командиру воздушного судна выдавался табельный пистолет, хранившийся в кабине.



"Репетиция" в Ленинграде
Всего за три недели до теракта попытка угона произошла в Ленинграде, и лишь по счастливому стечению обстоятельств удалось обойтись без значительных жертв. 23 апреля 1973 года некий Иван Бидюк, 47 лет, пронёс на борт самолёта Ту-104 бомбу. Самолёт должен был лететь из Ленинграда в Москву, но через несколько минут после взлёта Бидюк через стюардессу передал командиру воздушного судна записку с настоятельным требованием изменить маршрут и лететь в Стокгольм. Кроме того, он сообщил, что у него при себе имеется взрывное устройство мощностью более двух килограммов в тротиловом эквиваленте и оно оснащено взрывателем обратного действия. То есть стоит только ему убрать палец с кнопки, как взрывное устройство сработает. Поэтому стрелять в него бессмысленно.

Разобраться с Бидюком вышел бортпроводник Грязнов, вооружившийся пистолетом. Но он убедился, что Бидюк говорит правду и стрелять в него бессмысленно. Бидюк с бомбой в руках явно нервничал и пытался прорваться в кабину. Бортмеханик в это время пытался отвлечь его, а лётчики действительно развернули самолёт и пошли на посадку в Ленинграде.

Чтобы Бидюк не заподозрил неладное, они до последнего момента не выпускали шасси, и он понял, что самолёт вернулся в Ленинград и на земле его уже ждут, только когда самолёт был всего в нескольких метрах над землёй. Он сразу же привёл в действие взрывное устройство, но, к счастью, лётчикам удалось удержать управление самолётом, который через несколько секунд приземлился. Посадка была относительно мягкой, учитывая взрыв и подломившуюся переднюю стойку шасси. Никто из пассажиров не пострадал, в результате взрыва погибли сам террорист, державший бомбу в руках, и бортмеханик.




Катастрофа под Читой
Вечером 17 мая самолёт Ту-104 вылетел по маршруту Москва — Чита. 104-й относился к числу первого поколения реактивных самолётов, к началу 70-х годов считался уже порядком устаревшим и активно заменялся более новыми сериями. Дальность полёта не позволяла самолёту достичь Читы без пересадок, поэтому маршрут предполагал три промежуточных посадки: одну в Челябинске, другую в Новосибирске и третью в Иркутске.

Именно в Иркутске уже 18 мая произошла смена экипажа. Там же на борт поднялись два ключевых участника читинской драмы: Тенгиз Рзаев, который нёс с собой взрывное устройство, и младший лейтенант милиции Владимир Ёжиков, сопровождавший рейс. При себе у него было табельное оружие, но согласно правилам безопасности он был в штатском.

О Рзаеве известно сравнительно немного. Он родился в 1941 году и был уроженцем Кировабада (ныне — Гянджа), являвшегося третьим по численности населения городом Азербайджанской ССР. Известно, что у него была мечта поступить в МГИМО и стать дипломатом. Но все его попытки поступить в МГИМО оказались безуспешны, в большей степени потому, что Рзаев не владел иностранными языками. Тем не менее он счёл свои неудачи заговором системы против него.

В конце концов у Рзаева родился план бежать в Китай. Он почему-то считал, что Мао Цзэдун уж точно оценит его таланты по достоинству. Правда, Китай в то время находился в крайне враждебных отношениях с СССР и всего за четыре года до того произошёл конфликт на острове Даманский, так что не совсем понятно, на чём основывалась его уверенность.

Тем не менее он начал подготовку к побегу. В армии он обучился на сапёра и кое-что понимал во взрывном деле. Он в то время работал на строительстве дорог и понемногу выносил взрывчатку домой.

За день до полёта он приехал в Иркутск и купил билет на рейс до Читы. Ночью 18 мая самолёт вылетел из Иркутска, на борту находились 72 пассажира и девять членов экипажа. Через некоторое время после взлёта Рзаев через стюардессу передал пилотам, что он требует изменить курс. Об этом стало известно благодаря переговорам пилотов с диспетчером. Они сообщили, что неизвестный мужчина в салоне потребовал смены курса, но, куда конкретно лететь, пока не сказал, пообещав подойти в кабину и лично озвучить требования. Практически тут же с самолёта поступил сигнал опасности, и через несколько секунд связь с ним прервалась, а самолёт исчез с радара. Между захватом самолёта и его исчезновением прошло около двух с половиной минут.



Расследование
Обломки самолёта были обнаружены спустя несколько часов — примерно в 100 километрах от Читы. В поисковой операции принимали участие вертолёты, поскольку обломки разбросало на десятикилометровой территории. Сразу же удалось найти несколько свидетелей из числа лесников, которые сообщили, что видели падение обломков.

Следователям пришлось самостоятельно восстанавливать картину произошедшего на борту самолёта. Характер повреждений самолёта говорил о том, что он буквально развалился на части на высоте 6500 метров в результате взрыва. Это означало, что кто-то из пассажиров пронёс на борт самолёта бомбу, мощность которой составляла около шести килограммов в тротиловом эквиваленте.

После обнаружения всех тел погибших была проведена экспертиза. У одного из погибших было обнаружено пулевое ранение, а также некоторые характерные для взрыва повреждения. Его удалось идентифицировать как Тенгиза Рзаева. При более подробном изучении его личности выяснилось, что он обладал достаточными познаниями во взрывном деле, поскольку служил сапёром, а также имел доступ к взрывчатке, трудясь на дорожных работах. Кроме того, знакомые Рзаева сообщали, что он упоминал о желании попасть в Китай. Значит, наиболее вероятным террористом был именно он.

В ходе поисковых работ было найдено табельное оружие Владимира Ёжикова, в котором не хватало двух патронов, тогда как ранение у Рзаева было только одно. Вероятно, один из выстрелов был неудачным.

Пуля вошла в Рзаева со стороны спины. Это позволяет более-менее точно установить картину произошедшего в салоне Ту-104. Вероятнее всего, события развивались приблизительно так.

Рзаев подозвал к себе стюардессу и приказал передать экипажу требования о смене курса, сообщив, что сейчас он лично зайдёт в кабину и сообщит подробности маршрута. Об этом лётчики успели сообщить диспетчеру. Примерно через минуту после этого он направился в кабину. Скорее всего, экипаж заблокировал её, а Рзаев попытался выломать дверь. Милиционер Ёжиков в этот момент начал стрелять. Экипаж успел передать диспетчеру сигнал бедствия, и через несколько секунд милиционер застрелил Рзаева, но тот, умирая, успел активировать взрывное устройство.

Это сообщение отредактировал Derby - 24.04.2018 - 09:07
 
[^]
DokBerg
24.04.2018 - 11:56
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.12.15
Сообщений: 27224
Цитата (Derby @ 24.04.2018 - 08:46)
Цитата (djamix @ 24.04.2018 - 08:33)
Цитата (Derby @ 24.04.2018 - 02:20)
Я софистике оьучался, в иезуитском колледже.

Где ты там учился, скакун? С такими дикими ошибками пишешь, еще и рассуждаешь о своей роли в обществе.
Лоханкин и его роль в русской революции.

Еще и судишь - что надо было делать пилотам.

Иезуитская коллегия Ватикана.
Русский не мой родной

И что же ты, горемыка, тут на неродном общаешься? И нешто на родном не с кем?
 
[^]
DokBerg
24.04.2018 - 12:01
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.12.15
Сообщений: 27224
Напомню спорщикам еще раз - сейчас в демократических государствах принимаются уже совершенно идиотсике меры предосторожности - и почему-то никто не требует, чтобы пилоты подчинялись тихо террористам.

Это нормально - не идти на поводу у бандитов. И никакой иезуит с этим не спорит.

Но как только речь заходит об СССР - оказывается, что в СССР должны были выполнять команды любой мрази в самолете.

Как всегда - двойные стандарты.
 
[^]
Derby
24.04.2018 - 12:07
-3
Статус: Offline


Отмороженный

Регистрация: 24.03.18
Сообщений: 836
Опять демагогия.
Не надо пускать с бомбами в самолёт
Надо выпускать из страны тех, кто в ней жить не хочет
Почему шведы в СССР самолёты не угоняли?
Какие меры сейчас Вы называете идиотскими? Много Вы знаете захватов самолетов по 9.11?

Прочитали мой пост выше? СССР не выполнил желание угонщика быть расстрелянным в Китае. И угробил 81 своих граждан. Посадив на борт придурка Ежикова с пистолетом. Мразями было руководство СССР.
 
[^]
Derby
24.04.2018 - 12:07
-3
Статус: Offline


Отмороженный

Регистрация: 24.03.18
Сообщений: 836
Цитата (DokBerg @ 24.04.2018 - 11:56)
Цитата (Derby @ 24.04.2018 - 08:46)
Цитата (djamix @ 24.04.2018 - 08:33)
Цитата (Derby @ 24.04.2018 - 02:20)
Я софистике оьучался, в иезуитском колледже.

Где ты там учился, скакун? С такими дикими ошибками пишешь, еще и рассуждаешь о своей роли в обществе.
Лоханкин и его роль в русской революции.

Еще и судишь - что надо было делать пилотам.

Иезуитская коллегия Ватикана.
Русский не мой родной

И что же ты, горемыка, тут на неродном общаешься? И нешто на родном не с кем?

Потому что хочу
 
[^]
Biochemist
24.04.2018 - 12:08
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.09.11
Сообщений: 3658
Цитата (Семьянин @ 23.04.2018 - 13:11)
Цитата

А летчики реально рисковали собой и пассажирами. Стоило оно того?


А что делать то? Инструкций в то время ещё не было. Топливо ограничено...

Инструкция-то была. И пилоты знали, что их собьют, а не выпустят.
Чудесный фильм был с интервью пилота Як-40, который два птушника пытались угнать в Америку, по физической карте полушарий. Отпадный фильм, железный дядька. Он с таким юморком ещё отвечал.
 
[^]
Кузьбушкин
24.04.2018 - 12:15
1
Статус: Offline


Суперстар

Регистрация: 12.04.14
Сообщений: 3430
этот мудак решил от "сверхзверей" в стокгольм ломануться? хуй та. надеюсь эти звери его до сих пор шпилят во все места.
 
[^]
Derby
24.04.2018 - 14:02
-1
Статус: Offline


Отмороженный

Регистрация: 24.03.18
Сообщений: 836
Цитата (Biochemist @ 24.04.2018 - 12:08)
Цитата (Семьянин @ 23.04.2018 - 13:11)
Цитата

А летчики реально рисковали собой и пассажирами. Стоило оно того?


А что делать то? Инструкций в то время ещё не было. Топливо ограничено...

Инструкция-то была. И пилоты знали, что их собьют, а не выпустят.
Чудесный фильм был с интервью пилота Як-40, который два птушника пытались угнать в Америку, по физической карте полушарий. Отпадный фильм, железный дядька. Он с таким юморком ещё отвечал.

Нет, это позже было. Тем НАТО тоже эфир слушало и писало, а гражданские нешифрованные. Потом сразу бы было во всей мировой прессе что русские сбили свой борт с паксами лишь бы не выпустить. Так что спокойно сели бы в Швеции. Не надо ляля. Захваты тогда были часто. И процедура изменения курса была отработа. В Европе точно отработана.
 
[^]
Derby
24.04.2018 - 20:49
-1
Статус: Offline


Отмороженный

Регистрация: 24.03.18
Сообщений: 836
И все остались бы жывы
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 39715
0 Пользователей:
Страницы: (4) « Первая ... 2 3 [4]  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх