Мы договорились на определённое число выполнить приехать делать заказ к одному ветерану войны, но не получилось в тот же день, приехали на следующий. Приехавшая на время работ его родственница (дочь, невестка не знаю) начала выражать своё неудовольствие, что не в тот же день, когда обещали. Но мы начали и закончили всё резво, быстро и хорошо. С самого начала работ от неё пошли "Заодно". Я не стал выделываться, сделали, всё, что она просила дополнительно. В конце она честно спросила, сколько за "допы", всё оплатила и осталась очень довольна. Тогда я её спросил: теперь вы поняли, почему мы задержались? Она кивнула.
Дополнительно, сверх оговоренного, что-то сделать просят практически все и большинство понимают, что за это надо доплатить. Единственный случай был три года назад, когда клиенту сделали дополнительно процентов 30% от основной работы, так он при расплате начал торговаться за заранее оговоренную сумму, какая там доплата нах? Хотя по ходу выглядел вполне адекватным человеком.
Если вы не заключаете никакого договора письменно, то следует убедиться, что человек понял, сколько он должен заплатить, чтоб не было "я думал триста, а не три сто". Если есть возможность, то все "заодно" нужно оставлять на конец работы, "вот сначала сделаем, что договорились, а потом уже это". Такой вариант даёт возможность просто закончить и свалить, если заказчик забыл о "бонусах" (даже если за всё платят честно, то морально тяжёло делать что-то ещё, кроме того, на что настроился, а моральная усталость во много раз тяжелее физической), или же делать "допы" до конца рабочего и не более "извините, завтра мы уже не можем, следующий клиент рвёт и мечет, только что звонил".
Нужно ли брать плату за неоговоренные бонусы? Думаю, если клиент разовый, то нужно брать за всё и по полной, если перспективный, а исполнение просьбы не представляло сложности, то на деньги можно и забить, уверяю, человек этого не забудет и всё в будущем окупится и по вашему профилю обратятся именно к вам, как к проверенному и не мелочному исполнителю.