Архитрав - это верхняя перекладина пресса.
Чугун не варится. Ни тогда не сейчас.
Не, в принципе варится. Но такой прочности "как былО" не имеет.
Что сделал Басманов? Он наложил пакет пластин СВЕРХУ на архитрав и приварил их по одной к массиву.
Т.е. создал этакий протез. Который и взял на себя основную нагрузку.
...
Кстати подробнее о специалисте:
В.А. Батманова я увидел летом
1957 г. во время прохождения
практики на Уралмаше: невысоко
го роста, широкоплечий, очень
скромно одетый. Тогда 67летний
Вячеслав Алексеевич защищал
дипломный проект. Его блестящий
доклад был посвящен холодной
сварке чугуна, одним из основате
лей которой он был сам.
После окончания института я
начал работать в отделе главного
сварщика Уралмашзавода. С Бат
мановым встречались редко, ко
мне он обращался не иначе, как
«товарищ Панов». А моим началь
ником В.А.Батманов, заведующий
лабораторией сварочных процес
сов, стал в 1965 г., мы проработали
вместе до его кончины в 1969 г.
Это была ярчайшая личность во всех отношени
ях. Получил всестороннее домашнее образование,
часто цитировал А.С. Пушкина. Его отец А.Н. Бат
манов — петербуржец, адвокат, народоволец, арес
тант Петропавловской крепости, высланный в Ека
теринбург. Он занимал ведущее положение в куль
турной жизни Екатеринбурга тех лет, был одним из
основателей легендарного Уральского общества
любителей естествознания (УОЛЕ).
Осваивать сварку Батманов начал еще до первой
мировой войны в Санкт Петербурге, работая свар
щиком на Путиловском заводе и «Северной вер
фи». Поступил в Императорский электротехничес
кий институт имени Александра III. В 1916 г. окон
чил военное училище, получил первое офицерское
звание — прапорщик. В 1918 г. В.А. Батманов был
мобилизован в Белую армию. Гражданскую войну
он закончил в Красной армии. Служил в радиотех
нических войсках.
Секреты сварочного мастерства В.А. Батманов
продолжал осваивать на судоверфи в Николаеве,
затем на ВерхИсетском заводе (Свердловск) и дру
гих предприятиях.
Сварочная энциклопедия, изданная в США в
1930 г., свидетельствует, что в то время Батманов
был мировым лидером в вопросах ремонтной свар
ки особо ответственных толстостенных конструк
ций. Его известность не имела границ. Есть предпо
ложения, что Батманов имел контакты с Американ
ским сварочным обществом.
Работы Батманова до сих пор поражают вообра
жение: 1926 г. — устранение трещины длиной 2,5 м
в чугунном цилиндре реверсивной паровой маши
ны (Надеждинский металлургический завод); с
1935 г. В.А. Батманов — уралмашевец, его трудовая
книжка пестрит благодарностями за произве
денные восстановительные работы; 1936 г. — ре
монтная сварка цапфы валка диа
метром 800 мм прокатного стана;
1939 г. — высококачественный ре
монт цилиндра парореверсивной
машины в короткие сроки.
Ему был вручены аттестат от
личника социалистического сорев
нования (за подписью наркома
танковой промышленности Малы
шева), почетный значок москов
ского Метростроя за разработку
технологии ремонтной сварки тю
бингов для Московского метропо
литена, а в 1966 г. он был награж
ден медалью «За трудовую до
блесть».
Как раритет, у меня хранится
записная книжка Батманова с пе
речнем предстоящих и выполнен
ных работ. Работоспособность бы
ла потрясающей. Даже в возрасте 72 лет его рабо
чий день длился не менее 12 часов.
Широко известны книги Вячеслава Алексеевича
по ремонтной сварке, они изданы на европейских
языках и востребованы и сейчас. Сам В.А. Батманов
был прекрасным сварщиком. До войны электроды
для устранения крупных дефектов делали следую
щим образом: прутки диаметром 10–12 мм обматы
вали асбестовым шнуром, который крепили к
стержню проволокой, затем окунали в жидкое стек
ло и высушивали. Какую физическую силу надо
было иметь, чтобы держать в течение смены такую
тяжесть. Сила тока доходила до 1000–1100 А. А
ведь еще надо было управлять огромной массой
расплавленного металла и обеспечивать высокое
качество сварки.
Когда Батманов делал ремонтную сварку мас
сивных деталей, рядом лежали пакетики с раз
личными ферросплавами, время от времени Вя
чеслав Алексеевич производил легирование метал
ла шва большой толщины. Он не просто наугад
сыпал порошки, этому предшествовал тщательный
расчет.
В декабре 1941 г. сломалась станина пресса, на
котором штамповали заготовки валков для прокат
ки броневых сталей, самолетных пропеллеров, дета
лей танков и самоходок. Надо было иметь огромное
мужество и глубокое понимание поведения металла
базовой детали тяжелонагруженного оборудования,
чтобы в такой страшной обстановке (в случае не
удачи мог грозить тюремный срок) предложить аб
солютно новый прием — вварку пакета пластин в
жесткий контур. Впоследствии специалисты назо
вут такой прием «батмановским» швом. Когда же
работа была успешно проведена в кратчайшие сро
ки, Вячеслава Алексеевича спросили, чем его отбла
годарить. Он попросил тарелку супа.