Режиссер Владимир Бортко рассказывал: " К фильму "Собачье сердце" все было готово. Преображенский, конечно, Евстигнеев. Бородку попросил отпустить я, это не грим. Деньги выделены, актеры на низком старте. Но... Шарикова нет!
Перелопатили все картотеки, даже Коля Караченцов просился. Не то. Я говорю ассистентам: "Делайте что хотите, но мне нужна собака!" Прихожу в студию с утра. Мне девчонки: "Из Алма-Аты привезли! Толоконников фамилия! Актер местного пошиба, конечно, но посмотрите хотя бы". Я открываю дверь в кабинет... И сразу закрываю. Потому что там на стуле сидит собака в пиджаке...".
На пробах Владимир Толоконников играл сцену за ужином, когда Шариков произносит свою ставшую впоследствии знаменитой фразу: "Желаю, чтобы все!".
Артист произнес тост и выпил так убедительно, что у режиссера исчезли всякие сомнения по поводу кандидатуры на роль Полиграфа Полиграфовича: "Володя убил меня в тот же миг, как сделал глоток водки. Он так убедительно гмыкнул, хэкнул, так удивительно пропутешествовал глоток по его шее, так хищно дернулся кадык, что я утвердил его немедленно...".
Правда, худсовет категорически не принял его и настоятельно рекомендовал: "У вас Евстигнеев, Плотников, а это кто такой? Нигде не снимался. Из Алма-Аты… Ну как можно? Берите Колю Караченцова!" Владимир Бортко стоял на своем: "Или будет сниматься этот парень, или я пошел".
В СССР повесть была впервые опубликована в 1987 году в журнале "Знамя". Там режиссер Владимир Бортко впервые прочел ее, и монолог профессора о разрухе в головах так впечатлил его, что он решил снять по повести картину.
Через год после этого состоялся премьерный показ телефильма "Собачье сердце". Он, как и оригинальное произведение Булгакова, пережил трудные времена и в итоге стал классикой.
Образ Шарикова получился таким убедительным, что многие посчитали, что актер и в жизни такой же неотесанный грубиян. А на самом деле он был полной противоположностью своего героя.
Бортко вспоминал: "Это тончайший человек, поверьте мне". У композитора Владимира Дашкевича осталось вот такое впечатление от первой встречи с артистом: "Вошел с виду очень страшный человек, который начал говорить - и его внешность моментально преобразилась. Оказалось, что это очень интеллигентный, очень светлый человек. Позитивный, с юмором. Его наружность абсолютно противоречит его внутренним качествам и достоинствам".
Народный артист России Александр Михайлов сказал так: "Володя очень простой, действительно образованный человек, но все привыкли считать его Шариковым. Он был очень умный парень, но сыграл Шарикова гениально".
Ему не раз предлагали сняться в рекламе в образе Шарикова, но актер наотрез отказывался - такое несерьезное отношение к профессии казалось ему недопустимым.
Маленький штришок: в "Собачьем сердце" в начале и в конце слова собаки Шарика тоже читает Толоконников. Вы только вслушайтесь, как меняется его манера речи по сравнению с Шариковым!
В повести, в сцене, когда профессор представляет результаты своего опыта в виде Шарикова, написано просто: "поют". Но режиссер, увидев, как лихо актер отплясывает с балалайкой, понял, что тут нужны подходящие частушки. Он позвонил Юлию Киму, а тот уже через день надиктовывал ему по телефону знаменитую "Эх, яблочко, мое ты спелое".
Для Толоконникова эта работа стала и звездным часом, и причиной для огорчений. Дело в том, что он очень уж хорошо вжился в роль Шарикова: его так и окликали на улицах. Актер сильно обижался, хотя понимал: если бы не Шариков, его бы вообще никто не знал.
В 1989 году фильм был удостоен приза "Золотой экран" на Международном кинофестивале в Варшаве (Польша) и Гран-при на Международных фестивалях телевизионных фильмов в Душанбе (СССР) и в Перудже (Италия). За эту роль Толоконников получил Государственную премию РСФСР.
Сейчас мы пересматриваем "Собачье сердце", неизменно получая удовольствие от блестящей игры актеров и мастерской постановки режиссера. И трудно поверить в то, что в 1988 году, сразу после выхода фильма на экраны, он подвергся жесткой критике.
В газетах печатали резкие статьи, зрители выражали свое возмущение в письмах... Рецензенты не стеснялись в выражениях: "За такое надо руки оторвать!", "Такого дерьма на экране мы еще не видели".
Конечно, вся съемочная группа очень расстроилась. Больше других переживал Владимир Толоконников. Но Бортко произнес пророческие слова: "Подождите, время все расставит на свои места". И оказался прав.
Размещено через приложение ЯПлакалъ