Воспоминания стрелка-радиста, радиосвязь в военной авиации

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) 1 2 [3]   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
antonyblock
15.12.2020 - 21:28
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.05.14
Сообщений: 2245
прочитал с огромным интересом! позеленил

ПыСы совет на будущее - можно разбивать такой объемный текст на несколько частей и гарантированно получать за каждый кусок порцию зелени. только - тсссс, я ничего не говорил.

ПыПыСы не понравился только вот этот фрагмент "...Командир был обязан их увидеть, и принять самостоятельное решение на изменение курса или высоты полета для предотвращения столкновения. И только потом доложить наземному диспетчеру, и по его указанию возвратиться на безопасный эшелон полета. И все, катастрофы бы не было. Тем более, по инструкции он обязан принять все меры по расхождению самолетов..."

Для пилотов ГА указания диспетчера - непреложный закон!!! Да, у них орала система предупреждения о столкновении. но на тот момент времени она была РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ, а исполнения указаний диспетчера - БЕЗУСЛОВНЫМИ! лишь после этой страшной трагедии в правила полетов внесли изменения, согласно которым система предупреждения о столкновении имеет высший приоритет. Т.ч. вины экипажа нет - они до последнего соблюдали Правила, хотя все видели и предвидели.

"...У нас в экипаже этого никогда бы не произошло. Летая по всему Тихому океану, Ледовитому и Атлантике, и пересекая воздушные трассы без всякого разрешения от кого бы то ни было, мы делали это с величайшей осмотрительностью и никогда не лезли на рожон, избегая аварийных ситуаций..." вот именно - вы летали с выключенными транспондерами, "невидимками", и правила полетов ГА на вас не распространялись. отсюда и утроенное внимание за воздушной обстановкой и возможность принятия самостоятельного решения. чего нет в принципе у пилота ГА.

Это сообщение отредактировал antonyblock - 15.12.2020 - 21:44
 
[^]
Vicont
15.12.2020 - 21:57
0
Статус: Offline


Уважаемый солидный

Регистрация: 30.07.13
Сообщений: 1934
Годное чтиво, сразу видно автор профи.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Бокин
15.12.2020 - 22:04
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5910
antonyblock
Цитата
вот именно - вы летали с выключенными транспондерами, "невидимками", и правила полетов ГА на вас не распространялись. отсюда и утроенное внимание за воздушной обстановкой и возможность принятия самостоятельного решения. чего нет в принципе у пилота ГА.


Никаких транспондеров тогда не было. Был строгий регламент полётов в нейтральных водах и пересечения международных воздушных трасс. Каким образом это согласовывалось на международном уровне - не в курсе (не мой уровень).
Также регламентированы полёты над и рядом с боевыми кораблями иностранных государств.
Драли за их нарушения нещадно.

Летал в северную Атлантику в 80-е праваком Ту-95к из Моздока.
 
[^]
conung
15.12.2020 - 22:46
2
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 30.03.14
Сообщений: 7298
Спасибо большое за написанное.
Очень много знакомо.
Отец летал на Ту 16 в Сары Шагане(Приозёрск).
Много рассказывал,а я слушал...
 
[^]
Бокин
15.12.2020 - 22:55
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5910
Цитата (conung @ 15.12.2020 - 22:46)
Спасибо большое за написанное.
Очень много знакомо.
Отец летал на Ту 16 в Сары Шагане(Приозёрск).
Много рассказывал,а  я слушал...

Самая интересная авиация в СССР там (Сары-Шаган) была, полк Ту-16 в составе авиации ПВО.

Был там в 1983 г. перегоняли Ту-16 с Прилук с оставшимся ресурсом около 10 часов. Для последующей переделки в летающую мишень, которую реально сбивать будут.

Очень запомнилась сидящая на стекле окна гостиницы фаланга, сантиметров 6 длиной.

И красивый пейзаж - Балхаш.

Это сообщение отредактировал Бокин - 15.12.2020 - 23:15
 
[^]
sandata43600
15.12.2020 - 23:51
3
Статус: Offline


Атеист

Регистрация: 26.12.12
Сообщений: 4056
Блин интересно читать
У нас в селе живет мужик. Боевой лётчик. Но про себя никому ни-ни. Хотя очень компанейский мужик.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
GizmoKaka
16.12.2020 - 00:22
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 11.06.18
Сообщений: 376
У меня батя начинал с вср, коу на Ту 16. 57я МРАД, Быхов.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
case69rus
16.12.2020 - 00:26
-1
Статус: Offline


кнопкодав

Регистрация: 31.01.10
Сообщений: 845
про где "китти хоук"? уж как-то неправдоподобно...
папа сам рассказал военную тайну?

Это сообщение отредактировал case69rus - 16.12.2020 - 00:28
 
[^]
АСергеич
16.12.2020 - 00:56
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.05.16
Сообщений: 1965
Цитата (BreedMax @ 15.12.2020 - 20:19)

Чаган, привет! Рядом такие тяжелые садить больше негде ))))

Привет-привет.))))))
Земляк ?
 
[^]
АСергеич
16.12.2020 - 01:14
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.05.16
Сообщений: 1965
Цитата (Бокин @ 15.12.2020 - 15:41)
Возможно автор имеет в виду катастрофу Ту-95 1226 полка (тоже Чаган) кк м-р Положий в 1984 г. (месяц и число не помню) при посадке в СМУ в аэропорту Жана-Семей? - так там со связью вообще никаких проблем.
Посадка с перелётом с опережением на переднюю стойку. Правак - мой однокан.

Приветствую.
Автор собрал в кучу две катастрофы.Из-за связи подходит только Алма-Атинская,м-р Мальцев.
У нас случай был.Отрабатывали выход из-под удара с посадкой в гражданском аэропорту,Пулково.Отработали всё,да радисты забыли настроить частоты для посадки у "граждан",подход-круг-посадку.При контрольной связи с пОртом,гражданский дисп даёт команду перейти на Подход.Правак установил канал - а там тишина.А чтобы самому установить частоту в полёте - целый квест с вытаскиванием ЗУ.Просто так не получится.Вообщем диспетчер дал команду оставаться на 1-м канале.Так и сели.
Радисты потом получили большой и длинный кусок пиздюлина.
 
[^]
Serg007
16.12.2020 - 03:38
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.02.12
Сообщений: 1013
Отличный пост, с удовольствием почитал. Спасибо.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Levadelta
16.12.2020 - 07:35
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.12.11
Сообщений: 2829
Цитата
Нам, конечно, хватало и собственных приключений. Был такой случай. У старшего радиста разгерметизировался верхний блистер, а он в это время пристегнут не был, и его высосало вместе с полетной документацией. Ни радиста, ни документацию, естественно, в океане не нашли. С тех пор включили в карту контрольных докладов: "документация пристегнута, радист пристегнут".

Ахренеть конечно, незавидная судьба с эшелона в океан улететь...
Вроде много чего читал, но раньше не попадалось упоминаний про такой случай.
 
[^]
Бокин
16.12.2020 - 10:49
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5910
Цитата (АСергеич @ 16.12.2020 - 01:14)
Цитата (Бокин @ 15.12.2020 - 15:41)
Возможно автор имеет в виду катастрофу Ту-95 1226 полка (тоже Чаган) кк м-р Положий в 1984 г. (месяц и число не помню) при посадке в СМУ в аэропорту Жана-Семей? - так там со связью вообще никаких проблем.
Посадка с перелётом с опережением на переднюю стойку. Правак - мой однокан.

Приветствую.
Автор собрал в кучу две катастрофы.Из-за связи подходит только Алма-Атинская,м-р Мальцев.
У нас случай был.Отрабатывали выход из-под удара с посадкой в гражданском аэропорту,Пулково.Отработали всё,да радисты забыли настроить частоты для посадки у "граждан",подход-круг-посадку.При контрольной связи с пОртом,гражданский дисп даёт команду перейти на Подход.Правак установил канал - а там тишина.А чтобы самому установить частоту в полёте - целый квест с вытаскиванием ЗУ.Просто так не получится.Вообщем диспетчер дал команду оставаться на 1-м канале.Так и сели.
Радисты потом получили большой и длинный кусок пиздюлина.

Приветствую Сергеич)))

После катастрофы Мальцева на Ту-95 на одной из Р-832м "Эвкалипт" ставили пульт управления типа П-3 - и с переключателем каналов (20 каналов), и с декадным наборником частоты.
А всего было 3 УКВ станции - Р-802 (РСИУ-5) и 2 "Эвкалипта".
На Ту-95мс - две станции.
У меня в планшете была таблица пересчёта частоты в номера частот ("Кварцы") и ключ для перестановки этих самых пырьков на барабане. Ещё с Ту-16.

Это сообщение отредактировал Бокин - 16.12.2020 - 10:58

Воспоминания стрелка-радиста, радиосвязь в военной авиации
 
[^]
Бокин
16.12.2020 - 10:56
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5910
Цитата (Levadelta @ 16.12.2020 - 07:35)
Цитата
Нам, конечно, хватало и собственных приключений. Был такой случай. У старшего радиста разгерметизировался верхний блистер, а он в это время пристегнут не был, и его высосало вместе с полетной документацией. Ни радиста, ни документацию, естественно, в океане не нашли. С тех пор включили в карту контрольных докладов: "документация пристегнута, радист пристегнут".

Ахренеть конечно, незавидная судьба с эшелона в океан улететь...
Вроде много чего читал, но раньше не попадалось упоминаний про такой случай.

Кстати тоже не припоминаю такого случая, хотя все случаи с Ту-95, 142 и часто эмок изучали со сдачей зачётов.
С Ту-16 такие случаи были, вырывало верхний блистер (конструктивная недоработка, впоследствии была доработана), вытаскивало документы, но людей не было.

По катастрофы Ст.л-т Попов Ст. л-т Бибишев (столкновение в воздухе) 1979 г. в карту контрольных докладов ввели пункт "Командир пристёгнут, маска надета" - это правак о командире, так докладывали о соседнем члене экипажа.

Также после этой катастрофы командиром корабля Ту-95 ставили или готового командира Ту-16, или правака Ту-95 подготовленного с левого кресла до уровня 2-го класса (была такая программа в КБП).

КБП - Курс Боевой Подготовки.

Это сообщение отредактировал Бокин - 16.12.2020 - 11:02
 
[^]
Этояпришел
16.12.2020 - 10:56
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 9.03.19
Сообщений: 106
Замечательно. Вспомнились годы службы.!!! Спасибо.
 
[^]
redbor
16.12.2020 - 10:57
2
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 21.04.09
Сообщений: 724
"Жаль в океане нет дорог
И он для нас как сена стог
Нам отыскать в нем надо чертову иголку.
И ищем мы на риск и страх
Авианосец на волнах
А не найдем – то все задание без толку.

И крик «Я вижу, командир!»
Вдруг разорвет немой эфир
Железный ящик с высоты уже заметен.
Там чертыхнется адмирал
Разнос устроит и аврал
А мы так счастливы – как маленькие дети."
(С) Н.Анисимов "Медведи"

Большое спасибо за интересный рассказ!
 
[^]
PAZAKAZAP
16.12.2020 - 11:31
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.11.15
Сообщений: 1428
Очень интересно было почитать. Сам связист.
 
[^]
leo236
16.12.2020 - 11:52
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 27.04.18
Сообщений: 168
Бокин Да до 86 года жили ДОС 24/32 потом уехал по распределению в Калининбург

 
[^]
АСергеич
16.12.2020 - 12:37
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.05.16
Сообщений: 1965
Цитата (Бокин @ 16.12.2020 - 10:49)

Приветствую Сергеич)))

После катастрофы Мальцева на Ту-95 на одной из Р-832м "Эвкалипт" ставили пульт управления типа П-3 - и с переключателем каналов (20 каналов), и с декадным наборником частоты.
А всего было 3 УКВ станции - Р-802 (РСИУ-5) и 2 "Эвкалипта".
На Ту-95мс - две станции.
У меня в планшете была таблица пересчёта частоты в номера частот ("Кварцы") и ключ для перестановки этих самых пырьков на барабане. Ещё с Ту-16.

Вам повезло,а у нас стояло два комплекта 832м и только ЗУшки на среднем пульте,(№ 1 на фото).Формула пересчёта была нарисована сбоку на ЗУ.а вот ключ для шпеньков))) носил пристёгнутым в кармане.Можно было и кончиком ножа переставлять.)
Р-832м с наборником частоты видел на ИЛ-78.Пля,как же удобно.Запомнил и кстати разок очень помогло при очень пикантной ситуации)))).
 
[^]
Werwolf33
16.12.2020 - 12:46
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.02.17
Сообщений: 3945
Очень интересно. Про то как американцы люки проверяли, а потом только показывали где авианосец, слышал еще в далеком детстве от отца моего дворового товарища, который как раз и был стрелком радистом.
И про корову в бомболюке он тоже рассказывал.


Это сообщение отредактировал Werwolf33 - 16.12.2020 - 12:46
 
[^]
АСергеич
16.12.2020 - 12:56
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.05.16
Сообщений: 1965
Цитата (Бокин @ 16.12.2020 - 10:56)
Цитата (Levadelta @ 16.12.2020 - 07:35)
Цитата
Нам, конечно, хватало и собственных приключений. Был такой случай. У старшего радиста разгерметизировался верхний блистер, а он в это время пристегнут не был, и его высосало вместе с полетной документацией. Ни радиста, ни документацию, естественно, в океане не нашли. С тех пор включили в карту контрольных докладов: "документация пристегнута, радист пристегнут".

Ахренеть конечно, незавидная судьба с эшелона в океан улететь...
Вроде много чего читал, но раньше не попадалось упоминаний про такой случай.

Кстати тоже не припоминаю такого случая, хотя все случаи с Ту-95, 142 и часто эмок изучали со сдачей зачётов.
С Ту-16 такие случаи были, вырывало верхний блистер (конструктивная недоработка, впоследствии была доработана), вытаскивало документы, но людей не было.

По катастрофы Ст.л-т Попов Ст. л-т Бибишев (столкновение в воздухе) 1979 г. в карту контрольных докладов ввели пункт "Командир пристёгнут, маска надета" - это правак о командире, так докладывали о соседнем члене экипажа.

Также после этой катастрофы командиром корабля Ту-95 ставили или готового командира Ту-16, или правака Ту-95 подготовленного с левого кресла до уровня 2-го класса (была такая программа в КБП).

КБП - Курс Боевой Подготовки.

Из кормы теряли в 1226 полку в Чагане,где-то над тайгой,году в 75-76.Парой возвращались с океана,командир ведущего попросил ведомого подойти и глянуть что там с кормой,не отвечают по СПУ.Подошли - всё норм.А уже при посадке вывалился кормовой люк.ВСР без сознания и вся кабина заблёвана,КОУ отсутствовал.Как и что там произошло,так ничего внятного и не узнали.Отец был в экипаже ведомого.Очень переживал.
С Ту-16 блистеры срывало,из нашей РЭБовской эскадрильи два вторых штурмана испытали такое.) Представьте,заруливает самолёт на стоянку,а Вт.Ш. честь отдаёт из дыры сверху во весь рост.Серёга С.,классный мужик был.
У нас по КБП-85 тоже правого лётчика готовили на 2-й класс с левого кресла,далее на КК.До этого со своего,правого.
 
[^]
mainlion
16.12.2020 - 15:34
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.06.17
Сообщений: 2754
От радиотелеграфиста - моё почтение. Учебка связи Львов- Старичев. Микродембель 4 мая 1981 года. ДМБ 28 ноября 1982 года. Переслужил две недели. Умер Брежнев 10 ноября на День милиции, через пару дней член Плитбюро Георгадзе. Ох и потролили нас тогда прапорщики, мол, на год всем повышают срок службы. Не верили. Но кошки так на душе скребли - просто жуть неимоверная, состояние как перед неизбежным расстрелом. Линейные войска. Боевое дежурство, 401-я радиосеть, 13-я Армия, город Ровно. Была трёхсменка, а поскольку часть кадрированная, была уже двухсменка. Дежурный по роте тебя будит, а ты и не знаешь, утро сейчас или вечер. За плечо толкнули, встал и пошёл. Ужин- значит ужин и из части на смену. Ночь - встал и пошёл навпростець та по бугэлыкам, сокращая расстояние. Ходили, конечно, с сержантами, потому что мог остановить не только патруль, но и милиция. Если идёшь без сержанта - самоволка. Хрен докажешь, что идёшь в штаб армии морзянку стучать. Сначала коменданту на губе объяснишь, а затем всё остальное (про3,14здон от командира роты и от прапорщика вдобавок, на десерт, который затем тебя заставляет за провинность писать бирки, да покрывать их лаком). Потому что, солдат без бирки, что3,14зда без дырки. ДМБ-82. Войска связи. Морзянка. Всем причастным к войскам связи, да и не только, привет из прошлого века и всех благ, воины.

Это сообщение отредактировал mainlion - 16.12.2020 - 15:43
 
[^]
gerrett
16.12.2020 - 21:38
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 1.12.15
Сообщений: 135
Спасибо, за интересное чтиво

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
TridCat
20.12.2020 - 19:54
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.05.15
Сообщений: 3152
Автору огромная благодарность за текст. Побольше бы таких...
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 28460
0 Пользователей:
Страницы: (3) 1 2 [3]  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх