Я не работник метро (но электрик). В своё время интересовался, как устроено электроснабжения метро-локомотива.
Принцип действия можно сравнить с обычным городским трамваем. Те же рельсы. являющиеся "нулём". И есть "фазный". Только у трамваев он наверху, а в метро - сбоку от путей, на высоте полметра.
Технически он может находиться, как справа, так и слева (не одновременно, конечно, а на разных участках).
Платформы ведь тоже бывают и с правой и с левой стороны от поезда.
Но контактный рельс находится внизу, практически под краем платформы.
Я пытался в метро подойти вообще на самый край и рассмотреть...
Но получалось - не очень.
Край платформы даже не отвесный в 90°. Там даже отрицательный угол.
То есть надо практически ЗАГЛЯНУТЬ ПОД платформу.
Контактный рельс, выражаясь матерно-колхозно, это такая "железяка", по которой идёт "фаза" (там не 50, а 400 Гц и напруга под 800 вольт).
Сверху контактный рельс накрыт, "половинкой трубы. То есть трубу разрезали вдоль (как огурец))) и "накрыли сверху".
Снизу же - там пустота. То есть, токосъёмник поезда прижимается к рельсу снизу.
Для того, чтоб "труба" не упала на контактный рельс и не закоротила там всё нахер, она "держится" на специальных таких кривых кронштейнах: "башмаках".
Вот ИМЕННО НА ЭТИ БАШМАКИ МОЖНО наступать, если хотите с путей обратно вылезти на платформу. Прочность башмаков позволяет выдержать весь очень тяжёлого человека. Это БЕЗОПАСНО (по электрике).
А вот на сам кожух-трубу лучше не наступать. Но если вы - худой и лёгкий, то прокатит.
Очень опасно упасть бухим с платформы и ЗАКАТИТЬСЯ под контактный рельс. А потом ещё поднять голову и коснуться токоведущих частей.
Голова буквально взорвётся и разлетится.
И ещё... по киношным эпизодам могут показывать, как люди упали и схватились да ОБА рельса руками (те рельсы, по которым колёса едут) И люди от "удара током" орут, как бешенные, при этом искры херачат, как болгаркой металл пилят.
Это всё фуфло.
В жизни такого не бывает.