Школьное питание в СССР
В Советском Союзе проблема борьбы за здоровье будущего поколения решалась достаточно последовательно и эффективно, а потому питание детей всегда являлось предметом пристального внимания и заботы государства. Конечно же было бы преувеличением сказать, что во всех школьных столовых СССР кормили идеально, и всё же, как показывает опыт, большинство людей до сих пор с теплотой и благодарностью вспоминают блюда, приготовленные заботливыми руками школьных поваров.
Своё начало советская система школьного питания берёт в 1918 году, когда Совет Народных Комиссаров принял декрет за подписью В.И. Ленина «Об усилении детского питания».Работа по созданию системы детского (школьного) питания была начата практически с нуля, в крайне тяжёлых условиях послевоенной разрухи, экономического кризиса, социальной и политической нестабильности, при отсутствии опыта, средств и кадров.
Однако, несмотря на объективные трудности, в этой работе были достигнуты значительные успехи. В частности, впервые в истории России были собраны и сведены воедино данные о количестве и состоянии детских учреждений.
По всей стране были созданы научно-исследовательские институты Охраны здоровья детей и подростков, одной из главных функций которых являлась разработка направлений рационального и сбалансированного питания школьников.
С тех пор школьные завтраки, обеды и полдники стали готовить непосредственно в школе, а не привозить извне, как это делают сейчас. При этом был наложен запрет на жареное, острое и пряное, предпочтение отдавалось отварному мясу, бульонам, киселям и молочным кашам.
В школьных столовых, как правило, использовались следующие формы обслуживания:
Групповые завтраки (обеды) для школьников 1-5-х классов. При такой форме обслуживания обеденные столы заблаговременно сервировались, а за 10-15 мин до прихода учащихся дежурные подавали на столы завтраки или обеды. После приёма пищи школьники сами относили использованную посуду к окну посудомоечного отделения или ставили на конвейер. Учащиеся приходили в зал организованно вместе с классным руководителем, который следил за порядком и поведением школьников за столом. За каждым классом закреплялись определённые столы, а за учащимися – места.
Самообслуживание (для старшеклассников). Представляло собой наиболее удобный способ обслуживания школьников, когда учащиеся сами получали завтраки и обеды с раздачи.
Столы саморасчёта. Суть этой формы заключалась в том, что на отдельные столы расставлялись холодные закуски и блюда, хлебобулочные изделия, молочнокислые продукты, термосы с горячими напитками (чай, кофе, какао), а учащиеся сами выбирали себе блюда и расплачивались, опуская деньги в кассу-копилку.
Буфет.
При отсутствии в школе столовой обслуживание учащихся питанием организовывалось через буфет, в ассортименте которого предусматривались холодные закуски, молоко и молочнокислые продукты, булочные изделия, горячие напитки, кисели, компоты, различные бутерброды, фрукты свежие, очищенные сырые овощи (морковь, брюква и др.), соки.
Горячие блюда включались в меню только в том случае, если для этого имелись необходимые условия (наличие торгового зала, соответствующего оборудования и др.). В буфетах формировались комплексные завтраки и продукция, реализуемая через столы саморасчёта.
Горячие завтраки школьники получали во время второй и третьей перемен в два или три потока в зависимости от вместимости столовой и режима занятий. Больше всего советским школьникам нравились пышные оладьи со сгущёнкой. Ценились также столовский омлет (правильнее яичная запеканка), творожная запеканка и сырники. Самым же низкорейтинговым блюдом, как нетрудно догадаться, была каша.
Иногда к завтраку прилагалась булочка, пирожок с повидлом, или молочный коржик, что в случае с кашей спасало положение. В качестве напитка давали чай, какао, кофейный напиток, либо молоко в треугольном пакетике. Пустые пакеты школьники не выкидывали, поскольку можно было эффектно "взрывать" их ударом ноги.
Стоимость школьного завтрака во времена брежневского правления составляла 20 копеек. При этом деньги за завтраки сдавались заранее и сразу за месяц. В младших классах сбор денег осуществлялся учителем, а в классах постарше это делал староста класса (или какой-либо другой ответственный ученик).
Школьные обеды стоили 30-35 копеек и состояли из трёх блюд:
– первое: суп (щи, рассольник, борщ, гороховый, молочный, …);
– второе: мясное, рыбное, либо куриное блюдо с гарниром;
– третье: компот, кисель, чай.
Самым популярным вторым блюдом в среде школьников считалась котлета с картофельным пюре и долькой солёного огурца. Мало кто догадывался, но секрет вкуса данной котлеты заключался в том, что мясного фарша в ней было лишь половина, в то время как вторую половину составлял вымоченный в молоке чёрный, либо серый хлеб.
Помимо котлет на второе нередко давали ёжики, рыбу под маринадом (сверху - морковь, снизу - кусок рыбы), вкуснейшие (по мнению многих) сосиски, тефтели, шницель и др. При этом гарниром могла быть вермишель (с кабачковой икрой), тушёная капуста, рис и т.п.
В конце 80-х из-за «гениальных» реформ Горбачёва, школьный рацион заметно «съёжился». Сухая гречка с малосъедобными сосисками и гороховый суп – это всё, что могут вспомнить последние советские школьники.