Содержание вносимых Путиным поправок, вне всякого сомнения, затрагивает темы и предметы, прямо относящиеся к 1 и 2 главам Конституции, изменение которых должно проходить совсем в другом порядке, и требует созыва Конституционного собрания. Конституционное собрание созывается в соответствии с Федеральным конституционным законом (не принятым до сих пор), в случае если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации (соответственно, «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции») будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы. Ничего этого не делается и не предполагается, хотя предложенные Путиным поправки противоречат положениям действующей Конституции России, нарушают базовые права и свободы граждан Российской Федерации.
Закон 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» требует предоставлять обоснование необходимости каждой конституционной поправки. Этого нет: в пояснительной записке к проекту излагается содержание самих поправок, но не объясняются причины и цели их внесения. Обоснование отсутствует не по небрежности, а потому, что реальные мотивы изменения Конституции тщательно скрываются от общества, поскольку направлены на попытку юридического оформления корпоративного номенклатурно-бюрократического государства с идеологией демагогического патриотизма, и всякое иное объяснение будет, очевидно, фальшивым и чрезвычайно запутанным.
Поправки Путина, которые вносятся в главы с 3 по 8, касаются принципиально разных тем: полномочия и предметы ведения органов власти, состав органов власти, местное самоуправление, международное право, социальная сфера, права граждан. Однако закон 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» прямо запрещает вносить в Конституцию различные и разнонаправленные изменения через механизм одной поправки. Он устанавливает, что одним законом Российской Федерации о поправке к Конституции могут быть охвачены только «взаимосвязанные изменения конституционного текста». Выполнение этой нормы требует в нынешней ситуации внесения и рассмотрения как минимум шести отдельных законов.
Грубо нарушается порядок голосования за поправки, предусмотренный законом 1998 года. Конституционный закон, одобренный Госдумой и Советом Федерации, должен быть ратифицирован органами представительной власти — как минимум 2/3 субъектов Федерации. Законодательство, естественно, исходит из того, что республики, области, края Российской Федерации и их представительные органы — автономные, самостоятельные политические субъекты, которые будут всерьез рассматривать и обсуждать предлагаемые изменения. На это нужно время, и закон его предоставляет — один год. Однако на деле происходит совсем иное: 10 марта конституционную поправку рассмотрела Государственная дума, 11 марта — Совет Федерации, 12 марта принятый закон будет отправлен в регионы, которые выразят свою позицию в течение еще одного дня.
Незаконным и неконституционным является и распоряжение Путина о подготовке плебисцита («всенародное голосование» по поправкам, по сути, превращается в плебисцит о фактически бессрочном правлении Путина). Ни 136-я статья Конституции РФ, ни закон 1998 года не предусматривают возможности проведения такого голосования.©