Меда́ль «Золота́я Звезда́» — знак отличия лиц,
удостоенных звания «Героя Советского Союза». Установлен в 1939 году. Одновременно с медалью вручался высший орден СССР — орден Ленина.
Скорее всего коллективу нужно было ходатайствовать о присвоении сначала "Героя Советского Союза", а затем и о "Золотой Звезде".
Ну и как подвиг засекречен был, если там стелу установили?
TimBurton, где же ты "откопал" инфу о том, что коллектив ходатайствовал о медали ещё одной? В твоём источнике нету ничего про это, равно как и в других статьях -
пиздабол ты.
В Википедии немного по другому приводится статья:
"8 июня 1972 года при выполнении испытательного полета на МиГ-23УБ. Экипаж Г.М.Куркая и В.Ф.Новикова испытывал очередную серийную «спарку». В полёте отказал двигатель, а внизу был Иркутск. Лётчики стали «тянуть» машину к заводской полосе, уводя истребитель от жилых кварталов. Не долетев всего 350 метров до ВПП самолёт рухнул прямо на территории завода, между корпусами. Самолёту не хватило пару метров высоты, тогда он не зацепился бы за крышу цеха. Во время падения самолёт перевернулся кабиной вниз. Экипаж долго не могли вытащить из кабин. Теперь на месте падения воздвигнута памятная стела. У лётчиков-испытателей ИАПО 8 июня — День памяти. В лётной комнате традиционный ритуал — с магнитофонной записи того рокового полёта звучат голоса погибших товарищей… Куркай похоронен на Введенском кладбище в г.Москве."
Скорее всего снова идёт попытка "обосрать" СССР и показать "нечеловечность"
От очевидца интервью:
"«Перетянуть бы!»
В тот день Куркай и Новиков должны были испытывать так называемую спарку — это когда самолетом управляют два пилота, сидящие друг за другом. Техническое задание разрабатывал как раз Леонид Вяткин.
Погода была прекрасная. Видимость идеальная — «миллион на миллион», как говорят летчики. Когда истребитель уже возвращался на аэродром, испытатели обнаружили, что не могут управлять соплом двигателя. Позже официальной причиной катастрофы назвали «коррозию в трех цилиндрах управления створками реактивного сопла и отсутствие фиксации подшипника механизма синхронизации работы створок», которые в результате оказались полностью открытыми. Установить этап образования коррозии так и не удалось.
Когда самолет был на глиссаде — то есть «скользил» при снижении, летчики обнаружили, что увеличить тягу они не могут. А истребитель уже заходил на посадку — он возвращался из зоны испытаний в Саянах. Из-за ветра курс на посадку был изменен, и самолет заходил со стороны города.
Пилоты, пролетая район остановки «Узловая», обнаружили, что скорость самолета начала падать — она была всего 190 км/час. Управление на себя взял Куркай, ему чудом удалось избежать ухода самолета в штопор. Если бы они летели всего на несколько метров выше, им, вероятно, удалось бы совершить жесткую посадку на грунт и, возможно, остаться в живых…
— Заходя на посадку, МиГ оказался с неуправляемым двигателем, — продолжает Вяткин. — Но, по негласным законам, если самолет хоть немного, но все еще управляем, летчики не имеют права его покидать.
После трагедии черные ящики расшифровали. Когда они пролетали над заброшенным полем возле аэродрома, Новиков предложил командиру: «Сигаем?». Использовав катапульту, они спаслись бы, но истребитель на большой скорости врезался бы в заводские цеха или жилые дома. Это неминуемо привело бы к человеческим жертвам. Куркай ответил: «Погоди! Перетянуть бы!».
Еще 300 метров — и МиГ дотянул бы до взлетно-посадочной полосы. Но на пути падающего самолета оказался одноэтажный ангар одного из цехов, и левое шасси задело его крышу.
— Там отлетел большой кусок бетона, а под крышей находилось рабочее место одного из мастеров, — говорит Леонид Иванович. — Удивительно, но он вышел из этой комнаты за минуту до трагедии, а то погиб бы. Самолет перевернуло, ударило о деревья и землю, а потом он опять встал на шасси. Гелия отбросило далеко в сторону. Виктор так и остался на своем месте. Оба погибли мгновенно. Я был тогда на поле. Мы все побежали, пытались помочь… Еще мне было необходимо посмотреть на планшет Куркая: командир во время полета обязан делать карандашом пометки в блокноте, который находится у него на коленях. Но он ничего не успел записать. Катастрофа случилась слишком быстро.
Оба пилота были женаты, у них подрастали дети. Куркая похоронили в Москве, Новикова — в Крыму. Их семьи вскоре уехали из Иркутска. А их товарищи до сих пор каждый год поминают летчиков возле стелы, которую установили на месте падения истребителя.
— Гелий Михайлович Куркай и Виктор Федорович Новиков — настоящие герои, — замечает Леонид Вяткин. — Они совершили подвиг, ценой своей жизни спасли других. С собой никого не забрали…
В музее авиазавода мы держим в руках летную книжку Гелия Куркая. Аккуратным почерком на странице указаны день и время вылета, но все остальные данные так и остались незанесенными. Комиссия посчитала действия экипажа единственно верными в сложившейся ситуации. Позже она многократно отрабатывалась испытателями по всей стране. И только один раз в похожей аварийной ситуации благодаря тренировкам экипажу удалось все-таки посадить самолет. После этой трагедии на самолете усовершенствовали двигатель. Сам МиГ-23 стал одним из самых востребованных советских истребителей.
Гелий Куркай и Виктор Новиков посмертно награждены орденами Трудового Красного Знамени. И еще важная награда — прошло почти полвека, но едва ли не каждый работник авиазавода при упоминании Куркая и Новикова отвечает: «Как же, помним. Они разбились, но других спасли…»"
виавот ещё информация:
"
8 июня 1972г. катастрофа самолёта МиГ-23УБ, аэродром Иркутск, лётчики-испытатели Куркай Г.М. и Новиков В.Ф.
При выполнении испытательного полёта по доводке систем и агрегатов остановился двигатель над городом. Лётчики приняли решение сажать самолёт на заводской аэродром. Экипажу не хватило нескольких десятков метров высоты, не долетев всего 350м до ВПП, самолет упал прямо на территории завода, между корпусами. Экипаж погиб.
За этот подвиг лётчик-испытатель Куркай Г.М. награждён орденом Красного Знамени (посмертно)."
9 июня 1972г. авария самолёта Ту-128, аэродром Белая (Иркутск).
Экипаж выполнял вылет с боевого дежурства с аэродрома постоянного базирования. В процессе выполнения взлета летчику не удалось оторвать самолет от ВПП. После поступления команды от руководителя полетами экипаж отключил форсаж обоих двигателей. Вследствие появившегося кабрирующего момента самолет оторвался от ВПП. Однако продолжение взлета было невозможно в виду недостаточной тяги двигателей, работавших на безфорсажном режиме. Руководитель полетов дал команду на катапультирование. Экипаж благополучно покинул самолет. Самолет упал на незначительном удалении от торца ВПП.
Причиной невозможности отрыва самолета от ВПП явилась ошибка летчика, не включившего гидроусилители стабилизаторов.
31 мая 1975г. катастрофа самолёта МиГ-27, аэродром Иркутск, лётчик-испытатель Шастун Э.К.
Лётчик погиб. Других подробностей нет
виа Это сообщение отредактировал 192cm - 13.11.2019 - 08:46