Налоги растут Точнее, конечно, растёт налоговая нагрузка.
Разница в том, что номинальные ставки основных налогов могут и не расти, но вот за счёт того, что появляются фактически новые налоги (к примеру, те же сборы на большегрузы системы «Платон»), растут ставки по неосновным налогам, относительно уменьшается база для уплаты налогов – растёт именно налоговая нагрузка. А это для перспектив развития экономики имеет гораздо более важное значение, чем формальное неповышение налогов.
Не буду сейчас углубляться в тонкости разных методологических подходов, которые можно использовать для оценки того, насколько тяжёлым является сегодня налоговое бремя, но вывод однозначен: несмотря на неоднократные обещания властей не повышать налоговую нагрузку до 2018 года, она растёт. Сегодня налоговая нагрузка выше, чем за последние семь лет.
По оценке Комитета РСПП по налоговой политике, общий показатель фискальной (налоговой) нагрузки составил в 2014 г. 26,2%, что существенно выше показателей 2009 г. – 21,4% и даже 2008 г.
– 25,3%. Налоговая нагрузка оказалась выше и показателя 2013 г. – 25,3%.
Показатель этот рассчитывался как соотношение суммы налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование и страховых премий на обязательное страхование опасных производственных объектов, за вычетом налога на доходы физических лиц (НДФЛ), к валовой добавленной стоимости за вычетом амортизации (ну вот, обещал не углубляться в методологические подходы, а сам…).
По предварительным расчётам, налоговая нагрузка в российской экономике продолжила расти и в 2015 году.
Это «консервирует» рецессию, делает нереальным возобновление экономического роста в ближайшие годы, придаёт кризису затяжной характер.
Более того, чуть ли не каждый день становятся известными новые инициативы о повышении налоговой нагрузки после 2018 года. В большинстве своём они касаются социальных страховых платежей. Причём интересное дело: инициаторы, по всей видимости, полагают, что это сильно успокоит бизнес, когда ему скажут, что это не сейчас, это завтра, после 2018 года. Вообще-то с точки зрения мотивации к инвестициям обещание повысить налоги хотя бы даже и после 2018 года действует не менее дестимулирующе, чем повышение налогов уже сегодня.
Что касается налога на доходы физических лиц (НДФЛ), то пока власти его не трогают, но мой прогноз такой: не по экономическим, а по политическим соображениям ближе к 2018 году прогрессивную шкалу могут вести. По мере развития экономического кризиса население нищает: по свеженьким данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения снизились в феврале 2016 года на 6,9% в годовом выражении. Это автоматически повышает популярность «прогрессивки».
Вывод: обещание не повышать налоговую нагрузку не выполнено; вероятность дальнейшего роста фискального гнёта остаётся высокой, гражданам надо быть готовым к введению прогрессивного налогообложения их доходов. Кстати, гражданам, судя по обсуждаемым инициативам, «светят» ещё и социальные страховые взносы, которые будут платить они сами.
Всё это лишний раз доказывает тот факт, что далеко не только падение цен на нефть и санкции виноваты в экономическом кризисе в России. Налоги – это тоже одна из причин нынешних проблем.
АВТОР
Игорь Николаев
экономист