Граната

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) 1 [2] 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
vladblo1
18.02.2016 - 14:18
5
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 25.06.14
Сообщений: 364
lutsk1972
dgdog
Я бы еще понял, если бы урок НВП пошла проводить учительница физики, которая в жизни своей НИКАКИХ гранат в руке не держала и не видела.
Но на портрете - Лелюков - офицер. Эмблемы СВ. Мотострелок.
Он этих гранат за время учебы в училище и на службе должен был перевидеть-перекидать больше, чем некоторые картошки за свою жизнь!
Вполне он мог быть тыловиком (начпродом, начвещем, финансистом).
Не может отличить боевую гранату от учебной? Чему же ты тогда можешь обучить?
Кстати - я не помню, чтобы в школе в классе нам показывали действие запала учебной гранаты.
Почитайте наставление по метанию ручных гранат в наставлении по стрелковому делу.
Упражнения в метании ручных гранат выполняются:

боевыми гранатами - на учебном месте для метания боевых гранат войскового стрельбища под руководством командира (заместителя командира) воинской части при строгом соблюдении требований безопасности;
учебно-имитационными (учебными) гранатами - на оборудованном учебном месте войскового стрельбища, огневого городка (участка тактического поля) под руководством офицеров, прапорщиков и сержантов подразделения.
НЕ В КЛАССЕ!!!
http://voennizdat.ru/index/0-473
Да мне в темноте дайте гранату - я отличу её на ощупь! И запал не спутаю...
Но если без мозгов человек - в классе решил показывать, как срабатывает запал.
Он бахает, как выстрел из ружья!Перед молоденькими школьницами решил выпендриться?
Да я в жизнь не поверю, что на складе выдали учебные гранаты, не проверив их!!!
Не буду о покойном ничего говорить.
Скажу только, что если бы выполнялись требования уставов, законов и наставлений, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАПИСАННЫХ КРОВЬЮ, то не было бы гибели ни Лелюкова, ни Якунина, ни Солнечникова, ни ранения Султангабиева.
Можете минусить, но голова нужна не только каску носить!
 
[^]
АГСчик
18.02.2016 - 14:39
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 6072
vladblo1
Да ты прав, хоть на ощупь, хоть внимательным осмотром можно определить, но ни у оперов, ни у генералов из стартпоста не было такой возможности, просто старший опер на доходчивом языке объяснил генералам какова бывать в их шкуре.

А по учителя НВП конечно вопросов больше чем ответов
 
[^]
warrior1979
18.02.2016 - 17:29
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 12.08.15
Сообщений: 27
В свою бытность, курсантом НВИС, отрабатывали мы упражнению (какое не помню) по метанию боевых гранат. Так вот основным доказательством того, что ты бросил гранату РГД-5 было кольцо (чека). Нашлись индивидуумы (долбаё...бы), которые не бросали, а гранату забрали себе. Вот только один вопрос - НАХЕРА?
 
[^]
vladblo1
18.02.2016 - 19:32
3
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 25.06.14
Сообщений: 364
Цитата (АГСчик @ 18.02.2016 - 14:39)
vladblo1
Да ты прав, хоть на ощупь, хоть внимательным осмотром можно определить, но ни у оперов, ни у генералов из стартпоста не было такой возможности, просто старший опер на доходчивом языке объяснил генералам какова бывать в их шкуре.

А по учителя НВП конечно вопросов больше чем ответов

Я про оперов ни одного слова не сказал!
И мне сейчас кинь гранату под ноги - сигану, как молодой!
Я говорю про сюжет об учителе.
А вот про офицеров,закрывших своим телом солдат от гранаты...
Плохого говорить не буду! Не каждый сможет искупить свою вину за ошибку ценой собственной жизни.
Я привел ссылку на наставление по стрелковому делу.
Если бы все было выполнено в соответствии с ним (весь личный состав в укрытии за 50 метров, оборудованное окопом место для метания) жили бы сейчас эти офицеры, детей-внуков воспитывали...
Светлая им память.

Добавлено в 19:40
Цитата (warrior1979 @ 18.02.2016 - 17:29)
В свою бытность, курсантом НВИС, отрабатывали мы упражнению (какое не помню) по метанию боевых гранат. Так вот основным доказательством того, что ты бросил гранату РГД-5 было кольцо (чека). Нашлись индивидуумы (долбаё...бы), которые не бросали, а гранату забрали себе. Вот только один вопрос - НАХЕРА?

В мою бытность кольцо оставалось на память солдату о метании гранаты.
А вот предохранительную скобу требовали сдать на склад с ведомостью выдачи гранат.
Кольцо с чекой - фигня, заменяется на любую проволочку, которая может пролезть в отверстие для чеки.
На скобе выбиты номер партии УЗРГМ, и заменить её весьма проблематично (без ущерба собственному здоровью).
 
[^]
данфос
18.02.2016 - 21:13
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 26.02.12
Сообщений: 240
Цитата (Johnson101 @ 18.02.2016 - 10:36)
У гранаты, после того, как отскочит защитная скоба, слышен сильный щелчок. если он есть, то граната боевая и взрыв через 3-4 сек после него, если нет, это учебная

Возможно я ошибаюсь, но, по-моему, через 4,2 сек.
 
[^]
ЧВТКУ
18.02.2016 - 21:19
3
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 7.02.16
Сообщений: 477
Цитата (dgdog @ 18.02.2016 - 10:45)
Цитата (skeletor @ 18.02.2016 - 10:35)
Нам на военке историю рассказывали, что ещё в СССР по ошибке на партию боевых гранат учебную краску нанесли и разослали по учебным заведениям. А вот об ошибке узнали когда один из преподавателей показывая на примере как пользоваться услышал шипение запала, понял что к чему, ну и упал с ней на пол накрыв собой. Погиб но группу спас. Полкан наш утверждал что не басня.

Блин, нам военрук в школе зачитывал в газете эту историю. ТОЧНО, прям как ща помню. dont.gif

84 год
 
[^]
АГСчик
18.02.2016 - 21:22
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 6072
Цитата (vladblo1 @ 18.02.2016 - 15:03)
А вот настоящие боевые УЗРГМ не разбираются и у них сам запал тоньше.

А вот не раз слышал и читал, когда ставят гранату растяжкой вынимают из эапала замедлитель, чтобы взрыв случился немедленно, как это тогда делается, интересно?

Добавлено в 21:22
Цитата
Возможно я ошибаюсь, но, по-моему, через 4,2 сек.

от 3,2 до 4,2
 
[^]
DonPasha
19.02.2016 - 05:22
1
Статус: Offline


Русский

Регистрация: 26.01.11
Сообщений: 128
я в чечне и эфок и ргдшек и ргошек так накидался...теперь могу камень одинакового веса в форточку третьего этажа закинуть...все инертное те учебное красится в черный...даже выстрел отр рпг...кроме вогов
 
[^]
vladblo1
19.02.2016 - 06:03
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 25.06.14
Сообщений: 364
Цитата (АГСчик @ 18.02.2016 - 21:22)
Цитата (vladblo1 @ 18.02.2016 - 15:03)
А вот настоящие боевые УЗРГМ не разбираются и у них сам запал тоньше.

А вот не раз слышал и читал, когда ставят гранату растяжкой вынимают из эапала замедлитель, чтобы взрыв случился немедленно, как это тогда делается, интересно?

Добавлено в 21:22
Цитата
Возможно я ошибаюсь, но, по-моему, через 4,2 сек.

от 3,2 до 4,2

Давайте не будем тут устраивать ликбез по подрывному делу, ладно?
Может, еще мастер-класс проведем по установке растяжек, неизвлекаемым фугасам и самодельным взрывным устройствам?
Тема была про оперов и бандита с гранатой.
Начали приводить примеры - я на примеры ответил.
Оперов не хаю - они молодцы!
Остальное - только через личный опыт!
 
[^]
vladblo1
19.02.2016 - 06:13
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 25.06.14
Сообщений: 364
Цитата (АГСчик @ 18.02.2016 - 21:22)
Цитата (vladblo1 @ 18.02.2016 - 15:03)
А вот настоящие боевые УЗРГМ не разбираются и у них сам запал тоньше.

А вот не раз слышал и читал, когда ставят гранату растяжкой вынимают из эапала замедлитель, чтобы взрыв случился немедленно, как это тогда делается, интересно?

Добавлено в 21:22
Цитата
Возможно я ошибаюсь, но, по-моему, через 4,2 сек.

от 3,2 до 4,2

Читал, слышал...
На заборах тоже пишут, но ты же не веришь?
Хочешь - проверь!
Вот устройство УЗРГМ:
Сам запал из ударного механизма выкрутить можно.
Но вот разъединить - весьма неполезно для здоровья.
Вот я не читал и не слышал - сам видел, во что превращается кисть руки, когда в ней взрывается запал. И, кстати, как раз после попытки его раскурочить...

Это сообщение отредактировал vladblo1 - 19.02.2016 - 06:16

Граната
 
[^]
Sabalak
19.02.2016 - 06:22
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.13
Сообщений: 11775
подрбную байку вспомнил
ну как подобну?
как обосрать начальство и пезды не получить

В один прекрасный и довольно морозный день середины восьмидесятых
решил наш директор вкупе с инструктором райкома, главным инженером и
начальником участка съездить в лес на лесозаготовки с небольшой такой
проверкой. Километров за пять до стана дорога была перекрыта
трелевочником с зачекерованными хлыстами древесины. Пока трактор
старательно пробивал снежную бровку уступая УАЗу дорогу, руководство
вышло покурить. Попутно подозвали и тракториста, который все же смог
согнать трелевочник с дороги. На морозном воздухе инструктор принюхался
и:
- Да он же пьян!
- Действительно пьян! – тоже принюхавшись, подтвердил директор – ты,
Николаенко, сегодня трактор сдай, а завтра первым лесовозом в поселок, я
тебя по тридцать третьей уволю.
Тракторист сначала вроде что-то хотел мыкнуть, отчаянно показывая на
трактор без стекол и дверей, но посмотрев на каменные лица руководства,
отчаянно махнул рукой и направился к своему железному коню. Дальше
ситуация вышла из-под контроля, так как через минуту тракторист вернулся
с неплохой такой монтировкой. Не обращая внимания на открытые рты
начальников, он саданул монтировкой по лобовым стеклам УАЗа, потом по
боковым, почесал затылок и вынес и заднее стеколко. Потом также молча
залез в салон и шуранул монтировкой в крыльчатку печки. Осмотрев
творенье рук своих, он остался вполне доволен и достав из-за пазухи едва
початую бутылку водки сунул ее в руки так и стоявшему с открытым ртом
директору. Трактор рявкнул, окутался сизым дымом и минут через пять
скрылся за поворотом.
До поселка было сорок пять километров, мороз за тридцать, водку выпили
километров через пять и по приезду уволили механика участка, предупредив
главмеха, что следом пойдет и он, если в течении двух дней все трактора
на участках не будут оборудованы стеклами, дверями ну и конечно печками.
Про тракториста никто не вымолвил ни слова.
 
[^]
Sabalak
19.02.2016 - 07:25
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.13
Сообщений: 11775
Цитата
по ошибке на партию боевых гранат учебную краску нанесли и разослали по учебным заведениям. А вот об ошибке узнали когда один из преподавателей показывая на примере как


там не шипение
там ПИЗДЫК! потом шипение, и на жопе дырка чуть больше самой гранаты


Граната
 
[^]
АГСчик
19.02.2016 - 07:32
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 6072
Sabalak классно bravo.gif , очень подходящая аналогия!

vladblo1 вообще-то для растяжки были специальные запалы мгновенного действия - МЛ-УЗРГМ http://www.saper.etel.ru/mines-3/ml-uzrgm.html
 
[^]
vladblo1
19.02.2016 - 10:41
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 25.06.14
Сообщений: 364
АГСчик
Господи, да кто же спорит?
Я же сказал - давайте не будем проводить занятие по минно-взрывной подготовке!
Выложите еще полное снаряжение разведывательно-диверсионных групп, спецназа ГРУ и отделов ФСБ и КГБ.
В Вашей же ссылке сказано:
Название мины условное, т.к. на вооружение Советской Армии мина принята не была и номенклатурного обозначения не получила. Заводское обозначение "Изделие 108" .
Предназначена для уничтожения военнослужащих противника, пытающихся пользоваться трофейными ("забытыми", "проданными", "оставленными при отходе") советскими гранатами типов Ф-1, РГ-42, РГД-5.
***
Мина была разработана для использования в качестве ловушек в период советско-афганской войны. В части Советской Армии, находившихся в то время в Афганистане, мина не поступала. Войсковые испытания мины проводили сотрудники КГБ СССР, в частности, военнослужащие подразделений "Каскад", которые некоторое количество этих мин, ввернутых в гранаты через подставных лиц "продавали" душманам, оставляли на месте боя при отходе подразделений Советской Армии и иными способами давали возможность душманам получать их под видом гранат.
 
[^]
SESHOK
20.02.2016 - 10:46
4
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 367576
Цитата
а остальные вошли в образ Василия Алибабаевича, отпугивая зевак и прочий любопытный народец, создавая вокруг гранаты безлюдное пространство


Ржал над этой фразой в голос, аж из соседнего кабинета прибежали...

А по байке - байка и есть. Кинуть в кабинете гранату, пусть и учебную - как полканы эти еще одну дверь не сделали рядом со старой...
 
[^]
Петрович34
20.02.2016 - 10:53
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.12.14
Сообщений: 13170
Цитата (skeletor @ 18.02.2016 - 10:35)
Нам на военке историю рассказывали, что ещё в СССР по ошибке на партию боевых гранат учебную краску нанесли и разослали по учебным заведениям. А вот об ошибке узнали когда один из преподавателей показывая на примере как пользоваться услышал шипение запала, понял что к чему, ну и упал с ней на пол накрыв собой. Погиб но группу спас. Полкан наш утверждал что не басня.

Было такое. По телеку в новостях показывали.
 
[^]
SESHOK
20.02.2016 - 11:50
5
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 367576
Цитата (Петрович34 @ 20.02.2016 - 10:53)
Цитата (skeletor @ 18.02.2016 - 10:35)
Нам на военке историю рассказывали, что ещё в СССР по ошибке на партию боевых гранат учебную краску нанесли и разослали по учебным заведениям. А вот об ошибке узнали когда один из преподавателей показывая на примере как пользоваться услышал шипение запала, понял что к чему, ну и упал с ней на пол накрыв собой. Погиб но группу спас. Полкан наш утверждал что не басня.

Было такое. По телеку в новостях показывали.

Это очень известная история...

9 ноября 1983. Погиб Юрий Николаевич Лелюков, старший лейтенант запаса, преподаватель НВП школы N 2 поселка Иваничи (Иванычи) Волынской обл. Военрук закрыл собой приведенную во время урока в действие боевую гранату, оказавшуюся среди полученного из военкомата учебного имущества, и этим спас жизнь двадцати шести ученикам. После публикации 26 февраля 1985 года в газете “Комсомольская правда” очерка “ЧЕТЫРЕ СЕКУНДЫ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ” Юрий Лелюков был награжден орденом “Знак почета”, кафедра НВП и физподготовки одного из педагогических институтов добилась присвоения его имени. После его гибели учебные гранаты стали сверлить.

ЧЕТЫРЕ СЕКУНДЫ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ
День был ясный, сухой и холодный.

Учитель начальной военной подготовки второй средней школы Юрий Лелюков посмотрел в окно и взял со стола одну из учебных гранат.

- Внимание, - сказал он двадцати шести ребятам, сидящим в классе.- Вы давно просили показать принцип обращения с гранатой. Надеюсь, вам эта штука в жизни не пригодится, но тем не менее: слушайте, смотрите и запоминайте!..

Значит, так: чтобы привести гранату в боевое положение, нужно прижать спусковой рычаг и выдернуть кольцо - я это делаю. Теперь, если отпустить рычаг, у нас, в учебной гранате, просто щелкнет, а в боевой раздастся хлопок, и пойдет дымок. До взрыва останется четыре секунды. Тогда бросайте гранату, не мешкая. Итак, я отпускаю рычаг...

- А если задымит? - весело спросил кто-то.

Лелюков улыбнулся. И отпустил рычаг.

Раздался хлопок, и пошел дымок....

Он писал это письмо несколько лет. Наверное, он начал его писать еще в тот самый день, когда в последний раз шел от заставы к автобусной остановке. В последний, потому что только что уволился из армии. Старший лейтенант запаса. По собственному желанию. Шел, клянясь, что не оглянется. И тем не менее оглядывался. И чуть ли не волоча за собой полупустой чемодан с бесполезной теперь уже офицерской формой. Груза, тяжелее этого, казалось, ему нести еще не приходилось. Он стыдился признаться себе, но уже в ту минуту готов был усесться прямо на обочине, разложить на колене планшет, взять ручку, бумагу и написать: «Товарищ генерал! Простите дурака за глупость, но я без армии не могу...»

Впрочем, это будет потом. По крайней мере много позже того дня, когда он отправил в родные Иваничи телеграмму: пусть на третий раз, но поступил в военное училище. А значит, он победил. А значит, был прав, улыбаясь, когда трезвомыслящие знакомые убеждали его не быть упрямцем и - с его-то аттестатом! - не медля идти в любой вуз. «Только в училище, ребята, только в училище».

Тогда он поступил в Московское высшее пограничное командное училище КГБ СССР. Тогда начались для него годы учебы - порой тяжелые, порой утомительные и тем не менее счастливые, если знать, на что ты шел. И знать, что тебя ждет. А он знал. Готовил себя к службе на границе. И потому легче и веселее стягивалось с плеч мокрое от пота хэбэ - после очередного марш-броска, бесконечных, казалось, занятий на плацу, учебных стрельб - всего того, из чего складывается будничная курсантская жизнь. «Мы сумели, ребята, а значит, не такие уж мы и слабаки, верно?..»

После училища Лелюков вполне мог остаться служить в Москве. Мог бы. А он уехал, по мнению некоторых, в тмутаракань. То была южная граница: летом - по-бутафорски огромное солнце, липкий от жары асфальт на плацу, привозная вода. Зимой - снегопады в горах и ветер, сшибающий с ног. А он был чертовски доволен своей судьбой: «Мы сумели, ребята, а значит, не такие уж мы и слабаки...»

Потом Лелюков стал старшим лейтенантом. Потом у них с Ларисой родился первый ребенок.

Да, все складывалось отлично в жизни этого человека. Все складывалось отлично до того дня, когда на заставе случилось происшествие. Будем откровенны до конца. Была в том вина и заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Лелюкова: он не смог удержать от неверного поступка своего товарища по службе. А должен был удержать. Отчасти понимал это и сам старший лейтенант. Но только отчасти. Выть может, именно потому в запальчивости и написал он тот рапорт. «Прошу уволить из рядов пограничных войск...» Просто и буднично. До мурашек. Он, в общем-то, понял это сразу же - когда вышел из кабинета начальства, оставив рапорт на столе. Когда вдруг уселся на крылечко и кивнул псу, вилявшему ему хвостом: ну вот и все, приятель. Я, кажется, сам себя сбил с ног...

Вот так это было - до того дня, когда старший лейтенант (уже запаса) Юрий Лелюков, чуть ля не волоча, потащил к автобусной остановке полупустой чемодан, едва сдерживаясь, чтобы не усесться на обочине в глубокую пыль и разложить на коленях планшет: «Товарищ генерал!..»

Раздался хлопок, и пошел дымок.

Вряд ли двадцать шесть девчонок и мальчишек поняли в то первое мгновение, что случилось.

Вряд ли понял, что случилось, в то, самое первое, мгновение и сам Лелюков. Боевая граната - в классе?! Глупость, нелепость, абсурд!

Но он все же был военным человеком. Старшим лейтенантом запаса... Дым пошел. Значит, четыре секунды - и все. Значит, надо спасать детей. Что делать?! Отбросить гранату? Подальше от себя? Куда? В классе двадцать шесть пар ничего еще не понимающих глаз. Граната. Глаза. Снова граната. И снова глаза. И вдруг-окно! Ну, конечно же,- окно! До него было всего лишь полшага. «Ничего, ребята, ничего. Вы только не пугайтесь...»

Внизу, в школьном дворе, гуськом, точно утята, вышагивали на обед шестилетки.

...«Товарищ генерал!..» Он даже не заметил, как произнес эти слова вслух.

«Что ты сказал?»-спросила Лелюкова Лариса. «Так, ничего», - ответил Лелюков. Они возвращались в Иваничи. То было начало весны. После жары Туркмении Иваничи показались Крайним Севером: дожди, слякоть. «Холодно-то как, Юра»,-сказала Лариса. «Ничего, - сказал он.- Это только поначалу, привыкнешь. Ты ведь у меня не кто-нибудь...» Он помолчал. Добавил: «Не кто-нибудь - жена офицера».

В родном Иваничевском районе Лелюков стал освобожденным парторгом крупнейшего колхоза имени Мичурина. Целыми днями колесил Юрий по бригадам, экстерном вникая в суть проблемы механизации доения и заготовки силоса. Днем мотался по бригадам, а вечерами находил время гонять с колхозными пацанами футбольный мяч. «То несолидно, Юрий Мыколаевич».- «Что- не солидно?» - «Как что? Парторг - и с пацанами, задрав штанины по колено!» - «Ерунда. Сегодня пацаны, а завтра - колхозники. Будем считать, что я провожу с ними профориентацию!..»

Домой приходил выжатый и плюхался на диван. Лариса принималась готовить ужин, зная, что вот сейчас муж выкурит свою дежурную сигарету и, чуть помолчав, скажет ей: «Ну что? Может быть, сегодня с письмом попробуем?»

Да, она знала больше других. О шинели в шкафу, которую он чистил чаше, чем пальто. И о выглаженном мундире, точно завтра парад. И о том письме, которое он начинал писать, - после дежурной сигареты. Начинал и бросал. Снова начинал и снова бросал... «Ну что? Может быть, сегодня попробуем?»

«Товарищ генерал!..»

Едва не метнулся он к двери. И, должно быть, тут же понял, что потерял еще одно мгновение: ну, конечно же, там, в коридоре за дверью кабинета, сидели дети. Школа была тесновата, и время от времени парты выставлялись прямо в коридор. Да и глупо было рваться к двери - не успеть...

С первого сентября прошлого года Юрий Лелюков ушел из колхоза. Ушел во 2-ю иваничевскую среднюю школу. Преподавателем по военной подготовке в старших классах.

Уйти с работы, где тебя уважают и ценят,- то был, наверное, не простой шаг для старшего лейтенанта запаса. И тем не менее сегодня мы сознаем отчетливо: шага этого он не сделать не мог. По той простой причине, что, где бы он ни работал после того злополучного рапорта, всегда оставался военным человеком. И больше всего на свете любил опять же армию. И рассказать о ней мог многое. Так, как мог рассказать только он. И научить многому. Научить ребят, которым в скором будущем предстояло по совести и по долгу направиться на службу в армию, куда мечтал он вернуться все эти годы. А вдруг - чего в жизни не бывает! - кому-то из этих белобрысых, веснушчатых мальчишек придется служить и на той самой заставе - с плацем, липким от жары?..

И еще. По крайней мере он получал право на ношение фермы одежды. Формы, которая ждала его несколько лет. Пусть поначалу хотя бы это. А потом, кто его знает: быть может, завтра,- а почему бы и не завтра?-он все-таки напишет то письмо. Непременно напишет. И начнет его деловито и сдержанно, как и подобает военному человеку: «Товарищ генерал!..»

Напишет. И скажет себе, как всегда: «Мы сумели, ребята, а значит, не такие уж мы и слабаки, верно?»

...Он повернулся к классу спиной, шагнул в угол, неловко нагнулся и крепко, намертво прижал гранату к животу. Пытаясь что-то сказать, только с силой выдохнул из легких воздух...

Говорят, он был хорошим учителем. Говорят, у него не было проблем с дисциплиной в классах. Говорят, классы эти слушали его, разинув рты. И выходил он из этих классов всегда окруженный ребятами. Собирался построить в школе тир. Собирался организовать гандбольную команду. Он много чего собирался сделать к той минуте, когда, взглянув в окно, взял с преподавательского стола одну из учебных гранат и сказал: «Слушайте, смотрите и запоминайте!..»

...Взрыв оглушил класс. В оглушительной тишине, точно снег, сыпалась с потолка побелка. В оглушительной тишине падали стенды. И в оглушительной этой тишине ошеломленные десятиклассники бросились к двери.

Все. Двадцать шесть человек.

Живые.

Стой, ребята! Как же Юрий Николаевич?!

Трое из них вернулись и в дыму вынесли Лелюкова из класса. Сейчас, Юрий Николаевич, говорили они, сейчас, еще минутку.

К ним бежали учителя. Бежали врачи. Мчались «Скорые».

...Мы придем во вторую среднюю иваничевскую школу поздним вечером. С нами будут завуч школы Василий Иванович Чмиль и друг Юрия - Василий Заблоцкий. Поднимемся на третий этаж. В тот самый класс, где прогремел взрыв, потрясший маленькие Иваничи. К этому моменту мы поговорим уже обо всем и придем сюда, в общем-то, просто так.

Помолчать. Подумать.

Молчал Василий, поеживаясь в жарко натопленном классе.

Молчал и Василий Иванович, который, вдруг как-то забыв о том, что он завуч, уселся прямо на парту, поставив ноги на скамью.

Нам казалось, мы все думаем об одном и том же: да, нелепая, трагическая случайность. Граната оказалась боевой. Что ж, говорят, всякое бывает, и в наш век самой надежной, тысячекратно проверенной техники все еще случаются катастрофы, непредсказуемые и невероятные даже для самой теории вероятности. Мы должны это сознавать. И мы это, конечно, сознаем. Только легче ли нам от того? Ведь катастрофа, предсказуемая она или нет, все равно - катастрофа...

Одна боевая граната - среди тысяч и тысяч муляжей, игрушек, имитирующих настоящее оружие. Да, нелепость. Все равно что купить в «Детском мире» пластмассовый наган, нажать на курок и вдруг услышать выстрел...

Уже в Москве мы рассказали о случившемся подполковнику запаса А. И. Садилкину - инспектору начальной военной подготовки Тимирязевского района столицы. Человеку, более 30 лет отдавшему Советской Армии, 12 лет проработавшему в школе военруком. Мнение его однозначно: «Невероятный, исключительный случай. Ничего подобного никогда в школах не было».

Таким было мнение всех, с кем мы говорили об этом.

Но факт остается фактом. Пусть единственный. Пусть невероятный. Но - остается. Почему это случилось?

Органами военной прокуратуры было проведено следствие, в ходе которого выяснилось: боевая граната оказалась в школе по преступной халатности отдельных должностных лиц. Состоялся военный трибунал. Виновные строго наказаны.

Пусть банальна эта истина, но она не становится от этого менее горькой: нередко подвиг в мирное время- вынужденный результат чьей-то халатности...

...Зашел старик сторож и, удивленно оглядев всех нас, не спеша прошаркал к учительскому столу. И, пожевав губами, вдруг сказал веско: нужно было просто бросить ее под стол. Крышка стола толстая. Может, и обошлось бы...

Мы не стали спорить со стариком. Мы не стали говорить ему об экспертах и комиссиях, признавших: то, что сделал в последние свои четыре секунды Юрий Лелюков,- единственное, что могло спасти ребят.

Единственное. Мы не стали ему об этом говорить. В конце концов дело ведь не в выводах и рекомендациях комиссий, какими бы компетентными они ни были. В конце концов, если на твою долю выпали эти четыре секунды, рекомендации тут ни к чему. Тут каждые решает сам...

А теперь - последнее. Последнее и необходимое.

В день похорон Юрия Лелюкова в Иваничах проходила районная отчетно-выборная комсомольская конференция. Она почтила его па мять минутой молчания. Но на похоронах никто из делегатов не был. Нам объяснили так: не вписалось в регламент. И именно тогда пришла в голову горькая мысль: а если взойти сейчас на трибуну конференции, поднять руку и сказать в микрофон: товарищи, мы привели к вам героя! Того самого героя, да-да, что в 43-м бросился грудью на амбразуру дота! Зал, конечно, взорвался бы аплодисментами. Зал вскочил бы с кресел, пораженный. Разумеется, мы не могли привести того героя в зал заседаний. Это, к сожалению, невозможно. Он погиб. В 43-м. Но даже не только потому. А потому еще, что в тот день мы стояли у гроба другого героя. Погибшего сорок один год спустя... Сорок один год спустя, после Матросова.

Слова «суметь разглядеть, сказать, услышать» подразумевают не только великолепное зрение и отличный слух, но, наверное, и нечто большее. И теперь мы думаем: разве обязателен, скажем, звонок сверху для того, чтобы организовать в школе № 2 элементарный уголок памяти Юрия Лелюкова?

Для того, чтобы взять под свою опеку, заботу семью Лелюкова? Лариса. Шестилетняя Олеся. Годовалый Юрасик. Они не просто его жена и дети. Они его продолжение, его часть. Живая часть. И от того, как мы относимся к ним, зависит, как мы вообще относимся к подвигу...

Не может быть телефонный звонок громче взрыва. Не могут пробитые канцелярским дыроколом указания «организовать и провести» быть значительнее пробитого осколками классного журнала.

И дело тут не только в том, что ему, Юрию Лелюкову, все это уже не нужно. В другом дело. В том, что это нужно нам. Живым. И не в следующем квартале. Не в будущем году. А сегодня. Сейчас.

Мы знаем: в тот день конференция выбрала в состав райкома достойных людей. Энергичных. Работящих. Наконец просто славных и добрых ребят. Только не забыть бы, что работать и исполнять - понятия разной категории. Как разной категории понятия: люди добрые и - просто незлые...

Пройдет время, и от нового состава райкома, как и полагается, потребуют отчета - делового и конкретного - о проделанной работе. Должно быть, все будет сделано райкомом в срок и толково. И будут в том отчете фигурировать цифры и факты - о проведенных лекциях, оформленных стендах, о могилах павших, найденных красными следопытами, и о новых списках имен, увековеченных на этих могилах.

Только не забыть бы, не потерять бы и ту могилу, у которой стояли мы в морозный зимний день. Ее не надо искать. Не надо устанавливать имя погибшего. Обелиск видишь сразу - в первом ряду. Третий слева. С красной звездой. И надпись отчетливая: «Юрий Лелюков». Только не забыть бы привести ребят и сюда. И рассказать им все. Как он погиб. И ради чего. «Слушайте, ребята. Слушайте, смотрите и запоминайте!». Чтобы в суете жизни каждый из них не раз вдруг проснулся среди ночи и все это вспомнил.

Вспомнил. И жил потом с этой памятью.

Быть может, именно потому в одном из домов маленьких Иваничей встали однажды непривычно рано и, стараясь не разбудить детей, босыми ногами подошли к столу, взяли ручку, бумагу и вывели по-женски аккуратно: «Товарищ генерал! Пишу Вам по истечении долгих лет размышлений. Надеюсь, что Вы правильно поймете меня и положительно отнесетесь к решению моего вопроса. Дело вот в чем. Я, старший лейтенант запаса Лелюков Юрий Николаевич, коммунист, украинец...»

Лариса писала долго. Задумываясь над каждым словом, стараясь не делать ошибок, хотя отлично понимала, что это, в общем-то, ни к чему. Просто она считала, что должна была сделать за Юру то, что он сделать не успел. Должна. Вот и все. «Мы сумели, ребята, а значит, не такие уж мы и слабаки, верно?».

Она написала. И поставила точку. И вздохнула, как вздыхают, закончив большое и важное дело. Вздохнула и взглянула в окно: был уже день.

Источник

Юрий Николаевич Лелюков

Граната
 
[^]
АГСчик
20.02.2016 - 12:03
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 6072
SESHOK
да, единственный и последний случай стало быть, и случилось не с кем нибудь, а с боевым офицером

vladblo1
как-то нам говорили, 95% утопленников - это умеющие плавать люди, их зачастую губит излишняя самоуверенность
 
[^]
vladblo1
20.02.2016 - 12:32
-2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 25.06.14
Сообщений: 364
Цитата
Военрук закрыл собой приведенную во время урока в действие боевую гранату, оказавшуюся среди полученного из военкомата учебного имущества

***
Цитата
После его гибели учебные гранаты стали сверлить.

***
Цитата
он поступил в Московское высшее пограничное командное училище КГБ СССР.

***
Цитата
Лелюков улыбнулся. И отпустил рычаг.

Раздался хлопок, и пошел дымок....



Статья написана.
Слог весомый,
Автор знал мысли Лелюкова еще до того, когда узнал вообще о его существовании только после гибели.
1. Родился, жил и учился тоже на Украине, в Харькове.
Военруком у нас сначала был капитан В.И.Тертишный, потом майор А.Ф.Малышев.
В школе были и учебные АК-47 (рассверленные), и мелкашки, и воздушки.
И учебные гранаты - просто рубчатый корпус Ф-1 черного цвета пустой внутри, тренировались на стадионе метать. И разрезные макеты Ф-1 и РГД-5, и РГ-42. Запалы к ним были, но они тупо были нерабочими, а точными копиями.
Так вот - наши военруки меры безопасности соблюдали неукоснительно!!!
Даже помню случай - пошли стрелять в спортзал из воздушки, один придурок стал целиться в кого-то из винтовки. Так он сначала отхватил знатного пендаля от Тертышного, который потом отстранил весь класс от стрельб - за то, что допустили баловство с ОРУЖИЕМ! Было обидно, но так было у нас.
Ну, могу допустить, что Лелюков не смог отличить боевой запал от учебного...
Ладно, зашипел запал, через 3-4 секунды будет ХЛОПОК!!! Сама-то граната учебная.
С чего это её надо бросать в окно, в дверь, закрывать своим телом?
Или этот офицер ПВ знал, что граната БОЕВАЯ, но не ожидал, что и запал окажется настоящий?
Фигня какая-то...

Это сообщение отредактировал vladblo1 - 20.02.2016 - 12:34
 
[^]
АГСчик
20.02.2016 - 17:08
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 6072
vladblo1
ну не могла эра граната СЛУЧАЙНО закрашенным в цвет учебной гранаты
слишком много совпадении
и с ввернутым БОЕВЫМ запалом!
очевиден чей-то злой умысел
Цитата
Автор знал мысли Лелюкова еще до того, когда узнал вообще о его существовании только после гибели.

по рассказам учеников, очевидцев сослуживцев составлял свою статью.
Ну на крайняк мог нафантазировать, журналисты таки журналисты...
 
[^]
хартманннн
20.02.2016 - 17:26
1
Статус: Offline


орнитофил

Регистрация: 7.07.15
Сообщений: 41689
Цитата (Johnson101 @ 18.02.2016 - 11:36)
У гранаты, после того, как отскочит защитная скоба, слышен сильный щелчок. если он есть, то граната боевая и взрыв через 3-4 сек после него, если нет, это учебная

А если в учебную ввинчен боевой запал,тогда что?Мы такие в учебке метали перед боевыми.
 
[^]
хартманннн
20.02.2016 - 17:31
1
Статус: Offline


орнитофил

Регистрация: 7.07.15
Сообщений: 41689
Цитата (АГСчик @ 18.02.2016 - 22:22)
Цитата (vladblo1 @ 18.02.2016 - 15:03)
А вот настоящие боевые УЗРГМ не разбираются и у них сам запал тоньше.

А вот не раз слышал и читал, когда ставят гранату растяжкой вынимают из эапала замедлитель, чтобы взрыв случился немедленно, как это тогда делается, интересно?

Добавлено в 21:22
Цитата
Возможно я ошибаюсь, но, по-моему, через 4,2 сек.

от 3,2 до 4,2

Как вариант взрыватель натяжного действия МУВ,только их у нас было мало.
 
[^]
АГСчик
20.02.2016 - 17:33
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 6072
Цитата (хартманннн @ 20.02.2016 - 20:26)
А если в учебную ввинчен боевой запал,тогда что?Мы такие в учебке метали перед боевыми.

не боевой это запал, а учебный с имитатором, об этом уже подробно написал vladblo1 , разборный и многоразового использования.
Если пехотинец, то привет, коллега!
 
[^]
pavalax
20.02.2016 - 17:41
1
Статус: Offline


палковник

Регистрация: 13.07.08
Сообщений: 2252
Цитата (vladblo1 @ 18.02.2016 - 11:36)

УЗРГМ упаковываются в отдельную банку. Они никогда!!! не идут в комплекте с учебными гранатами! Только в ящиках с боевыми гранатами.
И инициирующий запал бахает так, что пальцы отрывает - вот такой случай реально был!


Да, узргм-ы в банках закатаны. И гранаты в ящиках с вкрученными текстолитовыми пробками. И на рг-42 и на ф-1, похуй.
 
[^]
седой31рус
20.02.2016 - 17:42 [ показать ]
-10
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 13682
0 Пользователей:
Страницы: (3) 1 [2] 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх