Никарагуанский канал пришла пора строить. Не было счастья, да несчастье помогло.
Давно собирались, теперь точно запустят в работу.
Правительство Никарагуа планирует данный канал в качестве альтернативы Панамскому каналу. Полное название — «Великий трансокеанский канал Никарагуа»[3] (исп. Gran Canal Interoceanico por Nicaragua)[4]. Проектом предусматривается прохождение через канал 5 100 судов (кораблей) в год[5][6][7]. По состоянию на август 2018 года проект заморожен[8], в основном из-за остановки инвестиций Китаем.
Ожидается, что параметры канала составят:
глубина 26—30 метров;
ширина — 230—530 метров;
длина — 278 километров (в том числе — 105 км по водам озера Никарагуа).
Примерное время прохождения канала судном (кораблём) будет составлять около 30 часов[7].
Канал должен будет обеспечить прохождение контейнеровозов вместимостью до 25 000 TEU и танкеров с дедвейтом в 320—400 тысяч тонн нефти. За год через канал сможет проходить 5 100 судов[5][9][7].
Решение о строительстве
4 июня 2012 года Национальное собрание Никарагуа одобрило (61 «за», 25 «против») проект строительства «Великого трансокеанского канала Никарагуа» (исп. Gran Canal Interoceánico por Nicaragua)[10][11], который соединит воды Тихого и Атлантического океанов[12]. Предполагается, что новый межокеанский канал станет более длинной, широкой и глубокой альтернативой Панамскому каналу и серьёзно разгрузит морской трафик (предполагается до 5 % от мирового).
В 2013 году власти Никарагуа отдали планируемый канал в концессию на 50 лет гонконгской компании «HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd» (HKND) и её владельцу Ван Цзину (Wang Jing)[13].
Финансирование
Ориентировочная стоимость проекта составляет 40 млрд долларов (по альтернативным данным — 50 млрд[14]). По условиям концессии, HKND ежегодно выплачивает Республике Никарагуа по 10 млн долл. США в течение 10 лет (всего 100 млн долл.) и часть доходов от каждого субпроекта в размере 1 % на начальном этапе, с последовательным увеличением суммы выплат до 99 %. Кроме того, инвестор передаёт Республике Никарагуа оборудование и инфраструктуру субпроектов (после завершения периода действия концессии), а также акции предприятия по схеме последовательного увеличения от 1 до 99 % на протяжении всего максимально допустимого срока концессии (сто лет). Таким образом, никарагуанское государство не вкладывает собственные финансовые средства в реализацию проекта, но через 50 лет получит в своё распоряжение 51 % концессии, а ещё через 50 лет станет собственником 99 % акций[12].
Инфраструктура
В проекте, кроме канала, предусмотрено строительство двух морских портов на каждой стороне канала (Брито и Пунта-Агила), нефтепровода, аэропорта к северу от города Ривас, создание зоны свободной торговли Брито, строительство курорта в городе Сан-Лоренцо, строительство дороги для восстановления дорожной сети, нарушенной при строительстве канала[15][16].
Иностранные участники
Китай заинтересован в строительстве канала в связи с возможностью транспортировки по нему больших объёмов нефти, которые он намерен закупать в Венесуэле. В реализации проекта предполагается участие России[17].
Реализацию проекта осуществляет HKND-Group, частная транснациональная компания со штаб-квартирой в Гонконге. Основными партнёрами HKND-Group по строительству канала являются: China Railway Construction Corporation (Китай), McKinsey & Company (США), Environmental Resource Management (ЕС)[18].