Электроник

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) 1 [2]   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
EvgeIIIko
19.10.2024 - 01:57
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.03.14
Сообщений: 2830
Очень трудно всё такое, тем более одному сделать. Но возможно. Главное, чтобы люди благодарные были, и начальство не дураки. 🙂

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
AloneSl
19.10.2024 - 01:58
2
Статус: Offline


Гарри, все это не очень нормально...

Регистрация: 10.12.13
Сообщений: 2693
Какая трогательная и душевная история, Саша! Жаль что неправдивая, но...
Спасибо! Как всегда душевно!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
greyv
19.10.2024 - 03:10
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 9.09.12
Сообщений: 320
Работал одно время главным сисадмином на производстве (крупная швейная фабрика, был целый IT отдел), к сожалению этот рассказ оторван от реальности, не получится на древнем говне, без нормального бюджета что-то толковое сделать, даже если очень захочется. Все время уходит на решение сиюминутных проблем. Я уже не новичком был, умел и в автоматизацию и в отказоустойчивость. Планы планировали, техподдержку первой линии и систему приема заявок внедряли и на аутсорс все принтеры/плоттеры отдали, дофига чего оптимизировали, один хрен постоянные авралы были.
В конечном итоге свалил в разработку девопсом, тут тихий и чистенький офис, плюс кофемашина есть ))
 
[^]
ralex64r
19.10.2024 - 05:54
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.08.14
Сообщений: 3335
Цитата (Сова82 @ 18.10.2024 - 19:08)
Это ж биография нашего Вампира. Он тоже программист.

Тыж

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
ralex64r
19.10.2024 - 05:55
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.08.14
Сообщений: 3335
Цитата (greyv @ 19.10.2024 - 03:10)
Работал одно время главным сисадмином на производстве (крупная швейная фабрика, был целый IT отдел), к сожалению этот рассказ оторван от реальности, не получится на древнем говне, без нормального бюджета что-то толковое сделать, даже если очень захочется. Все время уходит на решение сиюминутных проблем. Я уже не новичком был, умел и в автоматизацию и в отказоустойчивость. Планы планировали, техподдержку первой линии и систему приема заявок внедряли и на аутсорс все принтеры/плоттеры отдали, дофига чего оптимизировали, один хрен постоянные авралы были.
В конечном итоге свалил в разработку девопсом, тут тихий и чистенький офис, плюс кофемашина есть ))

Слабак

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
smilerxxl
19.10.2024 - 06:28
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.09.09
Сообщений: 3252
Если ванильные сопли - то Александр Райт.
 
[^]
Finnard
19.10.2024 - 07:30
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 12.05.15
Сообщений: 363
А потом хер в отпуск уйдёшь. Плавали, знаем.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
loredan
19.10.2024 - 07:33
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.08.13
Сообщений: 15630
Цитата (CrazyBeast @ 18.10.2024 - 19:04)
Красивая сказка.

Ну и хорошо. В нашем мире всеобщего зла, как глоток доброго воздуха.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Scorpio
19.10.2024 - 09:09
2
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 13.06.05
Сообщений: 869
знакомо) пришел на производство, очухал локалку, загнал всё в доменную сеть, перешли с 1с7 на 8-ку, отладил закупки , с расходниками всё стало идеально практически , большой парк, 12 населённых пунктов , 3 кассы , сервера на удалёнке
лет через 10 попал под сокращение) потому что я бездельник а оно само работает
сейчас обслуживаю это же предприятие но исключительно по заявкам на портале айтисервиса в котором сейчас работаю, только уже без всяких внеплановых обязанностей, которых у айтишника на производстве немеряно
 
[^]
noxious
19.10.2024 - 09:35
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 20.06.16
Сообщений: 33
Александр как всегда порадовал! Так держать!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
unga55
19.10.2024 - 10:31
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.05.19
Сообщений: 1761
Мальчик из чемодана?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
unga55
19.10.2024 - 10:38
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.05.19
Сообщений: 1761
Цитата (GadPolzuchij @ 18.10.2024 - 19:08)
Ага. Цель ее убедить какие айтишники незаменимые и никто их не ценит, а без них даже жб плиты отливать невозможно

Каждая профессия нужна.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
unga55
19.10.2024 - 10:41
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.05.19
Сообщений: 1761
Цитата (viperJustin @ 18.10.2024 - 20:41)
Александр как всегда великолепен! Спасибо за рассказ.

Вот только на практике часто и густо к айтишникам относятся чуть лучше, чем к техничкам и чуть хуже, чем к водителям. Во многих конторах это "негритянский" отдел.

Это обслуживающий персонал. К ним всегда так относятся, пока что нибудь не встанет.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
viperden
19.10.2024 - 12:47
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 22.08.14
Сообщений: 25
Александр, спасибо за ваше творчество и за то, что не зарыли, а используете дар, данный Всевышним!
 
[^]
Signal
19.10.2024 - 12:51
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 19.05.14
Сообщений: 43
Александру респект, конечно...

Тоже поддержу одним из своих старых рассказов для студентов...

Киповец?
Этож уже инженер!!
А Киповец-инженер обязан стать АСУТПшником.
Итак, инженер пришёл на своё рабочее место.
Где это место?
Его голова.

Из опыта своего общения с Homo sapiens замечу, что примеры он понимает лучше всего. Поэтому дальше в тексте будут примеры из моей жизни, из жизни предприятий,
которые я "настраивал ", а также философские размышления на эту тему, да простят меня философы.

В некий день Вы устраиваетесь на работу на смешное, но очень активное предприятие.
Чем оно Вас веселит? Обычно своей суетой, Вам не понятной. В этой суете, через некоторое время, Вы начинаете понимать, для начала, смысл этого броуновского движения, а также векторы его направлений.

Какие направления должны быть интересны Асутпэшнику?
В первую очередь, это тот человек, на котором всё это держалось до Вашего прихода, если он конечно был или есть. Поверьте мне, если предприятию больше года, и оно с ноля, его может не быть.
Тогда есть " суперэлектрик ", назовём его так, и он кажется панацеей руководству предприятия.
А серьёзные сбои в работе устраняются силами ребят, обслуживающих оборудование по гарантии производителя ( далее по тексту - ребят ).

С чем знаком этот неземной человек на этом заводе?
Обычно он знает, какой автомат выбивает и где, что при этом " встаёт ", а также, подсмотрев у ребят-гарантийщиков, знает какую кнопку нажать внутри ШУ ( шкаф управления ), если произойдёт некое событие, ему знакомое. Если событие незнакомо, тогда алгоритм его действий даёт сбой, и в дело подключается главный инженер ( ГИ ), или тех директор, в зависимости от наличия таких должностей.

Если знания позволяют, вопрос изучается ими, и, о чудо, они поменяли реле, например времени, скопировав настройки со старого или, что редкость, вникнув зачем оно нужно, настроили сами.

Иначе осуществляется звонок " другу ", а именно тем ребятам, часто это конкретный человек из их бригады, который взял на себя смелость решать геморой с ИТР Заказчиков, со скрипом давший свой телефон при сдаче оборудования и вздрагивающий от любого звука, похожего на рингтон телефона; под его чутким руководством и неимоверными усилиями дистанционного понимания и управления Homo sapiens в лицах, указанных выше, задача обычно решается, конечно при наличии ЗИПа.

При отсутствии оного какая то часть завода встаёт, и ребята " летят " спасать шевелюру ГИ, рвущий волосы в их ожидании, если, конечно, они не в Германии, например. В последней ситуации, если таковая случилось первый раз, руководство обивает сайты чего угодно, лишь бы найти и предложить Вам золотые горы. Не обольщайтесь, это не надолго.

Когда предприятию более года, правда всё относительно, вполне возможно, что присутствует уже более опытный человек, он в состоянии устранить сбой методом логической дедукции и не простого опыта своего жизненного труда. Это немного поседевший, молчаливый и хмурый человек, матершинник, умеющий читать цифры и буквы в мануалах и схемах, хорошо знакомый с паяльником. Назовём его Электронщик, реже радиотехник или IT-инженер.

Если на торте дней рожденья завода пять свечек и более, и Вы узнали, что кадровые потрясения обошли его стороной, а трудящиеся спокойны в реакциях на аварии оборудования, значит присутствует Специалист.

Он скрытен, чаще седой как лунь, немой социопат. Руки его носят следы соприкосновений с предметами, температура и твёрдость которых явно превышает оные в его кожном покрове.
Ослика (осциллограф) он уже не любит, хотя пользуется смело, умеет хорошо пользоваться любыми типами паяльников, но избегает их, любит тестер, читает схемы и понимает слова в них, может заменять электронные устройства в ШУ на другие, на первый взгляд никак функционально друг на друга не похожие, например реле времени на фотореле. Это уникальное свойство ИТР вырабатывается в основном при отсутствии ЗИП. С собой у него всегда набор инструмента и деталей, выбранных методом Филеуса Фогга, причём неважно, хватает его или нет - задача решается любой ценой и тем, что есть, срок решения же - вчера.

Приглядитесь к ШУ :
если присутствуют перемычки цветными и не очень проводами, пыль внутри говорит Вам " здесь точно что то стояло " или " здесь же этого быть не должно ", надписи на ручках управления ШУ не очень соответствуют выполняемым функциям, а некоторые провода из шкафа выходят в сторону устройства, им управляемое, явно не " родные ", приготовьтесь - схемы и чертежи оборудования на этом заводе могут кардинально не совпадать с мнением производителя, и знает эти несовпадения только Специалист. Не спешите ворчать и сокрушаться по этому поводу, там всё работает лучше чем у производителя, поверьте мне. Специалист и его ремесло - серьёзный тандем, уверяю. Впитывайте в себя его базу данных.

На поломку Специалист идёт неспеша, походкой Мастера ( это тот, кто умеет ДЕЛАТЬ, а не тот, что орёт), с короткими перебежками тех мест, где он невзначай ускоряет шаг. Запомните эти места, это когда нибудь сохранит Вам жизнь.

И тот и другой, и третий - Ваши друзья, только от них Вы можете узнать где и что отваливается внутри комбината.

Любой трудовой опыт, свой или чужой, особенно негативный, бесценен. Почему особенно негативный ? Он дороже.

А значит Ваши запасы солидола или вазелина, кто чем, растут быстрее, т.к со временем Вы всё реже и реже используете их, в Вас укрепляется вера в Бога и начинает появляться уважение к Дураку. Всё это приближает Вас к уровню Эксперт.
А кто такой Эксперт ?
Эксперт - человек с сединой или залысиной, с грустными глазами, когда то сам Специалист, совершавший лично, случайно или намеренно, аварии и знающий все возможные возникавшие, текущие и будущие ошибки при эксплуатации механизма в сфере его профессионального внимания. Из инструмента у него светодиодная прозвонка, пинцет ( не всегда ) и плоская отвертка 1 номер.

Вера в Дурака его безгранична.
Дурак никогда не показывается и присутствует даже в пустом предприятии. Защита от Него - великое искусство. Это искусство сохраняет кому то жизнь, помните это !

Следующий вектор - это Технолог предприятия, его может замещать ГИ, в любом случае Вы обязаны себе понять, знает он технологию производства или нет. В противном случае Вам придётся им стать. Без этого Вы не поймёте алгоритм действий своих механизмов на разных участках линий, и по этой причине, как говорит Миша Хазин, это приведёт, причём обязательно, к выпуску продукции с отклонением от ТЗ ( техзадание ).

И помните, что без внятного ТЗ - результат ХЗ ( неизвестен ).
Не забудьте познакомиться с операторами производства - они Ваши маяки в гавани завода.

Взвалив на себя бремя ответственности и приступив к труду, к Вам подступает этап номер три - понимание, что Вы вообще должны здесь делать.
Вы - настоящий КИПовец СССР, т.е меняете датчики и всякие энкодеры, смотрите за их нормальной работой, как сам, так и по жалобам трудящихся, при этом обратная связь между Вами и трудящимися должна быть чётко налажена, по Вашей инициативе.

Язык трудящихся, использующие в работе результаты Вашего труда, витиеват, пестрит аналогиями, причём не обязательно Вам понятные. Постарайтесь выучить большинство коллективных наречий поломок, это резко сократит Ваши трудочасы. Зачем ? Например мне всегда хорошо знать, что делало оборудование за 10 секунд, за 30,час назад, вчера, до поломки и после, это серьёзно облегчает диагностику. И выбейте себе ЗИП, в противном случае Вы будете делать свою работу из чёрт знает чего, правда, если есть опыт, можно сделать лучше, чем было, смекалка в мире не в почёте, иногда умиляет решение задачи зарубежными друзьями каким либо иезуитским способом, особенно когда индусы по рублю, для тех, кто понимает.

Приведу пример, относящийся к вышесказанному и констатирующий факты продажи оборудования по " максимуму " на всём постсоветском пространстве, обычно с откатом.

Лет двенадцать назад, на забавном заводе, у которого срок от ноля зашёл за 6 лет работы, и в который не вкладывали ничего, кроме незаменимых и неремонтопригодных узлов и механизмов, случился казус.
На выходе конечной продукции ( т.е Заказчику уже ), при трубопроводной транспортировке продукта в накопительную конечную ёмкость вышел из строя оптикомеханический узел отбраковки продукции на наличие в ней посторонних примесей путём определения яркости светового потока, проходящего через продукт.
Проектировала завод одна достойная иностранная компания.
Узел представлял ( дальше утрирую, конечно...) из себя стеклянную вставку в трубу, фотодиод, стоимость которого боюсь озвучить, и источник света, в виде супер-пупер светодиода в невесть каком диапазоне излучения, который собственно и вышел из строя, замене на другой не позволял, поскольку АЦП-ЦАП был к нему " привязан " ( здесь признаюсь, лень было отвязывать ), превышающий стоимость диода, а также клапан, перекрывающий подачу продукции при её несоответствии ТЗ, управляемый SCADA, в свою очередь получающая сигнал 4-20 мА на свой АЦП от "золотого" АЦП-ЦАП Optek Control 4000 Photometric Analyzers, к которому, собственно и были подключены оба фотосветодиода. При этом, обратно, уже через ЦАП SCADA сигнал возвращался на пневмоклапан управления клапаном отбраковки.

Замечу, что частота срабатывания пневмоклапана вызывала тремор слуха и страхи за его жизнь, т.к скорость обработки обратной связи Optek в сторону АЦП SCADA велика, 4 раза в секунду ( дорогой же ), а программную паузу в Optek и в SCADA обеспечить забыли.
Фактически здесь были два устройства управления АЦП - ЦАП:
фотодиод - АЦП Optek - АЦП SCADA, и только потом последняя управляет пневмоклапаном.
Осилив масштабность разработки, я понял, что чудак проектировал это для чего то более великого.

Пару дней подумав, побрившись, постояв над бумажкой с надписью ЗИП, я купил налобный фонарь, DC/DC вниз для его запитки, оторвал пару фоторезисторов, в мусоре нашёл TL431, поскольку оказалось нужна инверсия 4-20 мА в 20-4 мА, а по факту с фоторезисторов 14 - 2 Вольт, спаял инвертор на ней и 3102, добавил поднятый с пола электролит на пару тысяч, для задержки ( конечно должен был поставить реле времени, но масть пошла и закусила удила ) несчастного пневмоклапана по ЦАП, отнял где-то у ШУ на заводе БП на 24 Вольта, и собрал узел заново, подавал сигнал на SCADA непосредственно с фоторезисторов, правда через инвертор.
Работает и сейчас, параметрами перекрывающий ТЗ.

Почему же ты не перенастроил Optek, спросите Вы?
Не подскажу ( скорее всего время и желание осилить оный отпало при попытке " покурить " двухсотстраничный мануал ), но точно знаю, что промежуточный участок обработки сигнала ( фотодиод, аналоговый сигнал, ещё аналоговый в сторон АЦП SCADA показался мне лишним. Золотое правило - меньше деталей, надёжней работа.
А что ж ты в SCADA не залез, внёс бы паузу там ?
Конечно можно, но НИКТО на заводе не знает пароль её админки, а это нада ребят вызывать…
Так что, " Семь шапок можешь?" - " Могу ".

Другая история моего ремесла.

На одной малолюдной фабрике режут листы из рулона бумаги весом в три тонны. Ширина рулона бумаги 1700 мм, рез идёт по два метра, со скоростью три листа в секунду. Главный сервопривод ножа 22 кВт, вес ножа около 300 кг.
Сие чудо резки достигалось бумагорежущим станком известной фирмы, в составе своём имеющий ПЛК Сименс и частотные преобразователи фирмы Данфосс. Система обвязана цифровой шиной Профибас, соответственно в Сименс всё управление частотниками прописаны командными файлами конкретно для Данфосс, и чтобы поменять на другого производителя ЧП, надо вызывать Музу спокойной работы с ПЛК Сименс в среде Windows, найти GSD файл управления другого ЧП, осилить режим "вспомнить всё" о Сименс и попытаться понять, что имел в виду автор программы, а также иметь блок сигарет в запасе.
Обратные связи с валов подачи и приёма бумаги были энкодерными, инкрементальные.
В один прекрасный день, устав дышать ( ведь пыли где бумага нет, какие фильтры и ТО ), лёг Данфосс, что управляет валом, забирающий отрез.

Поскольку скорость подачи бумаги не стабильна, по отношению к такой высокой производительности машины, в масштабе, и может меняться оператором в зависимости от качества бумаги, её натяжения, толщины и т.д, обороты выводного вала отреза строго синхронизированы с валом ножа, и на пару десятков оборотов выше, дабы успевать забирать отрезы на место их приёма.

При замене ЧП на другой, в связи с " мы вчера должны уже резать ", мной было принято решение не лезть в Сименс ( всё равно я его уже забыл, брррр, мерзость какая ) с настройкой его профибаса, а взять управление с частотника ведущего вала, добавив в его настройку аналоговый выход 4-20 мА в зависимости от его оборотов, и подсоединив её к аналоговому управлению заменённого ЧП. Жалоб нет.

Чего так подробно ? Кто хочет учиться, берёт ручку и рисует…
Это очень помогает в начинании и понимании. А рисовать при таком подробном объяснении одно удовольствие.
Если есть ЗИП 30% - Вам крупно повезло, 50%-70% - Вы в сказке или другой стране, 90% - узнайте поточнее, кто Заказчик и что в действительности Вы производите.

Итак, Вы инженер системотехник, т.е можете собрать ШУ, под изменённые ГИ или Вами ТЗ линий и агрегатов, поправить программу в ПЛК или HMI, если есть ПО, должны великолепно знать Королеву Точности, её Величество Обратная связь, именно знать, а не со свечкой. Детский подход в литературе ниже - залог понимания Вами красоты Королевы. (Кибернетика возможного и невозможного и Быстрее мысли. Пекелис.1964. АН СССР; Беседы о … Залманзон. 1985. Наука )

Вы системотехник и схемотехник, плюс программист. Пишите под ШУ, Вами разработанные. Пишите хотелки ГИ под чужое оборудование. Хорошо знаете психологию места работы оператора механизма, на который рисуете интерфейс человек - машина. ( HMI ). Ниже в примере регламента подробный интерфейс, с психологическим описанием оператор - машина.

Это два разных ремесла, с пересекающимися задачами и разным уровнем оплаты, обратите внимание.
Одни из первых шагов в Вашей должности:
выбейте себе помещение;
бэкапы всех машин на Вашей флешке - золотой парашют предприятия и Ваша здоровая голова;

Отдельно напишу про ТБ.
Это часть защиты от Дурака. Именно в такой последовательности.
На Вас лежит ответственность за Его жизнь, и жизнь трудящихся на этом заводе. Посадят ГИ, а Вас будет мучать совесть ( если есть ).
Не вовремя включившийся узел ( концевик, брак которого не учтён программно и т.д ), изменившиеся траектория движения ( проскользнул валик энкодера, например ), игнорирование защиты по току и перегрузке частотных преобразователей к добру не приводят..
Пишите регламент сами. Помните о людях.

Вот пример регламента работы установки, в него входит инструкция, подробная карта кнопок для оператора, замечания ИТР по ТБ, ТЗ и всего агрегата, замечания по изменению схемотехники узлов. Писал Ваш покорный слуга, и ПЛК и HMI, " вёл " его от ШУ, поэтому и регламент мой. Потом на базе регламента фирма-производитель станка составит инструкции оператору, отдельно сервис-инженеру, внесёт механические коррективы.

Вот пример ( видео +21, аккуратнее ) фатальной ошибки в настройках. Шпиндель встал, но не колом. Была возможность программно отследить…
А стоп-грибок ? Грибок не панацея. И там, где надо, его обычно нет..

Прошедший в ногу с предприятием пару лет без потерь может рассчитывать на жизнь Специалиста, и это хорошо.

Дам совет. Подойдя к механизму, Вам не знакомому, станьте продукцией, которую он выпускает. Прежде чем открывать рот с Заказчиком, я становился коробкой для яиц, стаканчиком для творога, горячей водой и даже разделанной рыбой…
Поймёшь что происходит с продуктом - поймёшь что и как делает механизм.
В заключении скажу - своё ремесло надо любить.

Ильич


Текст увеличен для удобства чтения...

Это сообщение отредактировал Signal - 19.10.2024 - 12:58
 
[^]
valerobus
19.10.2024 - 15:58
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.10.14
Сообщений: 4943
Цитата (Головатрава @ 18.10.2024 - 19:55)
Хороший рассказ жаль что не про эту планету

....

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Электроник
 
[^]
Evgen264
20.10.2024 - 09:08
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.05.19
Сообщений: 5459
Цитата (Signal @ 19.10.2024 - 12:51)
Александру респект, конечно...

Тоже поддержу одним из своих старых рассказов для студентов...

Киповец?
Этож уже инженер!!
А Киповец-инженер обязан стать АСУТПшником.
Итак, инженер пришёл на своё рабочее место.
Где это место?
Его голова.

Из опыта своего общения с Homo sapiens замечу, что примеры он понимает лучше всего. Поэтому дальше в тексте будут примеры из моей жизни, из жизни предприятий,
которые я "настраивал ", а также философские размышления на эту тему, да простят меня философы.

В некий день Вы устраиваетесь на работу на смешное, но очень активное предприятие.
Чем оно Вас веселит? Обычно своей суетой, Вам не понятной. В этой суете, через некоторое время, Вы начинаете понимать, для начала, смысл этого броуновского движения, а также векторы его направлений.

Какие направления должны быть интересны Асутпэшнику?
В первую очередь, это тот человек, на котором всё это держалось до Вашего прихода, если он конечно был или есть. Поверьте мне, если предприятию больше года, и оно с ноля, его может не быть.
Тогда есть " суперэлектрик ", назовём его так, и он кажется панацеей руководству предприятия.
А серьёзные сбои в работе устраняются силами ребят, обслуживающих оборудование по гарантии производителя ( далее по тексту - ребят ).

С чем знаком этот неземной человек на этом заводе?
Обычно он знает, какой автомат выбивает и где, что при этом " встаёт ", а также, подсмотрев у ребят-гарантийщиков, знает какую кнопку нажать внутри ШУ ( шкаф управления ), если произойдёт некое событие, ему знакомое. Если событие незнакомо, тогда алгоритм его действий даёт сбой, и в дело подключается главный инженер ( ГИ ), или тех директор, в зависимости от наличия таких должностей.

Если знания позволяют, вопрос изучается ими, и, о чудо, они поменяли реле, например времени, скопировав настройки со старого или, что редкость, вникнув зачем оно нужно, настроили сами.

Иначе осуществляется звонок " другу ", а именно тем ребятам, часто это конкретный человек из их бригады, который взял на себя смелость решать геморой с ИТР Заказчиков, со скрипом давший свой телефон при сдаче оборудования и вздрагивающий от любого звука, похожего на рингтон телефона; под его чутким руководством и неимоверными усилиями дистанционного понимания и управления Homo sapiens в лицах, указанных выше, задача обычно решается, конечно при наличии ЗИПа.

При отсутствии оного какая то часть завода встаёт, и ребята " летят " спасать шевелюру ГИ, рвущий волосы в их ожидании, если, конечно, они не в Германии, например. В последней ситуации, если таковая случилось первый раз, руководство обивает сайты чего угодно, лишь бы найти и предложить Вам золотые горы. Не обольщайтесь, это не надолго.

Когда предприятию более года, правда всё относительно, вполне возможно, что присутствует уже более опытный человек, он в состоянии устранить сбой методом логической дедукции и не простого опыта своего жизненного труда. Это немного поседевший, молчаливый и хмурый человек, матершинник, умеющий читать цифры и буквы в мануалах и схемах, хорошо знакомый с паяльником. Назовём его Электронщик, реже радиотехник или IT-инженер.

Если на торте дней рожденья завода пять свечек и более, и Вы узнали, что кадровые потрясения обошли его стороной, а трудящиеся спокойны в реакциях на аварии оборудования, значит присутствует Специалист.

Он скрытен, чаще седой как лунь, немой социопат. Руки его носят следы соприкосновений с предметами, температура и твёрдость которых явно превышает оные в его кожном покрове.
Ослика (осциллограф) он уже не любит, хотя пользуется смело, умеет хорошо пользоваться любыми типами паяльников, но избегает их, любит тестер, читает схемы и понимает слова в них, может заменять электронные устройства в ШУ на другие, на первый взгляд никак функционально друг на друга не похожие, например реле времени на фотореле. Это уникальное свойство ИТР вырабатывается в основном при отсутствии ЗИП. С собой у него всегда набор инструмента и деталей, выбранных методом Филеуса Фогга, причём неважно, хватает его или нет - задача решается любой ценой и тем, что есть, срок решения же - вчера.

Приглядитесь к ШУ :
если присутствуют перемычки цветными и не очень проводами, пыль внутри говорит Вам " здесь точно что то стояло " или " здесь же этого быть не должно ", надписи на ручках управления ШУ не очень соответствуют выполняемым функциям, а некоторые провода из шкафа выходят в сторону устройства, им управляемое, явно не " родные ", приготовьтесь - схемы и чертежи оборудования на этом заводе могут кардинально не совпадать с мнением производителя, и знает эти несовпадения только Специалист. Не спешите ворчать и сокрушаться по этому поводу, там всё работает лучше чем у производителя, поверьте мне. Специалист и его ремесло - серьёзный тандем, уверяю. Впитывайте в себя его базу данных.

На поломку Специалист идёт неспеша, походкой Мастера ( это тот, кто умеет ДЕЛАТЬ, а не тот, что орёт), с короткими перебежками тех мест, где он невзначай ускоряет шаг. Запомните эти места, это когда нибудь сохранит Вам жизнь.

И тот и другой, и третий - Ваши друзья, только от них Вы можете узнать где и что отваливается внутри комбината.

Любой трудовой опыт, свой или чужой, особенно негативный, бесценен. Почему особенно негативный ? Он дороже.

А значит Ваши запасы солидола или вазелина, кто чем, растут быстрее, т.к со временем Вы всё реже и реже используете их, в Вас укрепляется вера в Бога и начинает появляться уважение к Дураку. Всё это приближает Вас к уровню Эксперт.
А кто такой Эксперт ?
Эксперт - человек с сединой или залысиной, с грустными глазами, когда то сам Специалист, совершавший лично, случайно или намеренно, аварии и знающий все возможные возникавшие, текущие и будущие ошибки при эксплуатации механизма в сфере его профессионального внимания. Из инструмента у него светодиодная прозвонка, пинцет ( не всегда ) и плоская отвертка 1 номер.

Вера в Дурака его безгранична.
Дурак никогда не показывается и присутствует даже в пустом предприятии. Защита от Него - великое искусство. Это искусство сохраняет кому то жизнь, помните это !

Следующий вектор - это Технолог предприятия, его может замещать ГИ, в любом случае Вы обязаны себе понять, знает он технологию производства или нет. В противном случае Вам придётся им стать. Без этого Вы не поймёте алгоритм действий своих механизмов на разных участках линий, и по этой причине, как говорит Миша Хазин, это приведёт, причём обязательно, к выпуску продукции с отклонением от ТЗ ( техзадание ).

И помните, что без внятного ТЗ - результат ХЗ ( неизвестен ).
Не забудьте познакомиться с операторами производства - они Ваши маяки в гавани завода.

Взвалив на себя бремя ответственности и приступив к труду, к Вам подступает этап номер три - понимание, что Вы вообще должны здесь делать.
Вы - настоящий КИПовец СССР, т.е меняете датчики и всякие энкодеры, смотрите за их нормальной работой, как сам, так и по жалобам трудящихся, при этом обратная связь между Вами и трудящимися должна быть чётко налажена, по Вашей инициативе.

Язык трудящихся, использующие в работе результаты Вашего труда, витиеват, пестрит аналогиями, причём не обязательно Вам понятные. Постарайтесь выучить большинство коллективных наречий поломок, это резко сократит Ваши трудочасы. Зачем ? Например мне всегда хорошо знать, что делало оборудование за 10 секунд, за 30,час назад, вчера, до поломки и после, это серьёзно облегчает диагностику. И выбейте себе ЗИП, в противном случае Вы будете делать свою работу из чёрт знает чего, правда, если есть опыт, можно сделать лучше, чем было, смекалка в мире не в почёте, иногда умиляет решение задачи зарубежными друзьями каким либо иезуитским способом, особенно когда индусы по рублю, для тех, кто понимает.

Приведу пример, относящийся к вышесказанному и констатирующий факты продажи оборудования по " максимуму " на всём постсоветском пространстве, обычно с откатом.

Лет двенадцать назад, на забавном заводе, у которого срок от ноля зашёл за 6 лет работы, и в который не вкладывали ничего, кроме незаменимых и неремонтопригодных узлов и механизмов, случился казус.
На выходе конечной продукции ( т.е Заказчику уже ), при трубопроводной транспортировке продукта в накопительную конечную ёмкость вышел из строя оптикомеханический узел отбраковки продукции на наличие в ней посторонних примесей путём определения яркости светового потока, проходящего через продукт.
Проектировала завод одна достойная иностранная компания.
Узел представлял ( дальше утрирую, конечно...) из себя стеклянную вставку в трубу, фотодиод, стоимость которого боюсь озвучить, и источник света, в виде супер-пупер светодиода в невесть каком диапазоне излучения, который собственно и вышел из строя, замене на другой не позволял, поскольку АЦП-ЦАП был к нему " привязан " ( здесь признаюсь, лень было отвязывать ), превышающий стоимость диода, а также клапан, перекрывающий подачу продукции при её несоответствии ТЗ, управляемый SCADA, в свою очередь получающая сигнал 4-20 мА на свой АЦП от "золотого" АЦП-ЦАП Optek Control 4000 Photometric Analyzers, к которому, собственно и были подключены оба фотосветодиода. При этом, обратно, уже через ЦАП SCADA сигнал возвращался на пневмоклапан управления клапаном отбраковки.

Замечу, что частота срабатывания пневмоклапана вызывала тремор слуха и страхи за его жизнь, т.к скорость обработки обратной связи Optek в сторону АЦП SCADA велика, 4 раза в секунду ( дорогой же ), а программную паузу в Optek и в SCADA обеспечить забыли.
Фактически здесь были два устройства управления АЦП - ЦАП:
фотодиод - АЦП Optek - АЦП SCADA, и только потом последняя управляет пневмоклапаном.
Осилив масштабность разработки, я понял, что чудак проектировал это для чего то более великого.

Пару дней подумав, побрившись, постояв над бумажкой с надписью ЗИП, я купил налобный фонарь, DC/DC вниз для его запитки, оторвал пару фоторезисторов, в мусоре нашёл TL431, поскольку оказалось нужна инверсия 4-20 мА в 20-4 мА, а по факту с фоторезисторов 14 - 2 Вольт, спаял инвертор на ней и 3102, добавил поднятый с пола электролит на пару тысяч, для задержки ( конечно должен был поставить реле времени, но масть пошла и закусила удила ) несчастного пневмоклапана по ЦАП, отнял где-то у ШУ на заводе БП на 24 Вольта, и собрал узел заново, подавал сигнал на SCADA непосредственно с фоторезисторов, правда через инвертор.
Работает и сейчас, параметрами перекрывающий ТЗ.

Почему же ты не перенастроил Optek, спросите Вы?
Не подскажу ( скорее всего время и желание осилить оный отпало при попытке " покурить " двухсотстраничный мануал ), но точно знаю, что промежуточный участок обработки сигнала ( фотодиод, аналоговый сигнал, ещё аналоговый в сторон АЦП SCADA показался мне лишним. Золотое правило - меньше деталей, надёжней работа.
А что ж ты в SCADA не залез, внёс бы паузу там ?
Конечно можно, но НИКТО на заводе не знает пароль её админки, а это нада ребят вызывать…
Так что, " Семь шапок можешь?" - " Могу ".

Другая история моего ремесла.

На одной малолюдной фабрике режут листы из рулона бумаги весом в три тонны. Ширина рулона бумаги 1700 мм, рез идёт по два метра, со скоростью три листа в секунду. Главный сервопривод ножа 22 кВт, вес ножа около 300 кг.
Сие чудо резки достигалось бумагорежущим станком известной фирмы, в составе своём имеющий ПЛК Сименс и частотные преобразователи фирмы Данфосс. Система обвязана цифровой шиной Профибас, соответственно в Сименс всё управление частотниками прописаны командными файлами конкретно для Данфосс, и чтобы поменять на другого производителя ЧП, надо вызывать Музу спокойной работы с ПЛК Сименс в среде Windows, найти GSD файл управления другого ЧП, осилить режим "вспомнить всё" о Сименс и попытаться понять, что имел в виду автор программы, а также иметь блок сигарет в запасе.
Обратные связи с валов подачи и приёма бумаги были энкодерными, инкрементальные.
В один прекрасный день, устав дышать ( ведь пыли где бумага нет, какие фильтры и ТО ), лёг Данфосс, что управляет валом, забирающий отрез.

Поскольку скорость подачи бумаги не стабильна, по отношению к такой высокой производительности машины, в масштабе, и может меняться оператором в зависимости от качества бумаги, её натяжения, толщины и т.д, обороты выводного вала отреза строго синхронизированы с валом ножа, и на пару десятков оборотов выше, дабы успевать забирать отрезы на место их приёма.

При замене ЧП на другой, в связи с " мы вчера должны уже резать ", мной было принято решение не лезть в Сименс ( всё равно я его уже забыл, брррр, мерзость какая ) с настройкой его профибаса, а взять управление с частотника ведущего вала, добавив в его настройку аналоговый выход 4-20 мА в зависимости от его оборотов, и подсоединив её к аналоговому управлению заменённого ЧП. Жалоб нет.

Чего так подробно ? Кто хочет учиться, берёт ручку и рисует…
Это очень помогает в начинании и понимании. А рисовать при таком подробном объяснении одно удовольствие.
Если есть ЗИП 30% - Вам крупно повезло, 50%-70% - Вы в сказке или другой стране, 90% - узнайте поточнее, кто Заказчик и что в действительности Вы производите.

Итак, Вы инженер системотехник, т.е можете собрать ШУ, под изменённые ГИ или Вами ТЗ линий и агрегатов, поправить программу в ПЛК или HMI, если есть ПО, должны великолепно знать Королеву Точности, её Величество Обратная связь, именно знать, а не со свечкой. Детский подход в литературе ниже - залог понимания Вами красоты Королевы. (Кибернетика возможного и невозможного и Быстрее мысли. Пекелис.1964. АН СССР; Беседы о … Залманзон. 1985. Наука )

Вы системотехник и схемотехник, плюс программист. Пишите под ШУ, Вами разработанные. Пишите хотелки ГИ под чужое оборудование. Хорошо знаете психологию места работы оператора механизма, на который рисуете интерфейс человек - машина. ( HMI ). Ниже в примере регламента подробный интерфейс, с психологическим описанием оператор - машина.

Это два разных ремесла, с пересекающимися задачами и разным уровнем оплаты, обратите внимание.
Одни из первых шагов в Вашей должности:
выбейте себе помещение;
бэкапы всех машин на Вашей флешке - золотой парашют предприятия и Ваша здоровая голова;

Отдельно напишу про ТБ.
Это часть защиты от Дурака. Именно в такой последовательности.
На Вас лежит ответственность за Его жизнь, и жизнь трудящихся на этом заводе. Посадят ГИ, а Вас будет мучать совесть ( если есть ).
Не вовремя включившийся узел ( концевик, брак которого не учтён программно и т.д ), изменившиеся траектория движения ( проскользнул валик энкодера, например ), игнорирование защиты по току и перегрузке частотных преобразователей к добру не приводят..
Пишите регламент сами. Помните о людях.

Вот пример регламента работы установки, в него входит инструкция, подробная карта кнопок для оператора, замечания ИТР по ТБ, ТЗ и всего агрегата, замечания по изменению схемотехники узлов. Писал Ваш покорный слуга, и ПЛК и HMI, " вёл " его от ШУ, поэтому и регламент мой. Потом на базе регламента фирма-производитель станка составит инструкции оператору, отдельно сервис-инженеру, внесёт механические коррективы.

Вот пример ( видео +21, аккуратнее ) фатальной ошибки в настройках. Шпиндель встал, но не колом. Была возможность программно отследить…
А стоп-грибок ? Грибок не панацея. И там, где надо, его обычно нет..

Прошедший в ногу с предприятием пару лет без потерь может рассчитывать на жизнь Специалиста, и это хорошо.

Дам совет. Подойдя к механизму, Вам не знакомому, станьте продукцией, которую он выпускает. Прежде чем открывать рот с Заказчиком, я становился коробкой для яиц, стаканчиком для творога, горячей водой и даже разделанной рыбой…
Поймёшь что происходит с продуктом - поймёшь что и как делает механизм.
В заключении скажу - своё ремесло надо любить.

Ильич


Текст увеличен для удобства чтения...

Пойду точно повешусь... Даже в очень сложных авто такой херни нет, есть, конечно, и более геморные, но все равно проще...
 
[^]
СоленыеУши
22.10.2024 - 07:30
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.06.11
Сообщений: 1913
Хорошая, добрая сказка, и в жизни бывает так, когда сойдутся звёзды и попадётся адекватный коллектив, но чаще бывает так, что на такого человека все залазят с ногами и едут на нём как будто так и должно быть.
 
[^]
roma1260
22.10.2024 - 16:58
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 13.03.18
Сообщений: 95
Цитата (CrazyBeast @ 18.10.2024 - 19:04)
Красивая сказка.

Ну не такая уж и сказка, как сисадмин с почти 20-ти летним стажем говорю. Очень похоже и у меня было.
 
[^]
ЖелезныйЛис
30.10.2024 - 23:50
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.09.22
Сообщений: 1543
Цитата (CrazyBeast @ 18.10.2024 - 19:04)
Красивая сказка.

Не сказка. Это быль про моего младшего сына.
Взяли сисадмином, когда ещё в колледже учился. Обслуживал сеть заправок. Не только ПО, ещё связь, видеонаблюдение, пожарные сигнализации. Докатился до 1С. Паяльничал, закупал, собирал аппаратуру и т.д. Благодаря работе, то окончил колледж с красным дипломом. Кстати, знал уже побольше некоторых препода, которые к нему советоваться ходили. Губернаторская стипендия на последнем курсе. Второе место на соревнованиях сисадмином в Питере.
А потом армия... Учредитель и директор рыдали, закатили за свой счёт в ресторане проводы в армию, премию выписали нехилую. Пришли провожать на вокзал и потом ещё бежали за паровозом и просили обратно к ним вернуться.

Помню случай, когда что-то там у них лопухнулось, то сын там восстанавливал двое суток подряд и днём, и ночью, то учредитель сидел с ним и бегал в ресторан купить нашему сыну поесть, попить, чтобы не отвлекался. Смахивал мух с лица, когда тот задремет на часик другой.

Сами удивлялись. Он ведь ничего не умел, толком не знал, а на этой работе его так втянуло, что всему научился и из троечника вырос до красного диплома.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 15858
0 Пользователей:
Страницы: (2) 1 [2]  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх