Вернёмся к вопросу, почему же всё-таки Великую стену повели в горах. Тут есть свои резоны, кроме тех что возможно воссоздали и продлили, возможно, имевшиеся в ущельях и горных дефиле старые укрепления доманьчжурской эпохи. Строительство древнего исторического памятника в горах имеет свои преимущества. Наблюдателю трудно удостовериться, действительно ли руины Великой стены уходят на тысячи километров по горным хребтам, как ему говорят. К тому же в горах невозможно установить, насколько стары фундаменты стены. За несколько веков каменные постройки на обычном грунте, заносимые осадочными породами, неотвратимо погружаются в землю на несколько метров, и это легко проверить. А на скальном грунте подобного явления не наблюдается, и недавнюю постройку легко выдать за очень древнюю. Да и к тому же в горах отсутствует многочисленное местное население, потенциальный неудобный свидетелей строительства исторической достопримечательности.
Вряд ли первоначально фрагменты Великой стены севернее Пекина были построены в значительных размерах, даже для Китая начала XIX века это трудная задача. По нашему мнению те несколько десятков километров Великой стены, которые показывают туристам, по большей части впервые возвели при Великом Кормчем Мао Цзэдуне. Тоже в своем роде китайский император, но все-таки не нельзя сказать, что очень древний.
Скрупулёзности ради отметим, что на северо-западе Китая имеются участки Великой стены несколько десятков километров длинной. Однако западная часть стены возведена не из камня, но является насыпной или глинобитной. Вообще, по утверждениям китайских историков наиболее древняя и длинная часть стены, возведенная в степях и пустынях, представляла собой утрамбованный вал земли 3-5 метров высотой. Понятно, что древние следы (фундаменты) такого сооружения обнаружить невозможно, а имеющиеся на поверхности, быстро разрушаются. Китайские историки горько пеняют на испортившуюся современную экологию, безжалостно губящую историческую достопримечательность всемирного масштаба.
О, у них там в степях ещё и «валы Чингисхана» образовались. Чем глубже в азиатскую историю, тем веселее и веселее. Полагаю, в начале XX века эти валы насыпали китайцы как фрагмент Великой стены для подтверждения справедливости своих исторических притязаний на территории Монголии. Затем смекалистые монголы приписали их создание Чингисхану, и так отразили китайскую историческую агрессию.
Отметим забавный казус, справедливо указав очевидную бессмысленность Великой стены с военной точки зрения, А.В.Галанин высказывает смелую гипотезу, с какой целью древние китайцы построили каменную стену в горах:
«Видно, что в средние века стену строили и как линию обороны, и как дорогу. В башнях могли размещаться пограничные гарнизоны, могли останавливаться купцы. А вот нападать на Китай кочевники на конях вряд ли здесь пожелали бы. Уж очень местность пересеченная! Стена служила чем-то вроде современной железной дороги. Ведь ее ширина позволяла передвигаться как верхом, так и на тарантасе».
Ну что ж, нельзя исключить, что китайцам вскоре припишут изобретение древнекитайской железной дороги. Многие поверят.
/nationalism.org/