30


В холодный зимний день 24 декабря 1982 года на аэродроме Киевского механического завода (ныне «Антонов») в Святошино произошло историческое событие. После многолетней напряжённой работы коллективов тысяч предприятий СССР гигантская машина с бортовым номером «СССР-680125», которой ещё предстояло получить громкое имя «Руслан», оторвалась от взлётной полосы. Это был первый полёт тяжёлого транспортного самолёта Ан-124 — аппарата, который на десятилетия вперёд определил вершины мировой транспортной авиации.
Создание Ан-124 (изделие «400», по кодификации НАТО — Condor) было ответом на острые стратегические потребности конца 1970-х годов:
· Логистика огромной страны: СССР требовался самолёт для быстрой переброски сверхгабаритных и тяжёлых грузов (ракетных комплексов, инженерной и строительной техники) между удалёнными регионами, где наземная инфраструктура была слабой.
· Военно-транспортная авиация: Необходимость в самолёте, превосходящем по характеристикам американский С-5А «Гэлэкси» и способном доставлять основную боевую технику сухопутных войск на межконтинентальные расстояния.
· Экономика и «Северный завоз»: Освоение Крайнего Севера и Сибири остро нуждалось в воздушных мостах для доставки крупногабаритного промышленного оборудования.
Решение было поручено ОКБ им. О. К. Антонова под руководством генерального конструктора Петра Васильевича Балабуева. Работа велась беспрецедентными темпами с привлечением сотен научных институтов и заводов по всему Союзу.
Технологическое чудо: почему «Руслан» стал прорывом?
Ан-124 не просто был большим — он был революционным с инженерной точки зрения:
· Абсолютный рекорд грузоподъёмности: На момент создания он стал самым грузоподъёмным серийным самолётом в мире — 120 тонн (позже, в рекордных полётах, этот показатель превысил 171 тонну).
· Уникальная конструкция планера: Многостоечное шасси с 24 колёсами позволяло садиться на грунтовые ВПП. Двухпалубная компоновка: верхняя — кабина экипажа и сменного отдыха, нижняя — огромная грузовая кабина (36.5 x 6.4 x 4.4 м).
· Носовой и кормовой грузовые люки: Это позволяло проводить одновременную погрузку/выгрузку, что резко сокращало время на земле. Носовая часть откидывалась вверх, давая возможность заезжать технике своим ходом.
· Мощнейшие двигатели: Четыре турбовентиляторных двигателя Д-18Т (тягой по 23,4 тс каждый) разработки Запорожского КБ «Прогресс» обеспечивали уникальные лётные данные.
· Передовая авионика: Впервые в советской транспортной авиации был внедрён комплекс электродистанционного управления (ЭДСУ), резервированные системы и навигационное оборудование для полётов по всему миру.
Первый полёт длился 1 час 30 минут. Экипаж во главе с командиром Владимиром Ильичом Терским и вторым пилотом Анатолием Васильевичем Шаповаловым доложил: «Системы работают нормально, машина управляется хорошо».
Путь к легенде и наследие
Государственные испытания завершились в 1987 году, и «Руслан» начал свою службу в ВВС и «Аэрофлоте». Он стал настоящей «рабочей лошадкой» глобальных проектов:
· Перевозка компонентов космических кораблей «Буран» и «Энергия».
· Гуманитарные и коммерческие перевозки по всему миру (двигатели для Boeing, трубы, генераторы, гусеничные тракторы).
· Установление 30 мировых рекордов, включая кругосветный перелёт с грузом.
· Основа стратегической воздушно-транспортной мощи России и незаменимый инструмент для проектов, подобных восстановлению баз в Арктике.
Размещено через приложение ЯПлакалъ