На излёте советского автопрома: двигатель НАМИ с изменяемой степенью сжатия

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Зоро
20.12.2025 - 13:42
Статус: Online


Шутник

Регистрация: 23.08.25
Сообщений: 78
14
Обычно когда речь заходит о советском автопроме, люди высказывают две точки зрения: а) наши нихера не умели делать; б) иностранцы всё украли у нас.
Истина как обычно находится между двух точек зрения, и в данном случае недалеко отходит от первой.
Советский автопром развивался путем технических заимствований, но изредка случались и яркие достижения мирового уровня. Об одном из них я и хочу рассказать.

Немного скучной теории (упрощенно).
С увеличением степени сжатия ДВС увеличивается максимальное давление Рс процесса СЖАТИЕ, в результате увеличивается эффективный КПД и снижается удельный расход топлива. Увеличение степени сжатия в бензиновых ДВС ограничивается детонационной стойкостью топлива.

Мало кто знает, что величина эффективного КПД бензинового ДВС не постоянна, и при снижении нагрузки быстро снижается. Одной из причин этого является снижение величины Рс из-за уменьшения массы поступающего в цилиндр свежего заряда. Т.е. происходит как бы снижение степени сжатия свежего заряда. Для иллюстрации этого явления в иностранной техлитературе введено понятие «фактическая степень сжатия», которая определяется расчетным путем, отталкиваясь от наивысшего Рс данного ДВС.

Например (условно) если при СС=10 макс. Рс=70 бар, то значит, если Рс снизится до 35 бар, это будет равнозначно снижению СС до 5. Т.е. при геометрической СС=10 фактическая СС в этом конкретном режиме будет = 5. А при дальнейшем снижении нагрузки (мощности) станет еще меньше. Следовательно, уменьшится КПД и увеличится расход топлива (г/кВт-ч).
Отсюда становится очевидным, что для увеличения эффективности работы двигателя нужно на всех его режимах поддерживать максимально возможную величину Рс на грани детонационного сгорания. Т.е. нужен двигатель с автоматически регулируемой (изменяемой) степенью сжатия (далее для краткости ДАРСС)

Поисковые работы по данной тематике велись в СССР начиная с 1946 г. Был сконструирован опытный ДАРСС на базе ГАЗ-ММ. В 1947 г. были проведены испытания автомобиля с этим двигателем, зафиксировано снижение расхода топлива на 18-23%.
Впоследствии на излёте СССР к этой теме вернулись в НАМИ. В конце 80-х в лаборатории исследований прототипов двигателей (руководитель Г.Г. Тер-Мкртичьян) был изготовлен опытный 4-цил. дизельный двигатель унифицированный по деталям с двигателем ЯМЗ, получивший название «траверсный» и индекс Т-01.
Позже были изготовлены другие опытные ДАРСС, наиболее интересными из них являются легковые дизели на базе австрийского Elko с намишными индексами ТБ.
Но 90-е для НАМИ стали периодом тяжелых испытаний и борьбы за выживание: госфинансирование практически сошло на нет, в итоге сначала институту за хроническую задолженность отключили отопление, потом в производственных помещениях было отключено электричество. А сам институт в те годы представлял собой множество частных полулегальных автосервисов – все что можно было сдано в аренду частникам. В эти же годы из института ушли самые энергичные молодые инженеры.

В этот период руководство НАМИ изо всех сил пыталось не дать проекту погибнуть, предпринимались многочисленные попытки вовлечь в проект в качестве спонсоров иностранных партнеров (Перкинс, Лукас, Форд, Самсунг и КИА).
В итоге удалось заинтересовать выступивший в качестве инвестора концерн Даймлер Крайслер.
В ходе этого проекта в НАМИ были разработаны очередные ДАРСС на основе мерседесовского М111, получившие индекс VE111. Три опытных двигателя со СС 7,5-14 были отправлены в Штутгарт, где успешно прошли стендовые испытания.

Дальнейшая судьба этого проекта покрыта мраком: то ли НАМИ запатентовал эти двигатели и продал патент фирме Даймлер Крайслер, то ли все заглохло на стадии испытания, точных сведений я пока не нашел.
Но факт остается фактом – в СССР конструкторы смогли сделать вполне работоспособные двигатели с автоматически регулируемой степенью сжатия и тем самым неожиданно вырваться в когорту мировых лидеров по разработке автомобильных двигателей нового типа.
Отдельно хочу заметить, что в качестве участников данного проекта вписали множество людей, включая директора НАМИ Ю.Ф. Кутенева.
Но почему то нигде не упоминается человек, своим длительным трудом вдохнувший в эти двигатели жизнь – Юрий Александрович Романичев. По словам ветеранов НАМИ, именно он «работал с железом» и всё же довел моторы до работоспособного состояния.

Это сообщение отредактировал Зоро - 20.12.2025 - 13:52
 
[^]
Зоро
20.12.2025 - 13:43
Статус: Online


Шутник

Регистрация: 23.08.25
Сообщений: 78
Траверсный механизм НАМИ работал следующим образом (рис. внизу).
Ось коленчатого вала 1 смещена относительно оси цилиндров. Шатунная шейка 2 коленчатого вала связана с траверсой 3, имеющей еще два цилиндрических шарнира: один соединен с
шатуном 4, а второй ‒ с коромыслом 5. Верхний конец коромысла
соединен с размещенным в корпусе дизеля эксцентриковым валом 6, а верхний конец шатуна 4 – с поршнем 7. При вращении коленчатого вала поршень совершает возвратно-поступательное движение. Расстояние от плоскости головки цилиндра до днища поршня, при нахождении последнего в ВМТ, определяющее степень сжатия, зависит от координаты оси качания коромысла. Эта координата и, следовательно, степень сжатия двигателя регулируются посредством поворота эксцентрикового вала.
При пуске и работе на режимах холостого хода и малых нагрузок степень сжатия в двигателе максимальная. По мере роста нагрузки и, следовательно, увеличения давления наддува степень сжатия плавно понижается при повороте эксцентрикового вала. При этом максимальное давление сгорания ограничивается постоянным уровнем, предельно допустимым по условиям обеспечения работоспособности подшипников силового механизма в дизеле, или отсутствия детонации в бензиновом двигателе

На излёте советского автопрома: двигатель НАМИ с изменяемой степенью сжатия
 
[^]
seva59
20.12.2025 - 13:48
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 29.01.14
Сообщений: 661
Короче vtec мы придумали))
 
[^]
nocturnal11
20.12.2025 - 13:49
3
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 17.02.14
Сообщений: 7562
Какое сжатие, какое двс, 10 лет в очереди стоять, чтобы купить всратый москвич устаревший

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
ralex64r
20.12.2025 - 13:50
-3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.08.14
Сообщений: 3881
Кто повторил?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Sana80
20.12.2025 - 13:56
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 10.11.17
Сообщений: 342
Цитата (ralex64r @ 20.12.2025 - 13:50)
Кто повторил?

Три двигателя?

На излёте советского автопрома: двигатель НАМИ с изменяемой степенью сжатия
 
[^]
GadPolzuchij
20.12.2025 - 14:02
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.11.17
Сообщений: 1737
Цитата (Зоро @ 20.12.2025 - 13:42)
Немного скучной теории (упрощенно).
С увеличением степени сжатия ДВС увеличивается максимальное давление Рс процесса СЖАТИЕ, в результате увеличивается эффективный КПД и снижается удельный расход топлива.

Давай я еще упрощу для нетехнарей. Повышение степени сжатия позволяет использовать меньшее количество смеси. При низкой степени сжатия расстояние между молекулами слишком высоко для нормальной скорости горения. Это более понятно, на пальцах
 
[^]
Евгений13RUS
20.12.2025 - 14:03
2
Статус: Offline


Мордвин

Регистрация: 20.06.16
Сообщений: 2788
Так НАМИ то много чего делали. Только для массового производства, это дорого выходит.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Andriv
20.12.2025 - 14:03
0
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 16.06.14
Сообщений: 4128
Спасибо ТС.
Интересная инфа.
И конструкция...
 
[^]
Зоро
20.12.2025 - 14:04
1
Статус: Online


Шутник

Регистрация: 23.08.25
Сообщений: 78
Цитата (ralex64r @ 20.12.2025 - 13:50)
Кто повторил?

Лет 5 назад концерн ВАГ объявил о серийном выпуске двигателей данного типа, но пока тишина.
Наск. знаю сейчас такие моторы для легковых машин выпускает только Ниссан (Инфинити)
 
[^]
bloodyman
20.12.2025 - 14:12
0
Статус: Online


Хохмач

Регистрация: 23.05.16
Сообщений: 665
Цитата (Зоро @ 20.12.2025 - 13:42)
Дальнейшая судьба этого проекта покрыта мраком: то ли НАМИ запатентовал эти двигатели и продал патент фирме Даймлер Крайслер, то ли все заглохло на стадии испытания, точных сведений я пока не нашел.

Набираешь в гугл-патент фамилии разработчиков, смотришь все их патенты, кому принадлежат (авторы патента и владельцы патента это разные люди (фирмы). Продать патент можно, продать авторство нельзя). А также чертежи, схемы, описания. По всем странам, за всю историю. dont.gif
Не блогодари. cool.gif
 
[^]
metrogoldenm
20.12.2025 - 14:14
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 28.04.14
Сообщений: 159
Цитата (seva59 @ 20.12.2025 - 13:48)
Короче vtec мы придумали))

очередной специалист. причем тут Vtec?? VTEC (Variable Valve Timing and Lift Electronic Control) — это запатентованная Honda система электронного управления фазами газораспределения и подъемом клапанов двигателя.
А тут в статье про степень сжатия!!
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
6 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 1145
5 Пользователей: Зоро, rangdalebucc, nofelet, Айрат86, Nordhause
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх