Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
amv32
5.12.2025 - 14:18
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
33
Сегодня мы расскажем про мало известную и по своему уникальную заброшенную позицию дивизиона зенитного ракетного комплекса противовоздушной обороны С-125 "Нева-М", располагавшегося на острове Аскольд в Японском море. Но интересно то, что пусковые установки этого комплекса были развёрнуты на типовой позиции ЗРК С-75, причём всего четыре.

Не моё, via. Много фото и букв, просьба не ломать!

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:18
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
В продолжении темы заброшенных объектов когда-то полностью милитаризированного, а ныне фактически заброшенного военного острова Аскольд, мы обратили внимание, что в интернете совершенно нет статей о этой позиции ЗРК ПВО, кроме нашей более ранней, где мы думали, что здесь стояли комплексы С-75, но как оказалось всё гораздо интереснее.

Этот урезанный зенитно-ракетный дивизион в.ч. 83266/Р был развёрнут на острове Аскольд, но входил в состав 589-го зенитного ракетного полка, дислоцировавшегося на материке при ныне также расформированном аэродроме Золотая Долина и берущего свою историю ещё с конца 1940-х гг.

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:18
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
Сейчас этот полк также несёт боевое дежурство с новыми зенитными ракетными комплексами в составе 12-й Бригады воздушно-космической обороны 3-го Командования ВВС и ПВО Ордена Ленина.
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:18
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
Фото служивших на этой позиции на фоне пусковой установки ЗРК С-125 из группы в Одноклассниках

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:18
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
Первые советские зенитные ракетные системы были заточены для поражения высокоскоростных высотных целей, недоступных для ствольной зенитной артиллерии и труднодоступных для перехвата истребителями.

Но вскоре потребовался новый перевозимый низковысотный зенитный ракетный комплекс, поэтому уже осенью 1955 г. в КБ-1 начались работы по созданию первого маловысотного ЗРК, для чего при конструкторском бюро была организована специальная лаборатория во главе с Ю. Н. Фигуровским.

По техническому заданию новый ЗРК должен был перехватывать цели, летящие на скорости до 1500 км/ч на высотах от 100 до 5000 метров на расстоянии до 12 км. Кроме того, все составляющие нового комплекса должны были иметь возможность быстрой транспортировки по дорогам общего пользования, железнодорожным, авиационным и морским транспортом.

При проектировании ЗРК С-125 главной задачей была высокая точность наведения ракет в условиях отражения волн от земной поверхности, для чего использовалось сканирование пространства в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, обеспечивавших приём эхо-сигналов цели и сигналов ответчиков ракет.

В 1958 г. началось проведение испытаний нового ЗРК, к этому времени его технические характеристики сильно изменились и в дальнейшем ещё не раз менялись в различных модификациях.

21 июня 1961 г. зенитный ракетный комплекс С-125 "Нева" был принят на вооружение с двухступенчатой твердотопливной ракетой 5В24 В-600П, разработанной в МКБ "Факел" и способной поражать цели на расстоянии до 16 км.

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:19
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
Двухступенчатая зенитная управляемая ракета 5В24 в качестве первой ступени имела стартовый твердотопливный пороховой ракетный двигатель ПРД-36 из 14 пороховых шашек общей массой 280 кг, время работы которого до сбрасывания составляло 2,6 секунды, после чего запускался маршевый твердотопливный двигатель с весом топлива 125 кг и временем работы 18,7 секунд.

Стандартная осколочно-фугасная боевая часть ракеты 4Г90 весила 60 кг и помимо 32 кг взрывчатки содержала 22 кг готовых поражающих элементов. Для её подрыва головной части использовался радиовзрыватель доплеровского типа, снимавшийся с предохранителя после удаления ракеты от пусковой установки на 300 метров.

Радиус разлёта поражающих элементов составлял около 12,5 метров. В случае невыхода ракеты на цель, она самоуничтожалась через определённое время. Ракета 5В27 отличалась от предыдущей конструкцией маршевого двигателя, что позволяло увеличить скорость, а также имела более мощную боевую част 5Б18 массой 72 кг с большей зоной поражения.

За время эксплуатации комплекс неоднократно модернизировался. Так, сначала в 1961 г. был принят на вооружение С-125 "Нева" с уже упомянутой выше ракетой 5В24 В-600П с дальностью до 16 км. Затем в 1970 г. С-125М "Нева-М" с ракетой 5В27 В-601П с дальностью до 22 км. Следом в 1978 г. С-125М1 с ракетой 5В27Д В-601ПД с улучшенной помехозащищённостью. Для последней модификации также была разработана специальная (ядерная) боевая часть для поражения групповых целей.

Также этот комплекс получил своё развитие и в военно-морском флоте. Так, в 1962 г. был принят на вооружение аналог С-125 ЗРК М-1 "Волна" с ракетой 4К90, в 1964 г. аналог С-125М М-1М "Волна-М" с ракетой 4К91, в 1974 г. аналог С-125М1 М-1П, а в 1976 г. М-1М "Волна-Н" с ракетой В-601М для борьбы с низколетящими крылатыми ракетами.

Помимо основных модификаций, также были разработаны и экспортные с урезанными ТТХ С-125 "Печора", С-125М "Печора-М" и самоходный С-125 "Печора-2М".

Это сообщение отредактировал amv32 - 5.12.2025 - 14:19

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:19
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
Так эта позиция сейчас выглядит со спутника и хорошо видно, что эта типовая позиция строилась под развёртывание дивизиона С-75, но по какой-то причине на ней развернули ЗРК С-125 "Нева-М". Из за этого мы изначально и думали, что здесь стоял дивизион С-75, в чём нас со временем поправили сами служившие в этом дивизионе.

Ну а теперь пройдёмся по территории и посмотрим, что осталось от этой позиции.

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:19
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
Чуть в стороне от позиции в леске на склоне стоят ржавые остатки автокрана.

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:19
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
Это был автокран на базе МАЗ-200, использовавшийся повсеместно и не только в войсках для погрузки различных грузов, в том числе и для перегрузки ракет при позициях.

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:19
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
Вполне возможно, что этот автокран как раз и использовали для перегрузки ракет при месте их хранения.

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:20
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
Так оно или нет, мы конечно не можем быть уверены, но по этому поводу нас пока никто не поправил.

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:20
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
Старичку явно досталось от жизни.

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:20
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
На нём сохранился шильдик завода автокранов.

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:20
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
...

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:20
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
Часть территории была отделена периметром.

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:20
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
На ней стояло ржавое универсальное сборно-разборное быстровозводимое сооружение из крупно-волнистой стали типа "Панцирь" с большими трёх-секционными гермоворотами, в нижней секции которых была оборудована герметическая дверь для прохода людей. В нём хранились ракеты, готовые к перезарядке транспортно-заряжающих машин.

Такие "Панцири" использовались в войсках повсеместно, причём не только как хранилища и укрытия для техники. Существует и модификация "Панцирь-2ПУ" для обустройства командных пунктов и узлов связи. Обычно такие сооружения имеют земляную обваловку, но на этой позиции её почему-то не сделали. Кроме того, в настоящее время в войсках используется более современный модернизированный тип этого сооружения с дополнительными рёбрами жёсткости.

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:20
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
Перед въездом в сооружение хранилища ракет располагалась перегрузочная площадка, над которой ещё стоят остатки балки, на которой по двутавру когда-то перемещалась таль.

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:20
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
Заходим внутрь через распахнутые гермоворота.

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:21
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
Здесь и хранились ракеты, а само хранилище имело паровое отопление.

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:21
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
Движемся дальше по позиции.

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:21
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
По соседству с этим хранилищем валяются сборные секции крупно-волнистой стали от ещё одного аналогичного хранилища.

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:21
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
...

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:21
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
А рядом на земле валяются трубы отопления.

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:21
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
В кустах в стороне лежат остатки направляющих транспортно-заряжающей машины ПР-14АМ на базе ЗиЛ-131. По словам служивших, эта машина разбилась при отказе тормозов, после чего разукомплектован и брошен около позиции.

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
amv32
5.12.2025 - 14:21
Статус: Online


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 11332
Так эта машина, служившая для доставки ракет на пусковую установку выглядела при жизни.

Малоизвестная позиция ПВО С-125 на заброшенном военном острове Аскольд
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
13 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 762
12 Пользователей: Rumer, Mandragor, Самурайко, RoSh, фентипупель, НектоВялый, krok12, V1admirA1f, ТутНеТотIV, Berk1973, makent, Rebus2004
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх