Грустно всё это. Мир уже живёт в эпоху метановых движков, многоразовых ступеней, суточного разворота и Starship, который скоро будет возить по 100 тонн за копейки. А мы… снова делаем “новый” керосиновый мотор по лекалам 80-х и радостно называем это многоразовостью.
Пять–семь дней на подготовку? Falcon уже почти в «сутки», и то считают, что это много. Ощущение, что мы не догоняем — мы вцепились в прошлое и пытаемся убедить всех, что это и есть будущее.
Вот в этом и грусть: технологии вокруг бегут вперёд, а у нас вечная попытка вдохнуть жизнь в то, что давно должно стоять в музее.
⭐ Что такое РД-156 по большому счёту?
Это очередной двигатель в стилистике РД-170/180, но:
меньшей тяги,
с закрытым циклом,
на керосине,
с попыткой заявить «мы тоже умеем в многоразовость».
Но тут главный нюанс:
💥 Многоразовость на керосине — тупиковая ветка
Да, закрытый цикл намного чище, чем старые советские схемы.
Да, он меньше коксуется, и чистка занимает меньше времени.
Но:
❗ керосин всё равно оставляет нагар
❗ температура выше, чем у метана
❗ камера и тракт быстрее деградируют
❗ ресурс деталей ограничен гораздо сильнее, чем у металокса
Если SpaceX 20 лет назад отказалась от керосина в пользу метана для будущего — это не случайно.
Россия в 2025 году делает шаг назад и пытается выжать из керосина ещё немного. Это как выпускать новый дизельный двигатель, когда весь мир строит электрические системы.
⭐ Так на что это похоже на самом деле?
На признание простого факта:
👉 Россия наконец поняла, что будущее — за частыми запусками, быстрой подготовкой и повторным использованием.
Но сделать полноценный аналог Raptor или BE-4 Россия уже не может:
нет современных материалов,
нет чистых производств,
нет нужных станков,
нет рынка,
нет денег,
нет конкуренции,
нет компаний, способных довести проект до уровня эксплуатации,
промышленность деградирует быстрее, чем создаются новые технологии.
Поэтому:
👉 решили пойти по единственному доступному пути — взять то, что умели делать в 1980-е, и адаптировать под «квазимногоразовость».