40


Аркадий Вайнер и Станислав Говорухин, создатели телесериала «Место встречи изменить нельзя», никогда и не скрывали, что образ Владимира Шарапова, одного из главных героев всенародно любимого сериала «Место встречи изменить нельзя» они "срисовали" с полковника милиции Владимира Федоровича Чванова, который еще при жизни стал легендой московского угрозыска. Он участвовал в раскрытии самых резонансных дел. В том числе и деле серийного убийцы Владимира Ионесяна по прозвищу «Мосгаз».
Владимир Чванов, родившийся 2 июня 1921 года, в Красной Армии выполнял ратный долг с 1940–го. Находясь в составе действующей на Западном фронте, стрелок 289–го стрелкового полка Чванов с первых дней войны участвовал в боях с гитлеровцами. Ему довелось сражаться с оккупантами под Борисовом, Оршей, Смоленском и на некоторых других сложных участках передовой.
В угрозыск, 20–летний Владимир Чванов пришел служить в 1942 году, после ранение полученого в сентябре сорок первого под Ельней. На фронт его уже не брали – комиссовали по ранению.
Начинал с помощника оперативного уполномоченного ОУР Дзержинского РОМ города Москвы. Всё техническое обеспечение дяди Вовы (как его очень скоро прозвали местные уркаганы) составляли карандаш, блокнот, деревянная перьевая ручка, чернильница и револьвер системы «наган» дореволюционного производства. А обслуживать приходилось знаменитый бандитский район столицы — Марьину Рощу, где жили и «работали» настоящие «упорные» воры.
Всего за три с небольшим года дослужился до начальника угро 20–го отделения милиции.
На Петровку, 38, в знаменитый на весь Союз МУР, Владимира Чванова, перспективного молодого сыщика позвал служить сам замначальника МУРа Георгий Тыльнер, сыщик которому равных не было.
Попал он в коллектив более чем легендарный, моими коллегами стали люди незаурядные, много повидавшие, — рассказывал Владимир Фёдорович. — Один, например, опер по фамилии Григоренко даже успел поработать акробатом в цирке, другой — Григорий Пушкин — приходился правнуком великому русскому поэту. Начальником Московского уголовного розыска был в то время Александр Михайлович Урусов — легендарная личность в истории МУРа. Он регулярно приглашал к себе рядовых оперативников, интересовался нашими бытовыми вопросами, не стеснялся спрашивать совета. А другого начальника МУРа — Ивана Васильевича Парфентьева — мы за крутой нрав называли между собой Иваном Грозным, но любили и бесконечно уважали…
Его муровские начальники — Семён Дегтярёв, Евгений Бекин, Артур Брагилевский — менялись, а молодой опер Чванов взрослел и набирался опыта.
Пришло время, и ему стали поручать раскрытия самых резонансных краж, где потерпевшими были знаменитые деятели искусств СССР – скульпторы Вера Мухина и Евгений Вучетич, артисты Большого театра Суламифь Мессерер (родственницы Майи Плисецкой), Марк Рейзан, Екатерина Гельцер. Дела были сложные, да еще на контроле в ЦК КПСС. Но Чванов справлялся, вместе с коллегами раскрывал и возвращал похищенные ценности. Раскрыл кражу и вернул музею в том числе похищенные награды Иосифа Виссарионовича Сталина.
Раскрытие кражи у артистки БДТ Екатерины Гельцер известно еще тем, что именно Чванов смог разговорить жулика. А жулик был маститый, известный на всю Москву, некто Алексей Федорович Калашников. Всегда носил на лацкане дорого пиджака мхатовскую «Чайку». В известном ресторане ВТО на улице Горького, где обычно собиралась актерская элита, его все считали театральным деятелем. А он между делом в светских беседах наводил справки кто и что купил из известных актеров новенького? Кто шубку, кто бриллиантики? Подвыпившие актеры охотно рассказывали о коллегах, а Калашников мотал на ус…
То, что квартиру балерины Екатерины Гельцер в Брюсовском переулке брали профи, у МУРовцев сомнений не вызывало. Дверь открыта подбором ключа, в квартире порядок, взяты только уникальные бриллианты, две очень дорогие шубы и палантин из чернобурки. Каждый день МУРовское начальство донимали звонками из горкома КПСС: раскрыли?! Проверены были тщательно все комиссионки и скупки драгметаллов, включая ломбарды. Опера каждый день трясли спекулянтов в Столешниково, на Трубной и на Сретенке. Пусто! И вдруг поступила информация, что некий скорняк Буров купил похожие шубы. К Бурову поехал Владимир Чванов и сумел разговорить скорняка. Буров признался, что купил шубы у директора комиссионки со Сретенки. Директор комиссионки тоже предпочел чистосердечное признание — шубы ему продал театральный деятель Алексей Федорович, они в ресторане ВТО познакомились. Назвал адрес любовницы это деятеля и сыщики установили за ней наблюдение. Через пару дней и взяли «деятеля», который пришел к подруге на работу, в кинотеатр «Экран», она там администратором была. При обыске в квартире любовницы нашли палантин из чернобурки Екатерины Гельцер и ее драгоценности.
Когда Чванов вместе с операми и Калашниковым приехали к Гельцер и привезли ее шубы с палантином и бриллиантами на опознание, она заявила, что это не все – нет диадемы, которую ей подарил сам Президент Франции! Услышав, что жулик не все вернул, Чванов сурово посмотрел на Калашникова. В ответ жулик пожал плечами: « Это какая? Вроде короны? Так это же туфта театральная! Я ее в сугроб возле дома выкинул!» Услышав такое, балерина аж побелела: «Там десять огромных бриллиантов!» Вот тут и жулику стало плохо с сердцем, так что пришлось операм отпаивать валерьянкой потерпевшую балерину и того, кто ее обокрал. Более трех часов опера перебирали по горсточке снег во дворе, пока не нашли диадему.
Именно Владимир Чванов вышел на след серийного убийцы Владимира Ионесяна по прозвищу «Мосгаз» наводившего ужас на столицу СССР в 1963 году. Вычислил и нашел автомашину на которой убийца перевозил похищенный телевизор. А дальше коллеги потянули за ниточку, и в январе 1964 года маньяк был задержан.
В 1974 году Чванов уже работал в Огарева,6, в Главном управлении уголовного розыска СССР, руководил отделом, по борьбе с организованными преступными группами.
Фактически на пенсии он не был и дня – без малого почти 60 лет отработал в уголовном розыске. По просьбе начальника ГУВД Москвы Чванов занимался борьбой с угонами автомобилей. В 1972 году вышла первая художественная книга Владимира Чванова о работе советского угро «Сенсаций не будет» (Записки работника уголовного розыска), через четыре года вышло продолжение. В 1985 году вышла повесть «Соучастие». Книги в магазинах долго не лежали…
Последние годы жизни Владимир Федорович был прикован к кровати после неудачной операции (оступился, упал и сломал шейку бедра). Рядом с ним была его супруга, бывшая актриса Большого театра Марина Валентиновна.
Владимира Федоровича Чванов не стало в 2008 году. В последнем интервью он сказал: «Очень много людей сейчас попадает за решетку в силу тяжелых жизненных обстоятельств. Но им за малозначительное преступление наматывают срок на всю катушку. А настоящие бандиты гуляют на свободе. Я помню, когда ко мне приходили рецидивисты после отсидки: «Дядя Володя, помоги: жить негде, на работу не берут, баба бросила…» И мы старались помочь. И помогали. А сегодня что…» Чванов с горечью отметил, что в его время правоохранительная система была справедливее, чем нынешняя.
Кавалер ордена Красной Звезды Владимир Фёдорович Чванов, умер 18 марта 2008 года и похоронен на старом кладбище в деревне Захарово (в составе сельского поселения Захаровское) Одинцовского района Московской области.
via kybik