7


Картину California французского мастера Кляйна, написанную в Париже в 1961 году и впервые выставленную на торги, назвали одним из важнейших, когда-либо поступавших на рынок.
В чем её ценность, почему так дорого?
В 2002 году похожую по форме картину «Чёрный квадрат» Казимира Малевича - одну из самых известнейших работ в истории искусства, приобрёл Владимир Потанин всего за 1 млн долларов, California обошлась дороже - 18,4 млн евро. Правда "Черных квадратов" существует четыре, а "Калифорния" одна, и куда больше по размеру - два метра в высоту и более четырёх метров в ширину. Кроме того к поверхности картины прикреплено множество мелких камешков, что, по описанию аукционного дома Christie's, «напоминает морское дно под голубой бездной океана». И ещё - Потанин приобрел Малевича без аукциона у банкрота Инкомбанка для Эрмитажа, так что цена была условной.
Но все же - почему "синий прямоугольник" Кляйна так дорог?
Дело, конечно, не в квадратах или прямоугольниках. И даже не в самой провокационной идее такой картины. Черные квадраты в виде картин уже были до того же Малевича:
▪️в 1617 г. такое решение впервые применил английский философ-мистик Роберт Фладд (картина «Великая тьма»),
▪️в 1854 г. - французский живописец Гюстав Доре (иллюстрация к его книге),
▪️в 1882 г. - Пол Билход («Ночная драка негров в подвале»),
▪️в 1893 г. - Альфонс Алле («Битва негров в пещере темной ночью»)🤦♂️
Всё дело - в контексте, в том смысле, который удалось заложить в эту картину художником, в том уникальном творческом языке отражения и осмысления мира, которым художник смог поговорить с людьми и их миром, смог быть ими услышанным.
Ив Кляйн, одна из наиболее значительных фигур послевоенного европейского искусства, был пионером в развитии перформанса, считается вдохновителем и предшественником минимализма, а также поп-арта. Между прочим, розенкрейцер, "певец бесконечного", "художник пустоты" Кляйн стал первым европейцем, получившим чёрный пояс в дзюдо. Вдохновенный, тонкий человек.
Кляйна мучило, что люди не видят самостоятельную эстетику цвета за пределами его применения в предметах и он решил заставить их смотреть на него. Кляйн нашел максимально интенсивную форму пигмента, разработав новую форму искусственного ультрамарина (международный синий цвет Кляйна). Когда в 1962 году Кляйн (в 34 года) умер, вместе с ним ушел и секретный рецепт его цвета.
Для Кляйна ультрамарин был неким освобождением: если цвет перебивает всё остальное, то значит он и первичнее всего остального. Синий действительно вызывает в воображении самое чистое и абстрактное, что только есть в природе — небо и море. В XX веке синий вообще стал символом модернизма и всех его разнообразных течений. И Кляйн сумел заново обратить внимание людей на этот священный цвет.
В этом, наверное, и состоит главная ценность этой странной картины и всего, что стоит за ней.