4


В начале 2020-х годов эстонские радиостанции неожиданно открыли для своих слушателей Вертинского, Утёсова и Дюка Эллингтона

А если серьёзно – вот о чём я подумал. Иногда музыкальная сцена страны говорит о её вкусах и ценностях больше, чем любые политические "решения". Подсознательно всегда ощущал, что в эстонской музыке последних десятилетий все основные исполнители – как будто на своих местах. Что несколько необычно для эпохи постмодерна, когда мировой бомонд наводнили полчища женоподобных "парней": эмо и дедов-инсайдов. Или, наоборот, баб, стриженных "под ноль", которые вымучивают из себя тяжёлый рок или рэп

А то и вовсе трансгендерных мутантов всяких.
Здесь же практически все мужские коллективы – именно таковыми и являются по энергетике. И играют они или жёсткий панк в "перестроечном" духе (яркие примеры: Vennaskond с Тыну Трубецким, J.M.K.E., Velikije Luki, Propeller, Generaator M, из след. поколения – Winny Puhh), или эпичнейший фольклорный/военный метал (Metsatöll, Loits соотв.), или заводной "уличный" рэпчик (Põhja-Tallinn, nublu). А если уж в лирике и настроении печаль – то по-северному честная, без наигранности (Kosmikud, Metro Luminal, Sõpruse Puiestee). Прям, почти "есенинская грусть", только с балтийским колоритом.
И конечно, нигде нету и близко ни гламура, ни позёрства, наоборот – сплошная мужская энергия. Поэтому тяжёлая сцена у наших соседей – одна из крутейших. Особенно для такой маленькой страны.
Ну а там, где девушки — как и положено, типично девчачий поп-рок: Vanilla Ninja, Urban Symphony, Iiris. Местами красиво и мелодично, не без продюсирования, конечно (это уж по законам жанра), но хотя бы без истерики и силикона. Ни одной бородатой бабы, губошлёпки типа инстасамки, бузовой-арбузовой (надеюсь понятно о каких "арбузах" речь) или подобной кикиморы. Или какой-нибудь толстой "бодипозитивной" коровы. Наоборот – симпатичные стройные девчонки с живыми лицами и естественной красотой, максимум лёгким макияжем.
Кстати, накрашеные и прилизанные пацанчики типа крида, шуры, димы-еблана да токио-хотеля, здесь тоже почти не водятся. Даже Танель Падар – наверное, самый женоподобный тип в Эстонии, – на фоне Европы и мира смотрится ещё вполне мужественным парнем. Хоть фамилия у него и неблагозвучна для русского уха

Короче, захлестнувшая мир мода на андрогинность в этой балтийской республике практически не прижилась.
Отсюда вывод, что в Эстонии, несмотря на её "цифровой" и "европейский" ореол, "традиционные ценности" (а точнее, просто нормальные) продолжают жить – и не в пафосных речах, а в самой атмосфере жизни. И без показухи: если и встречаются редкие элементы позёрства, они не меняют общей картины. Вообще, я за это и уважаю эстонцев, что они не любят притворство — у них не обязательно быть “традиционалистами” или "консерваторами" для того, чтобы просто оставаться нормальными пацанами и девчёнками. Это не лозунг, а естественный культурный код.
В результате, и рок у этих ребят угарный, и даже попса – намного приятнее, чем попса вцелом. И как-то по-социологически красиво, если вдуматься. Так что, при всей моей любви к анекдотам, в том числе и про эстонцев – у них реально есть чему поучиться. Причём и западным, и восточным соседям.
Что интересно — вроде бы братская и похожая Суоми уже немножко дальше ушла в постмодернистский сюр, к сожалению. А уж остальная-то Европендия – тем более
----------‐------
А теперь бонусом — попробую представить, как могли бы прокомментировать этот текст известные в России люди, живущие сейчас в Эстонии, если бы его прочитали.
Михаил Веллер (писатель):
Всё верно замечено. Как гражданин Эстонии, подтверждаю, что это одна из немногих стран в современной Европе, где естественность не выветрилась вместе с хуторским дымом. У здешних жителей нет ни религиозной истерики, ни феминистского психоза, ни гламурного кретинизма. Мужчины не притворяются женщинами, женщины не изображают мужчин, и никто не собирается делать из этого философию. Это просто — нормальная жизнь. Нормальность, между прочим, и есть редчайшая добродетель 21 века.
Артемий Троицкий (музыкальный критик):
При всей жёсткости текста – эстонская сцена и правда удивительно чистая. Я сам в этом убедился, живя в Таллинне. Здесь никто не строит из себя звезду — все просто играют. Поэтому рок получается настоящий, да и поп-музыка — с живым звуком, с реальными людьми, а не с манекенами из отдела маркетинга. В России те же Vanilla Ninja давно бы превратились в бренд с ресничками и автотюном, а тут — всё честно и даже с некоторой самоиронией. Эстония — редкий пример, где музыкальная культура не продалась, не деградировала и не переоделась в позу. Маленькая страна — а сценическое достоинство большое.