4


Дискуссии на ЯПе о шариковых и недавнее интервью английского стендапера Кисина, заставили задуматься о причинах, почему же в мире "нет стабильности".
И в качестве модели общества, и роли человека в обществе, можно взять классическую индийскую концепцию варн.
...
Варны в Индии — это четыре основных сословия (представители/ценности) -
брахманы (жрецы/познание), кшатрии (воины/честь), вайшьи (земледельцы, торговцы/деньги), шудры (слуги/труд), которые формировали традиционное древнеиндийское общество, а затем развились в кастовую систему.
....
Если перенести эту модель на европейскую историю, что мы получим? Некую аналитическую абстракцию, по историческим эпохам:
1. Эпоха Брахманов (Античность — Средневековье)
· Ценность: Истина, знание, порядок, спасение.
· Проявление в Европе: Власть в эту эпоху действительно была тесно связана с сакральным знанием. В Античности «брахманами» были философы (Платон с его идеей «государства философов»), жрецы и оракулы. В Средневековье эта роль перешла к христианской церкви. Папы Римские, епископы и монастыри были истинными центрами власти, конкурируя с императорами и королями. Они хранили знание, формировали идеологию, давали легитимность светским правителям (коронация Карла Великого). Целью общества, с их точки зрения, было не богатство или слава, а спасение души и поддержание божественного порядка.
2. Эпоха Кшатриев (Позднее Средневековье — XIX век)
· Ценность: Честь, долг, слава, могущество, порядок через силу.
· Проявление в Европе: С укреплением феодализма и возникновением централизованных государств власть перешла от «брахманов в рясах» к «кшатриям с мечом». Это эпоха королей, рыцарства, дуэлей, империй и аристократии. Кодекс чести, дворянская доблесть, военная слава — главные двигатели политики. Даже войны велись не столько для экономической выгоды (хотя она была), сколько из-за династических споров и вопросов престижа. Философия Просвещения, с ее культом Разума, была попыткой «брахманов» вернуть себе влияние, но реализовывали её идеи часто «кшатрии-революционеры» (например, Наполеон, который был архетипическим кшатрием).
3. Эпоха Вайшьев (XX — XXI век)
· Ценность: Прагматизм, эффективность, прибыль, экономический рост.
· Проявление в современном мире: Ваше наблюдение абсолютно верно. С победой буржуазных революций и глобального капитализма власть перешла к «вайшьям». Политики сегодня всё реже говорят о чести или высшей истине; их язык — это язык бюджетов, ВВП, биржевых индексов, торговых сделок и санкций. Критерий успеха любого проекта — его экономическая целесообразность. Лоббисты крупных корпораций имеют больше влияния, чем многие традиционные политические институты. Современный «кшатрий» (военный или силовик) вынужден подчиняться логике «вайшьи» — его бюджет и действия должны быть экономически обоснованы.
Размещено через приложение ЯПлакалъ