"Уходим, командир". Катастрофа Як-42 под Свердловском

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
amv32
7.08.2025 - 13:45
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 10001
77
Як-42, бортовой номер СССР-42351, был новым, выпущен в 1988 году. В кабине - опытный экипаж. КВС, Виктор Азаров, изначально на этом рейсе был КВС-инструктором. Но он самостоятельно записал себя в план-наряд на полёт из-за того, что перед вылетом КВС-проверяемый (Валерий Панов) отпросился у него, сославшись на семейные обстоятельства.

© Расследование авиакатастроф, via.

Это сообщение отредактировал amv32 - 7.08.2025 - 13:48

"Уходим, командир". Катастрофа Як-42 под Свердловском
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
amv32
7.08.2025 - 13:46
5
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 10001
При этом предыдущей ночью Азаров также совершал ночной рейс, после чего отдыхал всего 10 часов. Уточнения в подготовку к полету в связи с этим не проводились. На протяжении всего полета пилотирование осуществлял КВС. Кроме него в кабине находялись второй пилот и бортмеханик.

До начала снижения полет проходил без замечаний. На тот момент в Свердловске шёл дождь, небо было закрыто облачностью с нижней границей 150 метров. Видимость составляла 4000 метров. В 65 км от аэропорта диспетчер разрешил экипажу снижаться до 1800 метров.

Однако, чтобы успеть это сделать, КВС принимает решение отклониться от схемы захода и отвернуть влево с целью растягивания маневра снижения. Выдерживать вертикальную скорость 15-20 м/с не представлялось возможным из-за сильного попутного ветра, обледенения и сильной электризации. Диспетчер данное отклонение исправлять не стал.
 
[^]
amv32
7.08.2025 - 13:46
5
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 10001
Салон Як-42

"Уходим, командир". Катастрофа Як-42 под Свердловском
 
[^]
amv32
7.08.2025 - 13:46
7
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 10001
После отворота Як-42 влево, боковое отклонение от посадочного курса постепенно увеличилось до 8 км. К моменту достижения 3000 метров самолёт находился в 35 км от полосы с уклонением влево вне схемы захода и на высоте, значительно больше установленной траектории снижения. И тут экипаж соврал диспетчеру, сообщив о достижении высоты 1800 метров (предположительно из-за желания совершить посадку с первого захода).

Диспетчеру круга экипаж тоже соврал, доложив о высоте 1800 метров при фактической 2500, после чего получил разрешение снижаться до 600 метров. В 25 км от аэропорта лайнер всё ещё находился на 8 км левее посадочного курса. В этот момент диспетчер круга разрешил дальнейшее снижение до 500 метров и передал борт диспетчеру посадки.

На установленном рубеже экипаж не стал, как положено, выпускать шасси и закрылки на 20 градусов, в результате на удалении 12 километров скорость самолета была выше необходимой на 130 км/ч, а сам самолёт был более чем на километр левее от траектории посадки. Для вывода лайнера на посадочную прямую диспетчер постоянно корректирует курс полёта, но ситуация весьма непростая.

Экипаж, интенсивно маневрируя, всё равно находится левее посадочного курса, скорость слишком большая, а самолёт не сбалансирован. Только на удалении 7 км экипаж выпустил закрылки в положение 20 градусов, снижаясь при этом с большой вертикальной скоростью и находясь на 200 метров левее глиссады.
 
[^]
amv32
7.08.2025 - 13:46
7
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 10001
Кабина Як-42

"Уходим, командир". Катастрофа Як-42 под Свердловском
 
[^]
amv32
7.08.2025 - 13:46
10
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 10001
Самолет пересекает линию глиссады по высоте и продолжает снижение немного ниже ее. Из-за турбулентности происходит периодическое чрезмерное отклонение руля высоты то вниз, то вверх.

В 6 км от торца полосы командир вводит Як-42 в разворот чтобы устранить боковое уклонение, с одновременным довыпуском закрылков в посадочное положение (45 градусов). Сразу после этого происходит срабатывание сигнализаций "КРЕН ВЕЛИК", "ОТКАЗ КАНАЛА КРЕНА САУ","СКОРОСТЬ ВЕЛИКА".

На не отдохнувшего должным образом командира навалилось большое количество информации: пилотируя самолёт он решал задачу по исправлению отклонений в скорости, пространственного положения самолета, а к этому прибавились отказы системы автопилота с сигнализацией. От информационной перегрузки КВС не заметил, как самолёт оказался на 250 метров левее и на 30-40 метров ниже глиссады.

На удалении 5 км самолёт уже уклоняется вправо. КВС доворачивает чтобы выйти на посадочный курс. При этом происходит повторное срабатывание сигнализаций. Командир реагирует на это резким взятием штурвала на себя с одновременным отключением автопилота.

После пролёта дальнеприводной радиостанции срабатывает сигнализация опасного сближения с землёй и высоты принятия решения. Самолёт при этом разбалансирован, снова уклоняется влево и нёсется к земле с большой вертикальной скоростью. Решение в данной ситуации одно - уход на второй круг. Однако, экипаж продолжает заход, а диспетчер разрешает посадку.

"Уходим, командир". Катастрофа Як-42 под Свердловском
 
[^]
amv32
7.08.2025 - 13:47
10
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 10001
Когда высота уменьшается до 80 метров, КВС по визуальным ориентирам понимает, что лайнер находится в непосадочном положении. Он уменьшает скорость снижения и резко поворачивает на посадочный курс, одновременно получив команду от диспетчера: «Без снижения следовать».

После повторного срабатывания сигнализации опасного сближения с землей на высоте 60 метров уже бортмеханик говорит: «Уходим, командир». Реакции нет следующие 5 секунд. В итоге бортмеханик сам переводит двигатели на взлётный режим, а пилоты берут штурвалы на себя. Но уже поздно.

В двух километрах от торца ВПП самолёт столкнулся с верхушками деревьев и, потеряв скорость, врезался в землю. Фюзеляж разломился надвое. Погибли 3 пассажира и бортмеханик, ещё 40 человек получили ранения различной степени тяжести.

"Уходим, командир". Катастрофа Як-42 под Свердловском
 
[^]
amv32
7.08.2025 - 13:47
12
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 10001
В качестве причины катастрофы были названы многочисленные ошибки экипажа, в том числе отклонение от схемы посадки и неcвоевременный уход на второй круг. Благодаря тому, что погибший бортмеханик в последний момент дал взлётный режим, самолёт не врезался носом в землю посреди леса, а упал плашмя на поле, что скорее всего снизило масштаб разрушений и количество жертв.

"Уходим, командир". Катастрофа Як-42 под Свердловском
 
[^]
amv32
7.08.2025 - 13:47
9
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 10001
В интернете есть выдержки из воспоминаний очевидцев:

…самолёт шёл на посадку, была низкая облачность. Потом вышел из облаков, показались внизу огни домов. Потом помню отрывками… Подумал, что уже скоро сядем, потом резко взревели турбины, (мы сидели на 16 ряду) и самолёт резко накренился вправо, я только успел сказать жене, что лётчик сумасшедший, на такой высоте, такие повороты… а дальше… всё как в тумане … резко ухнули вниз… в окне мелькало что-то… сильно трясло, что-то сыпалось, тело инстинктивно пригнулось к коленям, но я почему-то смотрел в иллюминатор, потом резкий толчок… падение вниз и тишина… буквально секунды две.

Позади завизжали женщины, но на них прикрикнули мужики, потом оказалось, что это военные лётчики. Они и руководили высадкой через аварийные люки. Все пассажиры собрались в леске недалеко от самолёта. Я пошёл обратно (у меня был какой-то сдвиг), я вёз фрукты родственникам, вот и пошёл их искать…
Всё вокруг пахло керосином, самолёт поломался пополам и лежал буквой «Г». Помню, что дико орали пассажиры в районе 5-6 ряда, им пережало ноги, пытался с кем-то их вытащить, но не смог.

Бегал какой-то дядька и искал свои документы и ботинки (в самолёте было жарко и все разулись). Не было вообще заднего входного люка и багажных полок, не было 7 и 8 рядов, там был разлом и только была видна земля, чётко помню, что был только 6 и 9 ряд. С нашей стороны, где мы сидели, сорвало движок и он валялся метрах в 100 от самолёта (недалеко были огни какой-то деревушки), крыло с нашей стороны уцелело, а с противоположной стороны не было крыла, но был движок, из-под самолёта в районе хвоста слегка горело, накрапывал дождик.

Бегал второй пилот и орал, что сейчас всё взорвётся, он вылез через маленькую форточку, а первому пилоту было тяжело вылезти из-за его комплекции и его вроде сильно прижало переборкой между салоном и кабиной к приборной доске… Отчётливо помню своё чувство, когда падали: хотелось выйти, всё понимал, но не мог и ждал того, что будет сейчас… Не хочется пережить это ещё раз…

(Andrew Sukhman)
 
[^]
amv32
7.08.2025 - 13:48
14
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 10001
Всё, спасибо за внимание! agree.gif beer.gif

"Уходим, командир". Катастрофа Як-42 под Свердловском
 
[^]
дохуавеликий
7.08.2025 - 13:51
9
Статус: Offline


Медвед

Регистрация: 10.04.14
Сообщений: 455
я в то время учился в УПИ и постоянно летал в Свердловск именно на таких бортах, про такую аварию никогда не слышал why.gif
 
[^]
Бедросович
7.08.2025 - 13:53
2
Статус: Offline


да, ник никудышний :facepalm:

Регистрация: 7.12.09
Сообщений: 9697
ну, не самая жуткая катастрофа
 
[^]
AndreVVL
7.08.2025 - 13:55
7
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 22.08.14
Сообщений: 235
Пиздец, такое пережить. Вообще летать расхотелось.
 
[^]
100200
7.08.2025 - 14:00
8
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 30.10.19
Сообщений: 73
Печально , что КВС нарушает правила, а за ним пассажиры, которые вообще ни сном ни духом. А он просто не смог, видимость, ветер - не важно, думал все под контролем и не смог.
 
[^]
Маслянистый
7.08.2025 - 14:45
11
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 16.01.17
Сообщений: 33
Цитата (100200 @ 7.08.2025 - 14:00)
Печально , что КВС нарушает правила, а за ним пассажиры, которые вообще ни сном ни духом. А он просто не смог, видимость, ветер - не важно, думал все под контролем и не смог.

Сам не летчик ни разу, но вставлю свои пять коп. виновен командир - 100%.
В точке принятия решения самолет в непосадочном положении = уход.
У Ершова В.В. хорошо написано про посадку, про ее сложность и про лавину информации давящей на пилота, если посадка нештатная. Как правило пилот ловит курс, а про высоту, а особенно вертикальную скорость забывает.
 
[^]
YunYun
7.08.2025 - 14:49
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 16.09.20
Сообщений: 9654
Цитата (Бедросович @ 7.08.2025 - 13:53)
ну, не самая жуткая катастрофа

Если подумать, что вот так тупой командир может тебя легко убить - жутковато
 
[^]
DanZL
7.08.2025 - 14:49
4
Статус: Offline


Очкарик-мотоциклист. Панк-ботаник.

Регистрация: 17.11.12
Сообщений: 2242
Цитата (Бедросович @ 07.08.2025 - 13:53)
ну, не самая жуткая катастрофа

Погибшие с вами не были бы согласны. Если бы могли.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
кортес17
7.08.2025 - 14:59
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.03.17
Сообщений: 2321
Да идут они нахуй на употребление виски с дьюти-фри во время полета. С такими пилотами.
 
[^]
Бедросович
7.08.2025 - 15:08
3
Статус: Offline


да, ник никудышний :facepalm:

Регистрация: 7.12.09
Сообщений: 9697
Цитата (YunYun @ 7.08.2025 - 14:49)
Цитата (Бедросович @ 7.08.2025 - 13:53)
ну, не самая жуткая катастрофа

Если подумать, что вот так тупой командир может тебя легко убить - жутковато

тут везение. но есть же случаи, когда ошибка кэпа влекла за собой смерть всех пассажиров. об этом я
 
[^]
defecator
7.08.2025 - 15:09
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.12.17
Сообщений: 1397
А бортмеханик-то чего погиб ?
Вся передняя часть самолёта целая, кабина экипажа целая
 
[^]
sergej6317
7.08.2025 - 15:21
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.04.16
Сообщений: 6467
Вот поэтому я и очкую летать. От меня нихуя не зависит. А экипаж может спиздеть диспетчеру.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
AlexanderYar
7.08.2025 - 15:23
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 17.10.13
Сообщений: 3761
Цитата (Бедросович @ 7.08.2025 - 15:08)
Цитата (YunYun @ 7.08.2025 - 14:49)
Цитата (Бедросович @ 7.08.2025 - 13:53)
ну, не самая жуткая катастрофа

Если подумать, что вот так тупой командир может тебя легко убить - жутковато

тут везение. но есть же случаи, когда ошибка кэпа влекла за собой смерть всех пассажиров. об этом я

Ярославский Як-42 - типичное подтверждение.
 
[^]
TAMZ
7.08.2025 - 15:25
5
Статус: Offline


Чародей голубей и крыс

Регистрация: 3.02.15
Сообщений: 398
Бортинженер, буквально жизнь отдал за экипаж и пассажиров
 
[^]
непримиримый
7.08.2025 - 15:28
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 13.06.22
Сообщений: 271
какая судьба у командира ,нигде что то не нашел?

Это сообщение отредактировал непримиримый - 7.08.2025 - 15:29
 
[^]
nokka
7.08.2025 - 15:33
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 25.03.05
Сообщений: 720
Не знал про такую катастрофу.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
71 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 1 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 4502
69 Пользователей: Бруклин, ИВС, vect0r, гренобля, aswww, Инoй, kuzz, МКомбат, Daturoma, brisk84, SaNЯ, Artemona, моргендук, Mazut, kaktus55, topor2019, Seva79, Vasiliy1973, макс27, kirja76, WarnerBros, Дмитрий71, Evgenij68, Polic, mirwww, vvk2, акуб, Fazer1, nicopol1, pww2000, Biven01, alex3622, amstrad99, ПупкинъВася, DaHamuzrik2, vovi4, samuraj77, ЭНКОР, Atomnsk, лабиринт80, KIOL777, AlexBek, Slaw, EdgarHoover, svarog71, gkoskar, Янсен, ilyas208, Lana100, drmolekulo, Полезный, FourWinds, Imagine, Dieharder, ds2128, SryGdeM, dvdt, doky13, Медбрат, genghaev, Serhio543, ВладИваныч, gor73, andrey58, Dbnfkzcnsq, Solar2018, chriotmao, Пахитос, stan13
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх