30


Посмотрел новый фильм Александра уот так Невского «Бескрайний запад» про одного Максима и двух ёкодзун. Сюжет фильма лаконичен до крайности, а название так же до крайности иронично, учитывая, что всё действие фильма происходит на территории тридцать на тридцать метров.
1907 год. В Америку приехали двое чемпионов-сумоистов, чтобы попасть на приём к президенту Рузвельту, а попали в салун городка Голдвуд на Диком Западе. И сидят там в цветастых халатах, широко расставив колени.
Городок состоит из восьми построек и из-за угла крайней выезжает на лошади Александр Невский. Он одет и выглядит так же, как в последних своих всех фильмах. Кажется, у него просто одежда висит на спинке стула от одного фильма до следующего. Мой герой.
Навстречу Александру выходит шериф и Александр рассказывает ему всю предысторию: он игрок, приехал за деньжатами, зовут его Максим. Шериф говорит, что у них в городке надо сдавать оружие на хранение шерифу. Максим сдаёт револьвер, идёт в салун, там сразу садится за стол к сумоистам и они начинают очень долго и беспредметно разговаривать.
Через десять минут медленных разговоров в салун входит шериф и замечает у джентльменов за соседним столиком оружие. И просит сдать оружие. Случается перестрелка. Одного из стрелков убивает шериф. Второго стрелка Александр Невский бьёт бутылкой. Третьего стрелка хватает сумоист и, судя по звуку, пробивает его рукой насквозь. Но камера показывает только лица, поэтому что произошло на самом деле — неясно. Просто звуки чвяканья в салуне.
Вскоре выясняется, что один из убитых стрелков — брат главаря банды, и теперь банда едет в городок мстить. Шериф просит Александра, то есть Максима, помочь ему в бою, но Максим сначала двадцать минут отказывается, а потом соглашается за пятьсот американских долларов. Потому что он игрок, а не стрелок.
Пока все ждут, когда приедет банда убивать, жители устраивают посреди городка показательное выступление сумоистов. Сумоисты выходят на ринг в течение восьми минут экранного времени. У них, у сумоистов, судя по всему, есть специальная церемония выхода на ринг, но зритель об этом ничего не знает, поэтому просто вынужден смотреть, как они то заходят в ринг, то выходят из него, то снова заходят, хопают в ладоши, топают, гэкают, натирают руки какой-то дрянью и пробуют ладонью землю.
Потом сумоисты быстро сталкиваются пузами, напрягаются на пять секунд и всё. Дело сделано, давайте перейдём к следующей сцене. Пожалуйста!
В город приезжает банда. Но не так, как это обычно бывает в вестернах — на конях вдоль по главной улице к салуну. Нет. Главарь собирает банду в кружок за ближайшим сараем и произносит мотивационную речь: «Сейчас мы будем тут всех убивать и калечить, всё разрушать, воровать деньги, а потом всё тут сожжём. Окей?»
И бандиты такие: «Окееей».
Банда выдвигается на убийство и разбой, а им навстречу на спасение и отвагу выдвигаются шериф с ружьем и Максим с пистолетом.
Одна из художественных особенностей фильмов Александра Невского — отсутствие какой-либо логики в расположении персонажей в пространстве. Понять, откуда и куда идут бандиты, куда идут защитники, и почему они не встречаются в одном и том же месте или хотя бы не видят друг друга издалека, совершенно невозможно.
Максим с шерифом проходят городок насквозь по главной улице — это занимает две минуты мучительного слоумоушена. Потом у них за спиной ровно посередине города появляются два бандита. Максим с шерифом ловко разворачиваются и застреливают их.
Далее Максим и бандиты обнаруживаются в случайных местах городка, как будто телепортируясь между ними, и Максим стреляет одного за другим. В очень, очень замедленной съемке. Одного из бандитов Максим застал за перезарядкой револьвера, но будучи благородным игроком, позволил ему перезарядиться. И устроил честную дуэль.
Весь процесс перезарядки и следующая за ним дуэль проходят в сплошной замедленной съемке, которая вообще не добавляет напряжения. Все-таки бюджет фильма девятьсот тысяч долларов и, может, поэтому они используют какой-то дешевый низкокачественный слоумоушен. Просроченный.
В конце Максим врывается — ну как врывается, входит — в офис шерифа, а там главарь банды направил на шерифа свой маузер. Максим направляет свой револьвер на главаря. Шериф просто стоит, боясь пошевелиться и схватить со стола ружье.
«Если я умру, — говорит шериф Максиму, — убей его».
«А если я умру, — говорит Максим шерифу, — ты его убей».
Персонажи полторы минуты двигают глазами то вправо, то влево, но слоумошен для этой сцены, видимо, вообще взят со дна упаковки и это просто невыносимо плохо. Тут Максим наконец жмёт на курок. «Чик!» — делает пистолет и не стреляет.
«Ахааа!» — радостно кричит главарь... и убегает из помещения, из городка и из фильма, оставив Максима с шерифом глупыми героями.
Нападение банды отражено, в следующей сцене Максим братается с сумоистами, целует женщину так, будто делает это первый раз в жизни и уезжает на лошади обратно за крайнюю постройку городка, из-за которой выехал в начале фильма.
В целом не совсем понятно, как Александр Невский, снимая один плохой вестерн за другим, умудряется делать это всё хуже. Это как будто один и тот же фильм, который поражен кинематографической деменцией и мы просто встречаем его раз в год, а ему всё хуже. В прошлый раз он с трудом мог говорить, а теперь уже почти не может двигаться.
Но главарь ушёл, поэтому посмотрим, что ждёт нас в следующий раз.