Программа «Союз-Аполлон»: как инженеры и конструкторы подготовили историческую встречу двух кораблей на орбите

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
shurup
15.07.2025 - 11:15
Статус: Offline


Кошмар Иваныч Натощак

Регистрация: 22.04.22
Сообщений: 1746
26
В этом году 50 лет исполняется одному из самых значимых событий в истории космонавтики — 15 июля 1975 года на околоземную орбиту отправились два пилотируемых корабля, американский «Аполлон» и отечественный «Союз».

17 июля в 19 часов 12 минут была осуществлена их стыковка и состоялся первый международный космический полёт, продемонстрировавший возможность сотрудничества двух стран с диаметрально противоположными политическими системами ради мирного освоения космоса.

Подготовка к событиям июля 1975 года началась за много лет до стыковки, и в СССР проект именовали как ЭПАС — «экспериментальный полёт „Аполлон-Союз“». Сегодня существует множество публикаций, авторы которых вполне справедливо указывают на важную роль ЭПАС в развитии международных отношений и научно-технического сотрудничества между сверхдержавами, но не во всех из них в достаточной мере рассказывается о подготовке к историческому полёту.

Источник

Программа «Союз-Аполлон»: как инженеры и конструкторы подготовили историческую встречу двух кораблей на орбите
 
[^]
shurup
15.07.2025 - 11:17
Статус: Offline


Кошмар Иваныч Натощак

Регистрация: 22.04.22
Сообщений: 1746
Два основных экипажа первой в истории совместной космической миссии двух стран. Слева направо: Дональд Слейтон, Томас Стаффорд, Вэнс Бранд, Алексей Леонов, Валерий Кубасов. 1 марта 1995

Программа «Союз-Аполлон»: как инженеры и конструкторы подготовили историческую встречу двух кораблей на орбите
 
[^]
shurup
15.07.2025 - 11:18
Статус: Offline


Кошмар Иваныч Натощак

Регистрация: 22.04.22
Сообщений: 1746
И совершенно зря, ведь инженеры СССР и США проделали титаническую работу, создав системы, позволившие двум кораблям разной конструкции совершить стыковку. Делалось это не только с сугубо техническими или политическими целями — ЭПАС впервые решал задачу по отработке программы спасения в космическом пространстве, когда экипажи кораблей разных стран в случае экстренных ситуаций могут прийти друг другу на помощь.

К счастью, ни до стыковки «Аполлона» и «Союза», ни после нужды в этом не возникало. Тем не менее я предлагаю читателям краткий рассказ о технической стороне подготовки программы ЭПАС, как его видели советские специалисты.

Ничего не совпадает


Хотя сама концепция ЭПАС родилась раньше, чем 24 мая 1972 года, именно в этот день в рамках межправительственного соглашения между СССР и США было провозглашено взаимное обязательство о проведении работ по созданию совместимых устройств и систем стыковки кораблей для обеспечения безопасности полётов человека в космическое пространство.

На эту тему с 1970 года шли консультации между американскими и советскими специалистами, так что межправительственное соглашение лишь констатировало и формально придавало статус уже идущим работам. Казалось бы, неужели задача представляется настолько сложной, что перед официальным её закреплением понадобилось два года переговоров и обмена информацией? К 1972 году у СССР и США был богатый опыт пилотируемых и автоматических полётов за пределы земной атмосферы и оставалось лишь объединить усилия…

По самым скромным оценкам, если бы ЭПАС предполагал создание кораблей и наземной инфраструктуры с нуля, осуществить его можно было бы разве что к середине восьмидесятых. Поэтому советская и американская сторона начали с констатации: наши корабли несовместимы, но к 1975 году надо найти устраивающее всех решение ценой экономии времени и увеличения надёжности.
 
[^]
shurup
15.07.2025 - 11:21
Статус: Offline


Кошмар Иваныч Натощак

Регистрация: 22.04.22
Сообщений: 1746
Американская делегация с советскими коллегами после приёма в Академии наук СССР в Москве, 4 июля 1974

Программа «Союз-Аполлон»: как инженеры и конструкторы подготовили историческую встречу двух кораблей на орбите
 
[^]
shurup
15.07.2025 - 11:24
Статус: Offline


Кошмар Иваныч Натощак

Регистрация: 22.04.22
Сообщений: 1746
Как найти друг друга в пустоте


Несовместимость кораблей начиналась даже с механизма сближения и стыковки. К началу 1970-х годов «Союзы» могли стыковаться как в автоматическом, так и в ручном режиме. При этом системы корабля использовали и радиоаппаратуру и оптические методы на каждом этапе этих процессов.

А вот «Аполлоны» были несколько примитивнее: состыковать их можно было только усилиями пилотов, которые использовали лишь оптические ориентиры — мишени, установленные на другом корабле. По большей части именно они и помогали астронавтам точнее «прицелиться».
К тому же, автоматика «Союза» при сближении и стыковке учитывала скорость кораблей, тангаж, крен, рысканье и множество других параметров, полученных с помощью радиотехнической аппаратуры. А вот экипаж «Аполлонов» определял часть этих величин вручную, а их «бортовой компьютер» — с использованием оптических средств.

Было решено внести изменения в автоматические системы американского корабля, при этом «Союз» решили несколько преобразить внешне: на советский корабль, помимо мишеней, установили четыре огня ориентации, видимых за 50 километров, и выкрасили одну его часть в зелёный, а другую в белый, чтобы астронавтам было легче его заметить.
 
[^]
shurup
15.07.2025 - 11:25
Статус: Offline


Кошмар Иваныч Натощак

Регистрация: 22.04.22
Сообщений: 1746
На этой иллюстрации изображена стартовая конфигурация космического корабля «Аполлон» для испытательного проекта «Аполлон-Союз»

Программа «Союз-Аполлон»: как инженеры и конструкторы подготовили историческую встречу двух кораблей на орбите
 
[^]
shurup
15.07.2025 - 11:26
Статус: Offline


Кошмар Иваныч Натощак

Регистрация: 22.04.22
Сообщений: 1746
Со стыковочным узлом также возникла проблема. Советский корабль был оборудован системой «штырь-конус». Она устроена следующим образом — на одном из кораблей установлена выдвижная штанга, которая заканчивается головкой с защёлками, на другом — приёмный «конус» с замками и электроприводом, куда попадает штанга. Как только штанга попадает в приёмное устройство конуса, электропривод втягивает её до конца и срабатывают замки, фиксирующие штангу.

У «Аполлонов» была похожая система, но её размеры и расположение элементов вообще не совпадали с советской. Поэтому инженерам и конструкторам двух стран предстояло создать новую систему стыковки, частично используя элементы, уже установленные на «Союзах» и «Аполлонах».

Программа «Союз-Аполлон»: как инженеры и конструкторы подготовили историческую встречу двух кораблей на орбите
 
[^]
shurup
15.07.2025 - 11:29
Статус: Offline


Кошмар Иваныч Натощак

Регистрация: 22.04.22
Сообщений: 1746
Так появился андрогинно-периферийный аппарат, конструкция которого была предложена СССР. Для его создания, от чертежей до сборки, понадобилось 375 дней совместной работы советских и американских специалистов.

Программа «Союз-Аполлон»: как инженеры и конструкторы подготовили историческую встречу двух кораблей на орбите
 
[^]
shurup
15.07.2025 - 11:31
Статус: Offline


Кошмар Иваныч Натощак

Регистрация: 22.04.22
Сообщений: 1746
Чем дышать и куда звонить?


Реализация ЭПАС предполагала не только стыковку аппаратов, но и совместный полёт американо-советского экипажа — здесь инженеры и космонавты столкнулись с ещё одной проблемой. Системы жизнеобеспечения кораблей отличались едва ли не сильнее, чем стыковочные аппараты.

На «Союзе» поддерживалась похожая на привычную нам по земным условиям атмосфера из азота и кислорода, которая обновлялась за счёт химических реакций. Экипаж «Аполлона» дышал чистым кислородом при давлении в три раза меньшем, чем на Земле, а запас этого газа поддерживался с помощью баллонов.

Переход советских космонавтов в гости к американским коллегам при этом был невозможен: в их крови накапливался азот, который в условиях разреженной кислородной атмосферы мог вызвать декомпрессионные расстройства, когда в тканях и крови человека активно образуются пузырьки азота. Последствиями этого явления могли бы стать параличи и летальный исход.

Программа «Союз-Аполлон»: как инженеры и конструкторы подготовили историческую встречу двух кораблей на орбите
 
[^]
shurup
15.07.2025 - 11:32
Статус: Offline


Кошмар Иваныч Натощак

Регистрация: 22.04.22
Сообщений: 1746
Американская сторона предложила оснастить «Аполлон» камерой для декомпрессии, где космонавты пересидели бы несколько часов, чтобы азот постепенно покинул их организм, но такое решение оказалось неприемлемым. ЭПАС был в том числе учебной миссией по спасению людей и в реальных условиях аварии у экипажа просто не хватило бы времени рассиживаться в декомпрессионном переходнике.

Так что советская сторона предложила снизить давление в отсеках «Союза» и увеличить содержание кислорода в его атмосфере. Это предъявляло новые требования к пожарной безопасности корабля, и многие внутренние узлы советского пилотируемого аппарата пришлось переделывать.

А вот со связью проблем возникло меньше всего. Хотя частоты американских и советских приёмо-передающих систем не совпадали, их перенастройка не заняла много времени и ресурсов. Было решено поддерживать радиообмен между кораблями и Землёй на ультракоротких волнах с частотами, на которые может быть быстро настроено советское и американское оборудование.

Потребовалось привести к соответствующим нормам и наземные средства контроля и связи, чтобы обмен информацией без задержек и ошибок шёл между центрами управления в СССР и США.

Программа «Союз-Аполлон»: как инженеры и конструкторы подготовили историческую встречу двух кораблей на орбите
 
[^]
shurup
15.07.2025 - 11:35
Статус: Offline


Кошмар Иваныч Натощак

Регистрация: 22.04.22
Сообщений: 1746
Всё было не зря


Поистине титанический объём работы в рамках проекта ЭПАС не только продемонстрировал всё возрастающий научно-технический потенциал двух сверхдержав, но и заложил фундамент для дальнейшего сотрудничества в космосе на межгосударственном уровне.

Технические специалисты двух стран обменивались опытом, совершили множество поездок из капиталистической страны в социалистическую и наоборот, не встретив непонимания, враждебности и скрытности на принимающей стороне. А уж дружба между экипажами «Аполлона» и «Союза», зародившаяся во время совместных тренировок на Земле и незабываемого полёта, продемонстрировала принципиальную готовность представителей человечества работать вместе ради благих и мирных целей.

ЭПАС не только стал первым гигантским шагом к созданию МКС, он подтвердил гениальную догадку эксцентричного теоретика русского космизма Константина Циолковского, который утверждал: «Человечество приобретает всемирный океан, дарованный ему как бы нарочно для того, чтобы связать людей в одно целое, в одну семью…»

Программа «Союз-Аполлон»: как инженеры и конструкторы подготовили историческую встречу двух кораблей на орбите
 
[^]
schwanz
15.07.2025 - 12:25
5
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 24.03.14
Сообщений: 647
Сигареты неплохие были.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
20XRay01
15.07.2025 - 15:19
5
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 13.10.16
Сообщений: 180
Командир экипажа "Союз" Алексей Леонов впоследствии рассказывал, что по сценарию открытие люка и рукопожатие должны были произойти над Москвой, но процесс стыковки ускорился. "В итоге мы открыли люк и пожали руки над Эльбой - это символично"

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
StanleyV
15.07.2025 - 15:23
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.06.12
Сообщений: 1007
Была надежда на мир и сотрудничество. Все пошло по бороде.
 
[^]
ruslan3967
15.07.2025 - 15:26
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.08.14
Сообщений: 11372
Цитата
У «Аполлонов» была похожая система, но её размеры и расположение элементов вообще не совпадали с советской. Поэтому инженерам и конструкторам двух стран предстояло создать новую систему стыковки, частично используя элементы, уже установленные на «Союзах» и «Аполлонах».



Был на экскурсии в Королёве - там стоят два этих аппарата (кто не в курсе - рекомендую съездить)

Так вот по стыковочному узлу озвучили такую версию что у нас был штырь - отверстие. Так вот, никто из стыкуемых не хотел быть отверстием gigi.gif поэтому разработали трёхлепестковый симметричный стыковочный узел. Унисекс, так скажем.

Это сообщение отредактировал ruslan3967 - 15.07.2025 - 15:26
 
[^]
weertt
15.07.2025 - 16:23
2
Статус: Offline


старый и ленивый

Регистрация: 9.02.08
Сообщений: 471
История про высокоразвитую цивилизацию. Ну, пока еще есть современники очевидцы этого события. А вот с египетскими пирамидами хужее.
Ни разу не сарказм. ((
 
[^]
persey4ik
15.07.2025 - 21:41
1
Статус: Offline


Правдоруб.

Регистрация: 7.09.11
Сообщений: 10050
ruslan3967
Цитата
Так вот по стыковочному узлу озвучили такую версию что у нас был штырь - отверстие. Так вот, никто из стыкуемых не хотел быть отверстиемпоэтому разработали трёхлепестковый симметричный стыковочный узел. Унисекс, так скажем.


Глупость это. Андрогинные узлы предполагают стыковку любого корабля с любым. Это полезно для безопасности и исключают проблемы совместимости. При древних стыковочных узлах "штырь-конус" это невозможно.

Сегодня андрогинные стыковочные узлы имеют аппараты США, Европы, Японии, Китая. Штырь-конус только у России остались.
 
[^]
skvoznak
15.07.2025 - 21:49
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.09.17
Сообщений: 2140
Шлемы одинаковые чьи?
Похоже америкосовские, у наших микрофоны круглые были..

Это сообщение отредактировал skvoznak - 15.07.2025 - 21:51
 
[^]
persey4ik
15.07.2025 - 21:53
1
Статус: Offline


Правдоруб.

Регистрация: 7.09.11
Сообщений: 10050
skvoznak
Цитата
Шлемы одинаковые чьи?


Это одинаковые только на время тренировок в США. В полете были все в своих:

Программа «Союз-Аполлон»: как инженеры и конструкторы подготовили историческую встречу двух кораблей на орбите
 
[^]
wave111
15.07.2025 - 21:54
0
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 9.01.16
Сообщений: 3044
американцы сделали метрические размеры на своем стыковочном модуле или мы инчевые на своем?
 
[^]
persey4ik
15.07.2025 - 22:05
0
Статус: Offline


Правдоруб.

Регистрация: 7.09.11
Сообщений: 10050
Цитата (wave111 @ 15.07.2025 - 21:54)
американцы сделали метрические размеры на своем стыковочном модуле или мы инчевые на своем?

Стыковочный узел АПАС-75 был разработан в СССР.
 
[^]
capul
15.07.2025 - 22:08
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 29.06.12
Сообщений: 593
у меня отец в этой программе работал на "дальней связи" (и в "луноходах" тоже) и даже заначек ему выдали))
 
[^]
wave111
15.07.2025 - 22:09
0
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 9.01.16
Сообщений: 3044
Цитата (persey4ik @ 15.07.2025 - 22:05)
Цитата (wave111 @ 15.07.2025 - 21:54)
американцы сделали метрические размеры на своем стыковочном модуле или мы инчевые на своем?

Стыковочный узел АПАС-75 был разработан в СССР.

т.е мы сделали обе половинки этого стыковочного узла, а американцы прикрутили к себе то что мы им дали?
 
[^]
persey4ik
15.07.2025 - 22:14
0
Статус: Offline


Правдоруб.

Регистрация: 7.09.11
Сообщений: 10050
wave111
Цитата

т.е мы сделали обе половинки этого стыковочного узла, а американцы прикрутили к себе то что мы им дали?


Скорее всего так. У них и так работ было много по разработке переходного отсека.
 
[^]
zdesia
15.07.2025 - 22:47
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.08.21
Сообщений: 10650
Цитата
К началу 1970-х годов «Союзы» могли стыковаться как в автоматическом, так и в ручном режиме. При этом системы корабля использовали и радиоаппаратуру и оптические методы на каждом этапе этих процессов.

А вот «Аполлоны» были несколько примитивнее: состыковать их можно было только усилиями пилотов, которые использовали лишь оптические ориентиры — мишени, установленные на другом корабле.
По большей части именно они и помогали астронавтам точнее «прицелиться».

К тому же, автоматика «Союза» при сближении и стыковке учитывала скорость кораблей, тангаж, крен, рысканье и множество других параметров, полученных с помощью радиотехнической аппаратуры.
А вот экипаж «Аполлонов» определял часть этих величин вручную, а их «бортовой компьютер» — с использованием оптических средств .


Какие американцы крутые, всё вручную делали, на глазок. Хотя это и неудивительно, после стольких-то полётов на Луну. rolleyes.gif
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
2 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 1095
1 Пользователей: Bobrius
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх