14


Благодаря человеку у Земли уже есть полноценный аналог колец Сатурна. Но приятного в этом мало: со временем рассеянный по орбите мусор может создать серьезную угрозу для пилотируемой космонавтики или даже вовсе лишить человека доступа в космос. Спутники Starlink уже мешают астрономическим наблюдениям, а поверхность МКС пестрит микро-кратерами.
К счастью, все уже не так мрачно, как пару десятилетий назад: проблема осознана, а первые шаги к ее устранению уже предприняты (хотя до полного успокоения еще далеко). О том, что такое космический мусор, почему у него нет юридического определения, чем он опасен и как человечество начинает с ним бороться, рассказал Pro Космосу доцент МАИ, ведущий научный сотрудник АО «ЦНИИмаш» и член Совета юных ученых при гендиректоре Роскосмоса Игорь Усовик.
Три вектора проблемы
— Начнем с исторического фундамента. Когда вообще люди поняли, что рост числа бездействующих аппаратов на орбите — это проблема, и с ней надо бороться?
— Проблемой космического мусора начали активно заниматься в конце прошлого столетия. Она проявилась на фоне возникновения многочисленных повреждений у космических кораблей — начиная с иллюминаторов «Спейс шаттлов» и заканчивая орбитальной станцией «Мир». Сегодня космический мусор, как проблема, имеет три различных вектора.
В первую очередь это падение на поверхность Земли крупногабаритных объектов, которые в процессе входа в атмосферу с большими скоростями лишь частично сгорают, и могут нанести серьёзный ущерб людям или имуществу. Такие случаи в последние годы стали заметны, и о них регулярно упоминают СМИ.
Второе — это помеха наблюдениям. Наши астрономы уже сегодня бьют тревогу, что не могут наблюдать звёзды или галактики. Потому что солнечное излучение, отражённое от поверхности космических объектов, создает соответствующие шумы и не позволяет заглядывать далеко в глубины Вселенной.
И третья, наиболее актуальная для космической деятельности проблемы — это столкновения в околоземном пространстве. В силу механики космического полёта они могут достигать относительных скоростей 15 километров в секунду. Тогда песчинка приобретает энергию 20-тонной фуры, которая несётся навстречу космическому аппарату. Это может привести и к частичной потере его работоспособности, или к полному выходу из строя.
Такие события уже случались. Самым известным является столкновение отработавшего спутника «Космос-2251» и космического аппарата Iridium 33, которое произошло относительно недавно (в 2009 году). В результате образовалось более 2 000 каталогизированных космических объектов и несколько сотен тысяч малоразмерных, так называемых «некаталогизированных» объектов, которые регулярно представляют угрозу космическим аппаратам и дорогостоящей ракетно-космической технике.
— Давайте конкретизируем. Что это за угрозы? И кого они касаются в первую очередь?
— Особенно остро стоит вопрос обеспечения безопасности полета космонавтов и жизнедеятельности экипажа — поскольку пробой герметичных отсеков станций может привести к падению внутреннего давления в блоках, истеканию из них атмосферы и привести к последствиям вплоть до летальных.
Есть даже специальные ситуации, отработанные на борту станции, когда в случае обнаружения тревоги космонавты переходят в спускаемый аппарат и ждут, пока уровень опасности не снизится до приемлемого.
— А этот мусор равномерно распределен по околоземному пространству, или есть места его повышенной концентрации?
— Наибольшее количество космического мусора сегодня располагается в наиболее используемых областях околоземного пространства. Это область низких околоземных орбит с высотой до 2 000 километров над поверхностью Земли и область геостационарной орбиты высотой 35 786 километров, плюс-минус 200 километров и 15 градусов по широте. А также область функционирования глобальных навигационных спутниковых систем — в диапазоне высот от 19 000 до 24 000 километров над поверхностью Земли.
Соответственно, наибольшее количество активных космических аппаратов сегодня располагается на высоте функционирования космической системы Starlink — на высоте примерно 550 километров. Сегодня число активных аппаратов для этой системы исчисляется тысячами. И, если говорить о наблюдаемых космических объектах, они создают так называемый локальный максимум в околоземном пространстве.
Но если говорить о малоразмерных, некаталогизированных космических объектах, то их наибольшая концентрация наблюдается на высотах от 700 до 900 километров, где в результате большого количества запусков и разрушений (это наиболее используемые высоты) образовалось множество небольших обломков. Которые будут существовать там десятки, сотни и тысячи лет — так как они очень медленно теряют высоту и не так интенсивно входят в атмосферу, как с более низких высот (скажем, с тех же 500 километров).
«Чисто там, где не сорят»: как бороться с космическим мусором.
— И что со всем этим «богатством» делать?
— Решение проблемы космического мусора сводится к трем направлениям деятельности. Первое — это предупреждение об опасных ситуациях на Земле и в космосе. То есть о возможном падении (и месте падения) крупногабаритных объектов и о возможных столкновениях каталогизированных объектов (то есть действующих космических аппаратов или пилотируемых космических кораблей) с космическим мусором.
Второе направление — это защита активно функционирующих космических аппаратов, орбитальных станций и космических кораблей. Защита бывает двух видов: пассивная и активная. Активная подразумевает проведение маневра уклонения от опасного события. Если мы знаем, что есть вероятность столкновения — скажем больше некоего порогового значения — то мы можем провести маневр и тем самым избежать ненужного риска.
Данный метод применим для крупногабаритных объектов, но от малоразмерных частиц космического мусора мы защищаемся с использованием элементов пассивной защиты. Сейчас она представлена в виде защитных экранов, которые устанавливаются как на орбитальных станциях, так и на некоторых спутниках для предохранения наиболее критически важных узлов.
И третье направление — это предотвращение образования космического мусора и снижение его количества на орбите. Во-первых, как говорится, «чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». Во-вторых, уже к сегодняшнему моменту на орбите более 11 000 тонн космических объектов, большую часть из которых представляет космический мусор. И с ним нужно что-то делать.
Так вот, для решения всех этих задач в той или иной степени используется мониторинг состояния околоземного пространства и отслеживание космических объектов. Мониторинг можно разделить на различные группы. В первую очередь это мониторинг наземными средствами — различного рода телескопами и радиолокационными станциями. Они позволяют фиксировать либо отраженное солнечное излучение, либо отражённые радиосигналы, по которым определяются характеристики, параметры орбиты и другие физические свойства искомых объектов.
Такие системы существуют и у нас, и за рубежом. Благодаря им мы сегодня имеем каталоги космических объектов, содержащие о них полную информацию: что за объект, на какой он орбите. Это даёт возможность прогнозировать возникновение опасных ситуаций на орбите и предупреждать операторов космических систем. Также существуют средства мониторинга с использованием космических аппаратов — дистанционно или с использованием так называемых контактных методов (когда поверхность аппарата становится датчиком ударений для малоразмерных частиц).
Конечно, досконально определить орбитальные характеристики этих частиц таким методом невозможно, но он позволяет статистически оценивать количество возможных таких столкновений. В дальнейшем по этим данным создаются модели распределения космического мусора, которые позволяют нам интегрально оценивать уровни риска по всем всему космическому пространству. Также активно используются дистанционные методы слежения. Это, по сути, оборудование космических аппаратов телескопами или радиолокационными станциями для мониторинга отражённого солнечного излучения или радиосигналов.
Преимуществом по сравнению с «наземными» методами здесь является возможность наблюдать объекты ближе, чем с поверхности планеты. Но при этом возникают все сложности, связанные с созданием космической техники (особенно если говорить о радиолокационных методах — они энергозатратны). Поэтому такой вариант рассматривается в основном теоретически, потому что создание таких аппаратов является очень дорогостоящей задачей. Однако существует большое количество уже отработанных изделий для мониторинга — с использованием как традиционных телескопов, так и перспективных средств.
— По крайней мере, проблема решается. А есть какое-то жесткое международное регулирование? С учетом того, что космосом пользуется все большее количество стран и компаний.
— Сегодня формулирование угроз, связанных с космическим мусором, во многом базируются на достигнутых соглашениях о предупреждении образования космического мусора. Начиная с уровня Организации Объединенных Наций, где в 1999 году был выпущен сначала технический доклад о космическом мусоре.
Затем в 2008 году были разработаны и выпущены руководящие принципы по ограничению образования космического мусора. Началась более активная фаза решения задачи ограничения количества космического мусора, и с тех пор уже к сегодняшнему дню достигнуты заметные успехи.
— Вот об успехах хотелось бы поподробнее. В чем конкретно они заключаются?
— Сокращено образование космического мусора от большинства источников, связанных с операционной деятельностью — то есть образование операционных элементов на орбите. Кроме того, по окончании эксплуатации спутники не должны оставлять после себя никаких рисков образования нового космического мусора. Поэтому для них задача решается по ситуации.
В первую очередь содержание всех емкостей под давлением стравливается — запасы жидкостей и газов полностью уходят в космическое пространство. Во-вторых, останавливаются все движущиеся части в элементах гироскопов и других технических узлах. Ну и заключительной фазой является разрядка аккумуляторной батареи и размывание электрических цепей — чтобы не было угрозы взрыва аккумулятора.
— Это все где-то прописано, или каждое космическое агентство решает проблему по-своему?
— Сегодня руководящие принципы Организации Объединенных Наций трансформировались в большое количество стандартов. Начиная с организационного уровня — Международной организации по стандартизации — и до национальных стандартов, в которых предусматривается применение полного спектра методов ограничения образования космического мусора. Это и предотвращение его образования на этапе эксплуатации, и снижение вероятности столкновений, и, в конечном счёте, увод на орбиту захоронения или в плотные слои атмосферы — с последующим утоплением в не судоходной части Мирового океана.
Сегодня выделены две особо защищаемых области околоземного пространства, для которых требования более жесткие. Это область низких околоземных орбит и область геостационарной орбиты. Все аппараты по окончании функционирования в этих областях должны быть уведены либо на орбиту с ограниченным сроком существования 25 лет или — для геостационарной орбиты — на орбиту захоронения, которая выше примерно на 250 километров. Такие методы позволяют нам в ближайшей перспективе (20-30 лет) сохранить наше космическое пространство для использования его в дальнейшем.
Однако в той же области геостационарной орбиты на сегодня нет никаких внешних факторов, приводящих к ее очистке. В результате происходит накапливание объектов, которые вышли из строя, формируется область захоронения. И в будущем, конечно, вопрос о том, что с этими объектами делать, встанет — потому что они оттуда уже никуда не денутся. Поэтому сегодня активно прорабатываются вопросы очистки околоземного пространства или способы активного удаления мусора. Рассматриваются различные методы, применимые как для крупных объектов, так и для малоразмерных частиц, которые мы не можем наблюдать современными средствами.
— Что это за методы?
— Методы увода малоразмерного космического мусора, в основном рассматриваются как теоретические и предусматривает создание больших областей, приводящих к торможению их в некой среде. Это надувные шары, какие-то области с раздраженной газовой средой… Но они, помимо того, что смогут очищать околоземное пространство, будут создавать риск того, что с ними будут пересекаться действующие космические аппараты. Поэтому такие методы сегодня находятся в области теоретических исследований, хотя в будущем, наверное, будут применяться.
Сегодня в активную фазу экспериментов (а в ближайшие годы — и в фазу применения) входят методы активного удаления крупногабаритных объектов с использованием контактных или бесконтактных методов воздействия. Наиболее отработанная технология контакта, стыковки и увода — это различные роборуки, с использованием механических элементов конструкции космических аппаратов.
Но есть и методы дистанционного воздействия — с использованием направленных пучков ионов, различных видов лазерного излучения или электромагнитных полей. Однако такие технологии пока находятся в стадии теоретических исследований. На практике реализованы методы с физической стыковкой и выводом объектов на орбиту захоронения или сразу в плотные области атмосферы.
Число активных аппаратов на орбите превысило 11 тысяч
— А как изменилась ситуация за последние годы? Количество пусков растет лавинообразно. Это должно как-то сказываться на степени засорения орбиты…
— Да, последние годы непрерывно бьются рекорды по количеству запущенных ракет носителей и космических аппаратов. Соответственно, и проблема техногенного засорения становится более острой. С чем это связано?
Количество активных аппаратов на орбите сегодня рекордное — оно достигает более 11 000 аппаратов, которые выполняют свои функции. И в общей массе каталогизированных объектов доля космического мусора стала меньше в сравнении с предыдущими годами.
Однако следует отметить, что каждый новый объект, запущенный в космическое пространство — это некая экспонируемая площадь, которая подвержена воздействию факторов космического полёта. В том числе — столкновением с космическим мусором и метеороидами. И появление новых крупных космических объектов приводит к постепенному образованию малоразмерных космических объектов — в результате воздействия различных факторов.
Сегодня в околоземном пространстве функционируют уже несколько крупных орбитальных группировок. Ну, самая известная из них — это группировка Starlink, для обеспечения глобального интернета. Количество космических аппаратов в её составе огромно. При этом она соблюдает все требования, предъявляемые к решению проблемы космического мусора.
Спутники первоначально выводятся на промежуточную орбиту, где производится анализ их состояния. В случае отсутствия каких-то неполадок они отправляются уже на целевую орбиту — на высоту порядка 550 километров. Там они функционируют в течение заданного срока эксплуатации, после чего уводятся обратно на орбиту с ограниченным сроком существования и достаточно быстро входят в плотные слои атмосферы и сгорают.
Однако следует отметить, что ввиду огромного количества этих аппаратов (это несколько тысяч штук) их суммарная площадь огромна. В результате образуется большое количество малоразмерных частиц, которые тоже могут представлять угрозу в окрестностях высоты функционирования и для всех объектов ниже этой высоты. Потому что обычно малоразмерные частицы опускаются быстрее, чем крупные объекты, и, соответственно, представляют угрозу для космических аппаратов.
С точки зрения автоматических космических аппаратов, может быть, это и небольшая проблема. Но как раз чуть ниже у нас функционируют обитаемые станции. Это Международная космическая станция, это китайская «Тяньгун» и в перспективе Российская орбитальная станция — которым так или иначе будет наноситься ущерб в результате возможного воздействия таких частиц.
— Космонавтам должно быть неуютно. Или пока что они в относительной безопасности?
— Конечно, сегодня станции защищены от воздействия малоразмерных частиц. Однако следует отметить, что за счёт экстенсивного роста количества объектов воздействие на них будет существенно расти. Поэтому, возможно, в будущем мы будем пересматривать подходы к обеспечению безопасность пилотируемых полетов.
Сегодня активно говорится уже не об одной группировке, а о нескольких. Потому что космические державы поняли преимущества использования таких спутниковых систем, которые, в отличие от единичных аппаратов, обеспечивают глобальность предоставления услуг, хорошие возможности по резервированию космической системы (когда несмотря на выход из строя одного или двух аппаратов система продолжает работать).
И в целом следует отметить, что такие группировки рассматривались к созданию ещё гораздо раньше — 10-20 лет назад. Просто к тому времени еще не созрели технологии, обеспечивающие массовый вывод этих аппаратов на орбиту и управление ими. Потому что раньше для каждого спутника создавался отдельный центр управления. А сегодня можно в автоматическом режиме управлять такой громадной группировкой из одного центра.
У термина «космический мусор» нет юридического определения
— А как это выглядит с юридической точки зрения? Можно ли как-то заставить компанию прислушиваться к требованиям? Или здесь пока сохраняется элемент анархии?
— Современное международное космическое право включает в себя пять «договоров по космосу», регулирующих космическую деятельность на мировом уровне. Большинство руководящих документов, которые были созданы уже после формирования нормативной базы, стали носить скорее рекомендательный характер. Руководящие принципы Комитета ООН по ограничению техногенного засорения околоземного пространства относятся именно к таким документам.
Однако все космические державы, понимая те угрозы, которые представляет космический мусор для спутниковой техники и прочей деятельности в космосе, придерживаются этих рекомендаций. И стараются внедрять на национальном уровне стандарты, обеспечивающие выполнение этих принципов. Ну, или придерживается требований тех же международных стандартов по вопросам космического мусора.
Международные стандарты разрабатываются ISO и применяются космическими агентствами и космическими компаниями как исходные данные при формулировке техзадания для космической техники. Соответственно, на уровне контрактов заказчики включают в документы те или иные нормы, которые обеспечивают ограничение образования нового космического мусора.
Те юридические нормы и правила, которые были созданы ещё начиная с 1967 года, носят общий характер — они юридически строгие и абсолютно выполнимые. Но с учетом современных изменений в космической деятельности и того, как она по факту осуществляется, они, конечно, не могут в полной мере дать ответа на вопрос, что делать с космическим мусором, применимо ли к нему то или иное действие, и вообще определить юридический термин — «космический мусор».
— Неожиданно. То есть юридически борьба с мусором существует, а самого мусора нет?
— Этот термин пока не закрепился, потому что в международных документах есть другой термин: «космический объект». И юридически все фрагменты, образующиеся в результате разрушения этого объекта — это его часть. Соответственно, первоочередной задачей для международного сообщества в юридическом аспекте будет дать чёткое определение: что же это такое. Потому что на техническом уровне в Межагентском координационном комитете по космическому мусору этот термин принят, — он связан с функциональным назначением объекта.
Грубо говоря, космический мусор — это все объекты антропогенного происхождения, которые не выполняют никаких полезных функций. Отвёртка в космосе — это не полезная вещь, как отвёртка на Земле, если её никто не может использовать.
Соответственно, факт работы с космическим мусором — в контексте его удаления или воздействия на него — это факт работы с космическим объектом. И юридически он закреплён за тем или иным государством, той или иной компанией, является их собственностью. Так что в ближайшем будущем мы будем активно рассматривать различные подходы к выработке правильного юридического определения и, возможно, заниматься доработкой уже существующих норм и правил.
— А что будет, если этого не сделать?
— Теоретически сегодня рассматриваются варианты, когда количество объектов у нас на орбите станет таким, что доступ в околоземное космическое пространство окажется практически закрыт. То есть любой запуск ракеты-носителя в космос приведёт к её столкновению с каким-то вышедшим из строя объектом, который собьёт её с заданной траектории. И мы не сможем осуществлять космическую деятельность.
— Насколько мы близки к такому сценарию?
— Количество объектов в космосе, необходимое для реализации такого сценария, сегодня исчисляется миллионами и миллиардами штук. Сегодня, как я уже говорил, на орбите находится более 30 000 крупноразмерных объектов. Малоразмерных уже действительно миллионы и миллиарды, но они не представляют такой угрозы в виду их небольших масс. Она не позволяет им сбить ракету с траектории или даже вывести из строя какой-то значимый космический аппарат. Разве что частично его повредить.
Но в целом риски растут и затраты на их парирование тоже, потому что ракетно-космическая техника — это очень дорогостоящие изделия. Выведение — тоже достаточно дорогостоящая операция. Кроме того, растёт вероятность выхода из строя длительных миссий. Когда у станций срок функционирования это 30 лет, у аппаратов на геостационарной орбите — 15 лет, а на низкой околоземной — около 10 лет.
И, несмотря на небольшие вероятности столкновения, сегодня мы можем говорить о том, что они происходят. За последнее десятилетие было несколько доказанных фактов и выхода из строя космических аппаратов по причине столкновения с космическим мусором, и также частичной потери ими функциональности.
Но, если говорить о ещё более пессимистичном сценарии — когда у нас объектов становится так много, что их нужно расчищать для осуществления деятельности — сегодня как раз развивается метод активного удаления космического мусора. Если мы говорим о удалении крупных объектов контактными методами — то это разовая операция, их не будет много.
Скорее всего, для глобальной очистки будут применяться методы сродни тем, которые предлагаются сегодня для удаления малоразмерного космического мусора — когда создаются области с разрешенным газом или какими-то частицами инея. Они будут заполнять большой объём пространства и очищать его путём взаимодействия с частицами. Все объекты, которые так или иначе пересекают область воздействия атмосферы, под действием атмосферного торможения в итоге всё равно войдут в её плотные слои. После чего сгорят или упадут на поверхность Земли.
Часть объектов на высоких орбитах (скажем, высокой эллиптической орбите) под действием гравитации Луны и Солнца тоже могут изменить свою орбиту. Так что когда-нибудь, через много-много лет, они пересекут границу атмосферы, войдут в её плотные слои и сгорят. Но, скажем, на той же геостационарной орбите сегодня нет таких факторов, которые привели бы к уходу объектов из этой области. И все объекты, которые сегодня там находятся, по сути, будут находиться там бесконечно долго. Ну, если не произойдёт какой-нибудь глобальный катаклизм, связанный с излучением Солнца или чем-нибудь ещё.
«Аналог кольца Сатурна у нас уже есть»
— И что мы имеем на сегодняшний день в сухом остатке?
— Современная физика такова, что у нас уже есть некоторый аналог кольца Сатурна. Просто он не так заметен, потому что объектов в нём не так много. Да, есть крупные объекты — массой до нескольких тонн — но они не настолько распространены в пространстве и не представляют такой угрозы. Как говорится в некоторых фантастических романах — где у нас уже настолько насыщено космическое пространство, что даже свет сквозь него не проникает, и вообще ядерная зима. Но это скорее область научной фантастики.
Важнейшая часть проблемы космического мусора связана с созданием рисков и угроз для пилотируемых полетов и орбитальных станций. Мы уже много лет присутствуем в космосе, и сегодня МКС близка к своему тридцатилетию. За это время вся ее поверхность, по сути, изъедена микрократерами в результате воздействия всяческого мусора и метеоритов. Но за столь длительный полет станция ещё не испытывала серьезных проблем с космическим мусором.
Да, были неоднократные манёвры уклонения от крупногабаритного космического мусора. Были случаи перехода экипажа в спускаемые космические аппараты. Однако до сегодняшнего момента каких-то критических ситуаций не произошло. Во многом это связано со слаженной работой по обеспечению полёта МКС, организованной содружеством государств, и с решением проблемы мусора — установкой соответствующих защитных экранных комплексов и их постепенной заменой.
После истечения срока её эксплуатации человечество продолжит продолжать наращивать свое присутствие в космосе. У нас активно рассматриваются полеты к новой Российской орбитальной станции. Есть планы по пилотируемым полетам в окололунное пространство и в дальнейшем на поверхность Луны. Ещё недавно рассматривались миссии к Марсу… Да и сегодня они активно рассматриваются: то, что сегодня делается в целом — это как подготовка.
Проблема космического мусора встаёт для всех пилотируемых миссий в околоземном пространстве. И на этапе полёта к Луне и другим небесным телам. Соответственно, сегодня проектируемые орбитальные станции должны отличаться рядом инновационных характеристик и, соответственно, быть полезными не только космонавтам, но и человечеству на Земле. По факту это уникальные космические лаборатории.
— И одной из таких лабораторий станет РОС. Она будет достаточно защищена?
— Согласно существующему проекту, Российская орбитальная станция должна быть размещена на солнечно-синхронной орбите. Солнечно-синхронные орбиты — это наиболее используемые орбиты в околоземном пространстве, отличающиеся тем, что прецессия орбиты на них примерно один градус в сутки. И, соответственно, в восходящим узле — то есть, когда спутник летит, скажем, из Южного полушария в Северное — местное солнечное время пролета у него всегда одинаковое.
Это удобно для дистанционного зондирования Земли, удобно для управления аппаратами и ещё много для чего. Поэтому эти орбиты сегодня используются наиболее интенсивно и количество космического мусора на них очень велико. Соответственно, для любых запускаемых туда новых космических объектов риски столкновения с мусором больше, чем, скажем, на других орбитах — с наклонением меньше 80 градусов.
Поэтому для пилотируемых станций, переход на более высокие наклонения в окрестностях солнечно синхронных орбит увеличивает плотности потока частиц до 70%. Но следует заметить, что так как пилотируемая космонавтика в основном осуществляется в области низких высот, там этот риск очень размазан в пространстве и времени: мелкие объекты быстро опускаются и не достигают слишком большой концентрации (как на более высоких орбитах).
Наиболее засоренные области околоземного пространства — конечно, околополярные. То есть расположенные над плюсами на высоте от 800 до 900 километров. Это районы с наибольшей концентрацией космического мусора — пересекая их, вероятность столкнуться с чем-то у вас существенно больше, чем в любых других областях.
Однако при должном уровне соблюдения всех требований по защите от космического мусора интегральный уровень риска в ближайшие 10-20 лет для космической техники там нарастать не будет.
— Почему? Мы же пока не научились удалять отработавшие свой срок аппараты. А новые запускаются постоянно.
— Дело в том, что те же космические аппараты Starlink, которых сегодня несколько тысяч, все оборудованы двигательными установками и могут осуществлять маневры уклонения от столкновения с пассивными и даже с активными космическими аппаратами (в случае, если они будут обнаружены).
Также следует отметить важность использования специализированных средств мониторинга космической среды, поскольку сегодня активно говорят о влиянии космической погоды на технику. В том числе очень важно влияние так называемых индексов солнечной активности и геомагнитной активности на торможение космических объектов. Из-за воздействия этих двух факторов плотность атмосферы становится больше, объекты тормозятся сильнее, быстрее опускаются на более низкие высоты и возрастает вероятность того, что они причинят вред нашим космическим кораблям и орбитальным станциям.
— Итак, если резюмировать. Каковы у нас успехи в решении данной проблемы?
— В целом проблемой космического мусора занимаются уже достаточно давно — порядка 30 лет. По земным меркам это считается большим сроком. За это время нам удалось достичь договоренностей о том, как осуществлять космическую деятельность, чтобы сохранить космическое пространство для будущих поколений.
Удалось выделить защищаемую область околоземного пространства, основные принципы функционирования космических объектов и даже защищаемые области для пилотируемых космических станций. Это стало возможным благодаря слаженной деятельности специалистов, которые работают в этом направлении. Научно-техническая деятельность, посвященная проблеме космического мусора, активно развивается.
Причём активно развивается не только по четырём направлениям, которые исторически сложились — это мониторинг, моделирование, защита и ограничение образования космического мусора — но и по новым: таким как активное удаление мусора или решение юридических вопросов, связанных с его определением, и тем, как с ним мы можем функционировать на международной арене.
Сегодня большое количество патентов выходит по этой тематике, связанной с решением проблем — начиная от осуществления маневров уклонения и заканчивая удалением космического мусора. Поэтому я думаю, что в ближайшие 10-20 лет уровень риска при осуществлении космических операций не будет расти.
И даже с учётом современных тенденций, таких как рост количества пусков ракет-носителей и числа выводимых ими космических аппаратов, мы сумеем достичь на международном уровне договоренностей, которые не допустят расширения этой проблемы. Чтобы в она не стала очередным фактором неприемлемого риска для нашей космической деятельности — как об этом предупреждают в научно-фантастических романах.
via