Кажется, никто и никогда не говорил о ней с придыханием. Даже в далёком 1954-м, когда совсем молоденькая Клара впервые оказалась в Каннах, местная пресса писала о ней лишь как о «прелестной актрисе из Москвы со свежестью пастушки». И пусть Лучко не называли культовой, не считали секс-символом или кумиром поколения, зато имя актрисы было на слуху полвека. Не случайно её книга называется «Я — счастливый человек». Для многих Клара Степановна так и осталась «женщиной с сияющими глазами».
1 июля исполнилось 100 лет со дня рождения Клары Степановны Лучко.
Её Клавдия в "Цыгане" и затем в "Возвращении Будулая" запомнилась светлой грустью и бесконечной женственностью. Тихая, смиренная, и в то же время сильная... Такая, кажется, со всем справится. Судьба у самой Клары Лучко сложилась не самая легкая, а она в ответ твердила: "я счастливая". Любительница шляпок и шпилек, образец элегантности, она и на восьмом десятке удивляла окружающих прекрасной физической и профессиональной формой.
Родом с Полтавщины
Клара Лучко родилась 1 июля 1925 года в украинском селе Чутово, под Полтавой. Отец - Степан Григорьевич выходец из села Лучки - отсюда и семейная фамилия, - работал директором совхоза, а мать, Анна Ивановна - умная, трудолюбивая и волевая женщина, хотя и не имела образования, была председателем колхоза в соседнем селе.
Клара, единственный ребёнок в семье, взяла от родителей всё самое лучшее: доброту, честность, сострадание, неимоверное трудолюбие, тягу к знаниям, живость ума и, конечно же, мамин артистический талант - у женщины был прекрасный голос, и в молодости она пела в церковном хоре вместе со знаменитым Иваном Козловским. Родители души не чаяли в девочке, но не воспитывали её: работая в разных селах, они даже не каждый день появлялись дома, поэтому, как издревле повелось в крестьянских семьях, основную часть времени с девочкой проводила неграмотная бабушка. На самом деле она была родной сестрой матери Клары и приходилась той тёткой, но в семье Лучко её звали не иначе как бабушкой Килей. Она была широчайшей души человек, заботливой хозяйкой, дело жизни которой - дарить тепло и заботу окружающим. О бабе Киле актриса всю жизнь вспоминала с большой любовью.
"Воображала себя Тамарой Макаровой!"
В детстве и подростковом возрасте Клара отличалась от сверстников очень высоким ростом. За худобу и угловатую, словно вытянутую фигуру её прозвали Жирафой. Клара не обижалась, но в душе сильно переживала, ведь с самых ранних лет мечтала быть красивой. Несмотря на энергичных и видных родителей, девочка росла скромной и замкнутой. Клара любила читать, вела дневник, много размышляла. Поэтому для родителей было неожиданностью её желание поступать после школы во ВГИК. Позднее Лучко признается: "Когда мама уходила на работу, я накручивала волосы на раскалённый гвоздь, надевала её туфли на каблуках и воображала себя Тамарой Макаровой!". Именно фантазия привела девочку к мысли стать артисткой. Правда, родители не понимали и не принимали увлечения дочери театральным искусством, желая видеть её врачом или юристом.
Когда началась война, семью Лучко отправили в тыл, в Казахстан. Туда же в то время был переведён и ВГИК. Как-то, читая местную газету, Клара наткнулась на объявление о том, что Сергей Герасимов набирает актёрский курс. Несмотря на протесты мамы, Клара отправилась на прослушивание и прошла его. Как вспоминала сама Лучко, на первых курсах ей было довольно сложно - она зажималась и невероятно стеснялась. К тому же девушку с сильным украинским выговором попросили срочно научиться "разговаривать по-русски", иначе из ВГИКа её придётся отчислить. Неимоверных трудов стоило старательной Кларе исправить акцент!
Она не числилась среди одаренных студентов, но преподаватели в ученицу верили. Как-то на одном из занятий Тамара Макарова сравнила Лучко с растением петунией. Кларе это название показалось очень красивым, и каково же было её разочарование, когда она увидела на клумбе ту самую петунию - маленькие листочки и еле заметные из-за них цветы. Тогда Клара поняла, что Макарова говорила о её скромности.
Прирождённая казачка
Клара Степановна получила диплом с рекомендацией: "Лучко - тургеневская героиня, ей подойдут лирические классические роли". Между тем её привлекали сложные, психологические роли, для которых требовалось множество душевных сил.
Однако с первыми работами в кино ей не повезло. После дипломной "Молодой гвардии", Лучко снялась в нескольких откровенно неудачных фильмах и собиралась уйти из кино. Но неожиданно её пригласили на пробы фильма
"Кубанские казаки" Ивана Пырьева.
Актриса была уверена, что её место - в массовке, к тому же у режиссёра была репутация человека несдержанного и деспотичного. Но несмотря ни на что, робкую и неуверенную в себе девушку утвердили на роль молодой колхозницы Даши Шелест. Чтобы актёры прониклись колхозной жизнью, Пырьев заставил всех трудиться в совхозе-миллионере "Кубань", где проходили съёмки. В то время началась страда, и актёры работали на комбайнах, сгребали зерно на току.
"Вас ждёт прекрасное будущее"
Однажды, возвращаясь с работы домой, на проходной "Мосфильма" юная актриса столкнулась с мэтром Александром Довженко. Он приподнял шляпу, поздоровался и сказал актрисе: "Я только что посмотрел ваши фотопробы. Вас ждёт прекрасное будущее, вы будете много сниматься". Он оказался прав. "Кубанские казаки" буквально перевернули жизнь актрисы. В мгновение ока она обрела веру в себя и признание во всём Союзе. Никому неизвестная актриса стала лауреатом Государственной премии, а на Кубани ей даже присвоили звание почётной казачки.
Фильм Пырьева сыграл решающую роль и в личной жизни актрисы. Клара Степановна на съёмках познакомилась с актёром Сергеем Лукьяновым и отдала ему своё сердце. Через год после премьеры комедии они поженились, у супругов родилась дочь Оксана.
Канны и Пикассо у её ног
В Канны на кинофестиваль она попала в 1952 году с фильмом Всеволода Пудовкина "Возвращение Василия Бортникова". Картина наград не взяла, но Лучко произвела фурор. Причём Клара Степановна долго решала главную проблему любой актрисы на этом мероприятии - что надеть для дефиле по красной дорожке? Сначала заказала в ателье на Кузнецком мосту платье из органзы. Но у советских портних получился наряд а-ля "баба на чайник". Тогда актрисе предложила своё вечернее платье Людмила Целиковская. Она была значительно миниатюрнее статной Клары Степановны, но от отчаяния Лучко решила примерить наряд. К её удивлению, всё подошло! Правда, впритык. Именно в этом платье актриса блистала в Каннах.
Пабло Пикассо, один из почётных гостей тех фестивальных показов сравнил русскую красавицу со "свежей розой". А местные журналисты даже поспорили, настоящий ли у русской дивы румянец. Потеряв чувство такта, они подошли к Кларе с носовым платком и попытались оттереть несуществующие румяна с раскрасневшихся от волнения щёк.
Бросила вызов самой Вивьен Ли
1950-е вообще были удачными годами в её карьере. Клара Степановна стала востребованной актрисой и снималась в картинах Юткевича, Пудовкина, Хейфеца. В 1955 году её большой работой стали роли в картине "Двенадцатая ночь" по одноименной комедии Шекспира. Перед актрисой стояла сложная задача - ей предстояло сыграть три роли: Виолу, её брата-близнеца Себастьяна и Цезарио. К тому времени зрители хорошо помнили "Двенадцатую ночь" с блистательной Вивьен Ли, звездой "Унесённых ветром".
Выбор режиссёра Яна Фрида у многих вызывал недоумение: как Лучко со своим украинским акцентом будет играть Шекспира? Но Ян Фрид не изменил своего решения. А Клара Степановна с энтузиазмом взялась за свои роли. Она упорно училась фехтованию и верховой езде и отказалась от дублёров. Её персонажи были буквально выстраданы. Если актрисе казалось, что что-то не получается, то она украдкой плакала за декорациями, и продолжала упорно работать.
После окончания съёмок Клара Лучко вместе с фильмом отправилась на Эдинбургский фестиваль. На родине Шекспира её ждал огромный успех. Картина получила блестящие отзывы, и в первую очередь кинокритики отмечали игру Клары Лучко. А 45 лет спустя, в 2000 году, в Кембридже выбирали лучших актрис тысячелетия. И среди них назвали Клару Лучко. Ей прислали сертификат
"Женщина тысячелетия".
Чёрная полоса и белая
В 60-е годы в её жизни наступила чёрная полоса: от инфаркта умер муж. На её долю выпали одиночество, тревога за маленькую дочь, неопределенность в кинокарьере. Лишь через восемь лет после смерти мужа Клара Степановна встретила журналиста и писателя Дмитрия Мамлеева - они познакомились в гостях у подруги актрисы.
После громкого успеха в кино для Лучко наступило затишье. У неё было правило - не отказываться от предложенных ролей, пусть и не очень значимых. Она считала, что актёрская профессия не приемлет простоя, и требует всегда находиться в творческой форме. При этом на совсем уж компромиссные с её точки зрения работы не соглашалась. Так отказала Леониду Гайдаю исполнить роль "соблазнительницы" Анны Сергеевны в "Бриллиантовой руке". Объяснила режиссёру, что играть "девку в купальнике" ей кажется несерьёзным. А с приглашением сняться в телесериале "Цыган" по роману Анатолия Калинина в её жизни началась белая полоса - как награда за терпение и стойкость.
Возвращение с Будулаем
Когда решался вопрос о главной героине, Клавдии, Калинин твёрдо заявил, что играть должна только Лучко. Раньше он видел актрису в Театре киноактёра в спектакле "Суровое поле" по своей книге, и она ему очень понравилась. Правда, по сценарию Клавдии было 40 лет, а Кларе Степановне - уже 54. Но она так ярко и естественно исполнила свою роль, что зрители об этом даже не подозревали.
На роль Будулая приглашались многие актёры, даже Джигарханян, но режиссёра Александра Бланка никто не устроил. И тогда Клара Степановна вспомнила о молдавском актёре Михае Волонтире, с которым в 1977 году снималась в драме "Корень жизни". Сериал стал очень популярным - зрители засыпали Лучко письмами, как и после "Кубанских казаков". Через шесть лет вышло продолжение - "Возвращение Будулая". Все, кто прикипел к телеэкранам, не сомневались в подлинности чувств героев, настолько достоверной была их игра. Лучко даже "выдали замуж" за Волонтира. Они сохранили крепкую дружбу на всю жизнь. И когда с Михаем случилось несчастье (он ослеп), Клара Степановна организовала сбор средств на операцию.
Помогала словои м делом
Она умела оставаться красивой, считала, что секрет её молодости в добром сердце. Лучко была известна как человек, который поддерживает благотворительные фонды, и может "замолвить словечко", если видит, что кто-то попал в беду. Однажды именно после её разговора с Наиной Ельциной в списки претендентов на президентскую премию включили Марину Ладынину. Лучко сказала первой леди, что готова отказаться от денег в пользу знаменитой, но нищей артистки. Но Клару не вычеркнули из списков, просто добавили ещё и Марину.
Клара Степановна до глубокой старости сохранила прекрасный внешний вид, стройную фигуру. Её секрет красоты был прост: она всё делала по дому сама и любила возиться с землёй на даче. К счастью, она не узнала, что такое старость, немощь, болезни. Все это обошло её стороной. Она ушла из жизни неожиданно - из-за оторвавшегося тромба. Клара Степановна никогда не жаловалась на здоровье, и её смерть стала ударом для близких и коллег.