МОСКВА, 24 июня. /ТАСС/. Правила оказания услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей обновлены России. Документ вступит в силу с 1 сентября и будет действовать 6 лет, указано в постановлении правительства РФ, с которым ознакомился ТАСС.
Новые правила, описывающие взаимодействие автосервисов и автовладельцев, содержат ряд нововведений.
Новое для автомобилистов
В частности, прописана возможность заключения договора через интернет-сайт или приложение. В новых правилах по сравнению со старыми детализируется перечень автомототранспортных средств, на которые распространяются это регулирование, - "автомобиль, мотоцикл, мотороллер, прицепы и полуприцепы к ним, а также их составные части".
Из требований к договору между клиентом и автосервисом исчезла необходимость указания в нем цены автомобиля, "определяемой по соглашению сторон". Изменено и описание порядка возмещения возможного ущерба. В прежней редакции правил говорилось, что в случае утраты или повреждения автомобиля или запчастей исполнитель должен в трехдневный срок безвозмездно предоставить в собственность клиенту машину или запчасти аналогичного качества либо возместить их стоимость в двукратном размере.
В новом документе такие подробности не прописаны,
но сохранились позиции о том, что "вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие недостатков оказанных услуг, подлежит возмещению в полном объеме в порядке, установленном законодательством РФ". Кроме того, "убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки (пеней), установленной законом РФ "О защите прав потребителей" или договором".В старых правилах была прописана обязанность автосервиса "иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию", в новом документе такого пункта нет.
Мнение эксперта
Член Общественной палаты РФ, вице-председатель движения "Комитет по защите прав автовладельцев" Александр Холодов в беседе с ТАСС выразил сомнение в том, что пункт по предоставлению другого автомобиля в течение трех дней "когда-либо действовал на практике".
"В данном случае, скорее, действует закон о защите прав потребителей. Я думаю, что именно по нему в любом случае компенсации взыскивались, если вдруг такая необходимость возникала", - сказал специалист. "Я с трудом представляю себе, как могут предоставить другой аналогичный автомобиль - например, сожгли случайно "Жигули" и дали вместо этого "Москвич"? То есть это на практике, конечно, никогда в жизни не применялось, поэтому, наверное, правильно, что глупость убрали", - сказал Холодов.
По его словам, автовладельцы могли не знать о существовании такого подзаконного акта и при возникновении проблем руководствовались здравым смыслом и общими правилами закона о защите прав потребителей, где прописаны штрафные санкции.
Переиздание правил
Кроме перечисленных позиций, новая версия правил имеет и ряд других нововведений. Документ по объему почти вдвое меньше предыдущего, однако в целом повторяет существующие сейчас права и обязанности сторон при оказании услуг по техобслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Как отметил Холодов, для автомобилистов "особо ничего не поменялось".
Согласно документу, автосервисы обязаны информировать клиентов о перечне услуг, применяемых нормах техрегулирования, ценах на запчасти, гарантийных сроках и так далее, а также о том, какой именно мастер будет проводить работы, "если это имеет значение, исходя из характера услуг". Водителю должны быть предоставлены для ознакомления текущие правила, адрес и телефон территориального органа Роспотребнадзора, перечень льготников и льгот (право на льготное обслуживание сохраняется за клиентом и в случае, если он пользуется автомобилем по доверенности).
Качество оказываемых услуг должно соответствовать условиям договора или требованиям, "обычно предъявляемым к качеству услуг такого рода". Исполнитель обязан предупреждать клиента о непригодных запчастях, которые тот предоставил. Если клиент отказывается принимать меры, сервис вправе расторгнуть договор и потребовать возместить убытки. Клиент не может предъявлять претензии к явным недостаткам машины, если он не стал проверять ее при приемке.
При возникновении разногласий относительно недостатков оказанных услуг или их причин автосервис обязан по своей инициативе или по требованию автолюбителя направить машину на экспертизу и оплатить ее проведение. Если в результате будет установлено отсутствие нарушений со стороны автомастерской, то расходы ложатся на плечи инициатора экспертизы, а в случае назначения ее по соглашению сторон - на исполнителя и клиента поровну.
Техобслуживание - это профилактическая проверка и замена изношенных частей машины. Оно отличается от техосмотра, который подразумевает под собой проверку транспорта на соответствие требованиям безопасности и в ряде случаев является обязательной процедурой.
Предыдущая редакция правил была утверждена постановлением правительства в 2001 году и затем изменялась и дополнялась в 2007 и 2017 годах. Принятие нового документа обусловлено "регуляторной гильотиной", когда нормативные акты переиздаются и, в частности, устанавливаются на определенный срок вместо бессрочного действия/
Вырвали из контекста, закинули на вентилятор. Ничего нового от ТСа