6


При первой же возможности французы лезут на баррикады. Или надевают желтый жилет поверх привычных матроски, шарфика, берета, багета с круассаном – и выходят протестовать. Хотя после Ковида желание показывать фиги властям явно поубавилось. Не хотелось бы двигать теории заговора, но французы до ковидных прививок и после – разные люди. Фиг знает, что нам вкололи. Надеюсь, это только кажется.
Так вот, что такое содержится во французском образовании, что местное население не позволяет себя мордовать по беспределу? С рождения во французах воспитывают чувство свободы. Да-да. Не смейтесь. Постоянно заставляют сохранять границы чужой и своей свободы. Это священно. Не дай Бог кого-то оскорбить или ударить. Это невозможно. Даже в обычной жизни повышение голоса может закончиться вызовом полиции. Поэтому на француза «верхом не сядешь». Свои права и, главное, свою личную свободу с детского возраста местные охраняют, как Кащей своё яйцо.
Учителя и ученики равны (О как!). Унижение в обе стороны не проходит. Привычное нам повышение голоса учителем просто невозможно. Важна здесь не система подчинения, а социальное взаимодействие. Эгалитэ, блин! Полное равенство. Умение договариваться, спокойно отстаивать свои права, уважать другого человека, даже, прости Господи, араба. Именно поэтому важнее оценок по предметам – рейтинг поведения. Оценивается умение ладить и социальная активность. Это прямо главное. Не представляю, как можно заставить французов отказаться от свободы. Есть тебе, Гавроши!
Таким образом маленькие французы встраиваются в сложную и разнообразную систему французского гражданского общества, которая и образует понятие политическая нация. Конечно, воспитание патриотизма тоже присутствует. Не в виде отдельных бесполезных уроков. Не через пропаганду и враньё. Все возможные места в учебном процессе просто пропитаны уважением к своей истории. Они по-настоящему гордятся своей страной и любят ее. Со всеми её прелестями и недостатками. Осознанно. Есть за что, кстати. И залогом этого процесса служат школьное образование и воспитание. Именно воспитание. Как бы это не звучало банально и пафосно – воспитание настоящего человека.
Едем дальше. Все дети разделены по возрасту на четыре части, каждая из которых образует собственную школу. Начальная: Матернэль, Элементэр. Средняя: Колледж, Лицей. И каждая школа в отдельном здании. Возрасты не смешиваются, что удобно с точки зрения управления процессом и специализации. Это не как в России. И первоклашки, и выпускники в одном здании. Разница между ними велика так, что нижняя граница мини-юбок одиннадцатиклассниц находится на уровне глаз первоклашек.
Учатся французы с трех до восемнадцати лет. Не ходить в школу с 6 лет нельзя. Если полиция увидит праздно шатающегося по улице ребенка во время уроков – обязательно будет разбираться: почему не в школе. Контроль жесткий. Чуть пропустил урок – тут же сообщают в смс, на почту, в Пронот (приложение для детей и родителей, там всё: уроки, задания, оценки, анонсы. Удобно очень.) С точки зрения АйТи – прямо зашибись, как организовано.
Отдельно про обед. Вся Франция с 12:00 до 14:00 обедает. Святое время. Работать, звонить, воровать, беспокоить в эти два часа не принято. Если, например, звонишь в 11:55 в организацию и разговор продолжается, то в 12:00, прямо на полуслове, положат трубку. Я привык уже, но сам так делать и соблюдать своеобразный ежедневный обеденный шабат пока не научился. В школе тоже два часа обед. И так всю французскую жизнь.
Перед праздниками в обычную муниципальную школу приходят шеф-повара из крутых ресторанов. Недавно у сына в школе был двухзвездный мишленовский шеф. Делал бургеры. Дети офигели от счастья. Вот так французов и приучают наслаждаться жизнью с детства.
В следующий раз расскажу, почему французы круто играют в футбол. Продолжение – следователь.
Это сообщение отредактировал SavvaBien - 19.06.2025 - 18:08