17


Телефонные мошенники добрались до самозанятых. Родственницу коллеги уже достали звонками «представители ФНС»:
- У вас доход за 2024 год выше, чем указано в справке 2-НДФЛ. Заплатите штраф, а то, сами знаете, хуже будет!Маленькое пояснение: если вы вдруг по незнанию подумали, что 2-НДФЛ — это какая-то форма декларации о доходах, которую должны подавать самозанятые граждане, то ничего подобного. Самозанятые, в отличие от индивидуальных предпринимателей (ИП), вообще никаких деклараций не подают (см. «Напоминалку «КП»). А 2-НДФЛ — справка, которую, наоборот, выдают гражданину (не обязательно самозанятому) по месту работы или в ФНС в подтверждение его доходов и уплаченных налогов. Например, для банка, если человек хочет взять кредит. Но когда речь идет о звонках мошенников, про логику говорить бессмысленно — чем непонятнее, тем проще сбить жертву с толку.
- Самозанятые сегодня — действительно одна из потенциально самых уязвимых для мошенничеств категорий налогоплательщиков, — комментирует управляющий RTM Group, эксперт в области кибербезопасности и права в ИТ Евгений Царев. — Их на конец 2024 года, по данным ФНС, в России было уже более 12 миллионов. И они всё делают сами: вносят данные о доходах через приложение «Мой налог» и через него же оплачивают налоги.
Как в этой ситуации разобраться, действительно ли к вам есть какие-то претензии или это вас ловят на крючок, пользуясь тем, что большинство самозанятых — обычные граждане, зачастую без углубленных юридических и налоговых знаний?
«Мы проверили ваш счет»В региональных налоговых про схему обмана самозанятых — с разными вариациями — уже знают. Как вариант, потенциальным жертвам сообщают, что видят неучтенные при расчете налога суммы, поступавшие на банковский счет. И требуют провести сверку. Чтобы получить доступ к нужному документу, надо назвать код, который придет по СМС (дальше вы уже поняли).
Также могут от имени ФНС требовать данные банковских счетов (ну практически ключ от квартиры, где деньги лежат), другие персональные данные, ссылаясь на то, что проводят некую «проверку деятельности самозанятого». Или прямо заплатить некие «штрафы» или «сборы» — зачастую по присланной ссылке или QR-коду. Естественно, всё надо сделать срочно — иначе опять-таки штрафы или блокировка деятельности.
Как понять, звонит налоговая или мошенники- Если ФНС что-то хочет официально сообщить любому из налогоплательщиков, она обязательно делает это в личном кабинете налогоплательщика или приложении «Мой налог» для самозанятых. Поэтому сказали «Спасибо», положили трубку — и зашли в личный кабинет или приложение. И посмотрели, есть ли уведомление, — рекомендует самую простую и безопасную схему действий генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности Эльман Мехтиев.
Как рассказала «КП» старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Полина Гусятникова, действительно бывает так, что из налоговой инспекции звонят гражданам — если те обратились туда с какими-то жалобами или за чем-то еще. И предупреждают, что, скажем, придется подать какие-то дополнительные документы. Но обязательно потом приходит и официальный письменный ответ. И данные из документов никогда не требуют диктовать по телефону.
- Если «инспектор» сразу предлагает что-то доплатить или заплатить штраф — это главный тревожный звонок, который свидетельствует, что вам звонят вовсе не из налоговой, — предупреждает юрист. — Ни в коем случае не переводите деньги по реквизитам, которые вам продиктовали по телефону или прислали ссылкой.
- Любому лицу, зарегистрированному как самозанятый, следует помнить простую истину. Даже если вам на мобильный телефон позвонил действительно сотрудник налогового органа, то продолжением любого телефонного звонка должно стать письмо, требование, уведомление или любой иной официальный документ, направленный этим же государственным органом, — сообщила «КП» еще один юрист, адвокат, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов "М-ПАРТНЕРЫ" Екатерина Беспалова. — Такой документ может поступить через «Почту России» на адрес вашей регистрации, в личный кабинет на портале «Госуслуги» или в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России.
Главные рекомендации от адвоката такие:– максимально быстро завершать разговор при поступлении подобных звонков, пока на вас не оказали психологическое давление,
- особо внимательно отнестись к звонкам, которые поступают на мессенджеры, им не доверять в первую очередь,
- не проводить никаких платежей без поступления официального документа,
- не сообщать никаких личных, банковских данных при поступлении звонка.
Все это, впрочем, касается не только самозанятых.
Что говорят в ФНСНу и напоминание собственно от настоящей ФНС:
«Налоговые органы никогда не запрашивают персональные данные или финансовую информацию по телефону, электронной почте, через смс или социальные сети. Все официальные запросы осуществляются через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или заказными письмами.
Не существует «штрафов» или «сборов» за статус самозанятого. Оплата налога на профессиональный доход осуществляется исключительно через мобильное приложение «Мой налог» или официальные приложения банков.
При получении звонков или писем от имени комиссии или налогового органа налогоплательщик может связаться с сотрудниками администрации района для подтверждения информации или обратиться в Единый контакт-центр ФНС России по телефону: 8-800-222-22-22».
Читайте на WWW.KP.RU:
https://www.kp.ru/daily/27714/5102410/