10


О душе в эпоху второй промышленной революции
«Чтобы заранее подавить любой бунт, вы не должны прибегать к нему насильственным путем. Методы, подобные гитлеровскому, устарели. Достаточно создать такую мощную коллективную обусловленность, что сама идея бунта больше не будет даже приходить в голову людям. В идеале было бы формировать людей с рождения, ограничивая их врожденные биологические способности...
Затем мы продолжили бы обусловливание, резко сократив образование, чтобы вернуть его к форме профессиональной интеграции. Необразованный человек имеет лишь ограниченный кругозор мысли, и чем больше его мысль ограничивается посредственными занятиями, тем меньше он может бунтовать. Необходимо добиться того, чтобы доступ к знаниям становился все более и более затруднительным и элитарным… чтобы увеличивалась пропасть между человеком и наукой, чтобы информация, предназначенная для широкой публики, была обезврежена от любого содержания подрывного характера. Тем более никакой философии. И здесь мы снова должны использовать убеждение, а не прямое насилие: мы будем массово транслировать по телевидению развлечения, которые всегда льстят эмоциональным или инстинктивным.
Мы будем занимать умы бесполезным и игривым. Хорошо в непрекращающейся болтовне и музыке удерживать ум от мыслей.
Сексуальность будет поставлена во главу угла человеческих интересов. В качестве социального транквилизатора нет ничего лучше. В общем, мы позаботимся о том, чтобы изгнать серьезность существования, высмеять все, что имеет высокую ценность, поддерживать постоянную апологию легкости; чтобы эйфория рекламы стала эталоном человеческого счастья и образцом свободы.
Таким образом, обусловленность сама по себе производит такую интеграцию, что единственным страхом (который необходимо будет поддерживать) будет страх быть исключенным из системы и, следовательно, лишенным доступа к условиям, необходимым для счастья. С произведенным таким образом массовым человеком нужно обращаться как с тем, чем он является: с теленком, и за ним нужно следить, как за стадом. Все, что усыпляет ясновидение, социально хорошо, все, что угрожает пробудить его, должно быть осмеяно, задушено, с ним нужно бороться...
Любая доктрина, бросающая вызов системе, должна быть сначала названа подрывной и террористической, а затем к тем, кто ее поддерживает, следует относиться как к таковым. Заметим, однако, что подрывного человека очень легко развратить: все, что вам нужно сделать, это предложить ему деньги и власть».
Названию «Человек старомоден» Гюнтера Андерса отражает глубокую критику положения человечества в век технологий. Андерс использует это название, чтобы выразить идею о том, что люди с их традиционными способностями и ценностями устарели по сравнению с очень быстрым развитием современных машин и технологий.
Вот несколько конкретных причин, по которым Андерс, возможно, выбрал это название:
Несоответствие между человеком и технологией: Андерс отмечает, что технологический прогресс намного превзошел человеческую способность понимать и контролировать свои инструменты. Человек в своем естественном эволюционном развитии уже не в состоянии идти в ногу с создаваемыми им изобретениями, что делает его устаревшим по сравнению с его собственными творениями.
Отчуждение и дегуманизация: Автор подчеркивает, как современные технологии способствуют отчуждению человека, дистанцируя его от природных процессов и его традиционных социальных взаимодействий. Это отчуждение приводит к тому, что человек становится своего рода развалиной в мире, где доминируют машины и автоматизированные системы.
Размышления о современности и прогрессе: Название побуждает к критическому размышлению о современности и о том, что на самом деле означает прогресс. Андерс подвергает сомнению идею о том, что технологический прогресс представляет собой улучшение в абсолютном смысле, предполагая, что вместо этого он может привести к человеческому регрессу с точки зрения ценностей, этики и критически важных навыков.
Мягкий тоталитаризм: Как обсуждалось в отрывке, Андерс говорит о «мягком тоталитаризме», при котором человеком манипулируют и обуславливают его с рождения. В этом контексте человек становится винтиком в более крупной системе, теряя свою индивидуальность и способность к бунту, что еще больше способствует его устареванию.
Устаревание традиционного существования: Название также можно интерпретировать как критику представления о том, что традиционная человеческая жизнь с ее отношениями и естественным ритмом считается устаревшей или ненужной в обществе, где доминируют технологии.
Гюнтер Андерс в своей книге «Человек устарел» предлагает нам задуматься о нашем положении в современном мире, а также об этических и социальных последствиях технического прогресса, подчеркивая риск потери нашей человечности в контексте, в котором все больше доминируют машины и невидимые властные структуры. .
https://umanesimodigitale.info/ru/gunther-anders