Христианство по-саксонски

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
hime
21.05.2025 - 17:38
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6642
10
Ге́лианд (Heliand) (/ˈhɛliənd/) - эпическая аллитерационная поэма в стихах на древнесаксонском языке, написанная в первой половине IX века (аллитерационный стих — акцентный стих древней германской и кельтской поэзии. Основан на аллитерации: в каждой строке по меньшей мере два слова должны начинаться с одного и того же звука).

Название поэмы означает «Спаситель» на древнесаксонском языке (ср. немецкое и нидерландское Heiland, означающее «спаситель»), а сама поэма представляет собой пересказ Библии, повествующий о жизни Иисуса в аллитерационном стихотворном стиле германского эпоса. «Гелианд» - самое большое из известных произведений, написанных на древнесаксонском языке.

Поэма, должно быть, была относительно популярна и широко распространена, поскольку существует в двух рукописных и четырёх фрагментарных версиях. Она занимает около 6000 строк. Существует praefatio (предисловие, введение), которая могла быть заказана либо Людовиком Благочестивым (король с 814 по 840 год), либо Людовиком Немецким (806-876).

Первое упоминание о самой поэме в новое время относится к 1587 г., когда Франциск Юний (младший) переписал фрагмент. Она была напечатана только в 1705 г. Джорджем Хиксом. Первое современное издание поэмы было опубликовано в 1830 году Иоганном Андреасом Шмеллером.

Это сообщение отредактировал hime - 21.05.2025 - 17:44

Христианство по-саксонски
 
[^]
hime
21.05.2025 - 17:39
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6642
Гелианд был написан, вероятно, по просьбе императора Людовика Благочестивого около 830 г. н. э., чтобы побороть двойственное отношение саксов к христианству. Саксы были вынуждены принять христианство в конце VIII - начале IX века после 33-летнего конфликта между саксами при Видукинде (Widukind) и франками при Карле Великом (Charlemagne). Примерно в то время, когда был написан «Гелианд», произошло восстание саксонских стелингов, или низших социальных слоёв. Мерфи описывает значительное влияние «Гелианда» на судьбу европейского общества; он пишет, что автор «Гелианда» «создал уникальный культурный синтез между христианством и германским воинским обществом - синтез, который заронит семя, которое однажды расцветёт в полноценную рыцарскую культуру и станет основой средневековой Европы».

Стоит заметить, что саксы сопротивлялись распространению христианства наиболее ожесточённо – восстания вспыхивали одно за другим, омывая всё кровью. Христианизация Руси князем Владимиром несколько позже «огнём и мечом» и близко не стоит, так как он до этого всё уже теми же огнём и мечом всех привёл под практически единоначалие Перуна. Поэтому заимствование Византийской веры прошло без вот такого сопротивления практически всех (включая знать), как это было у саксов.

Зато после этого саксы стали самыми истовыми последователями распространения христианства на Восток, «обратив» (уничтожив) полабских славян (всяких лютичей, бодричей, пруссов). Наши это давление прочувствовали в виде орденов тевтонцев, меченосцев и прочих ливонцев.

Христианство по-саксонски
 
[^]
hime
21.05.2025 - 17:39
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6642
В поэме прослеживается и влияние древнегерманской народной поэзии. При выборе эпизодов для пересказа автор учитывает вкусы публики. Евангельская история рассказывается с помощью образов, понятных местным жителям: пастухи, слушающие благую весть ангелов, превратились в тексте «Гелианд» в конюхов, искушение Христа происходит не в пустыне, а в лесу, свадьба в Кане представлена как жанровая сценка традиционной германской пирушки, а Нагорная проповедь - как совещание князя с дружиной.

Действующие лица евангельского рассказа типологически схожи с героями эпосов, чьи титулы, поведение, образ мышления соответствовали нормам, принятым в высших кругах германского общества раннего средневековья. Христос выступает здесь как «правитель», «сын правителя», «государь народов», «хранитель земли», Богородица - как «женщина из знатного рода», апостолы - как «свободные мужи», «верноподданнейшие люди на земле», Ирод - как «вассал императора», «кольцедаритель», пирующий с дружинниками, «друзьями кольца». Хотя в евангельских текстах часто говорится о предопределенности пути Спасителя, в «Гелианд» события интерпретируются в привычных для германского мира метафизических категориях, прежде всего судьбы, рока. Для большей ясности и понятности автор вносит в свой рассказ иногда даже заведомо неверные черты, заменяя, напр., крест виселицей и т. д. (этот фрагмент описания взят здесь)

Это сообщение отредактировал hime - 21.05.2025 - 17:43
 
[^]
hime
21.05.2025 - 17:40
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6642
Ну и самое интересное – просто фрагменты из этой адаптации, для ознакомления и сравнения. Кому хочется больше, в сети есть перевод на английский этой поэмы. Я как мог перевёл кусочек.

LVII

"Спите и отдыхайте", - сказал Он. «Сейчас он придёт, придёт с силой, тот, кто продал Меня, безгрешного, и получил за это серебро». Ученики Христа проснулись после этих слов и увидели, что идут воины, поднимаются на гору с большим шумом, гневных оруженосцев много.

LVIII
Иуда по праву возглавлял их, человек с ненавистью в сердце. За ним шли иудеи, народ вражеского клана. Посреди них они несли огонь, светильники в сосудах; и они несли факелы, ярко горящие из города, когда с большим нетерпением начали подниматься в гору. Иуда хорошо знал это место, к которому он должен был привести всех жителей земли. Когда они подошли к месту, где находились люди, он сказал им в знак, чтобы они по ошибке не схватили какого-нибудь другого человека: "Сначала я подойду к Нему, - сказал он, - поцелую Его и скажу: это Сам Христос! Тогда вы схватите Его силою толпы; Свяжите Его там, на горе, и спустите в бастион, Ведите Его среди народа: он лишился своей жизни, а его слова были вполне понятны."

И люди пошли, пока не пришли к Самому Христу, этот мрачный народ евреев, туда, где Он стоял со Своими последователями, Господь Всевышний, ожидающий Своей судьбы, посланной Богом, в чудесное время. Тогда Иуда подошёл к Нему, Человек без веры, к Божьему отроку он кивнул головой и здесь говорил с Господом, Поцеловал Его, Могучего Христа, исполнил слово, указал на Него народу, как обещал прежде. Господь всех народов терпеливо сносил все, Владыка мира, и словами Своими говорил с ним, спрашивал его смело: "Зачем ты пришёл ко Мне с этим воинством?

Тогда многие снова заговорили с Ним и сказали, что им сообщили, будто Спаситель затаился здесь, на склоне холма. "Тот, кто вызвал такое волнение среди иудеев и называет Себя Сыном Божьим. Мы пришли сюда, чтобы искать Его, и очень хотим найти Его: Он из Галилеи, из города Назарета". Когда спасшийся Христос сказал им, что это Он Сам, народ иудейский сильно испугался. Испуганные и потрясённые, они сразу же отступили назад, каждый в свою сторону, и стали искать землю; в то же время всё воинство отступило. Они не могли противостоять слову и гласу Господню; но было несколько воинственных людей. Они взбежали на холм; скрепили сердца свои, связали мысли в груди своей; и, горько негодуя, окружили Христа Спасителя.

Там стояли мудрые люди, сильно опечаленные, - добрые ученики Христа перед этим ужасным делом; и они обратились к своему дорогому Господу: «Будь воля Твоя, - говорили они, - мой Владыка, мой сеньор, чтоб убивали нас здесь острием копья, чтоб ранили нас оружием, - тогда не было б ничего лучше, но чтобы мы умерли здесь за Господа нашего, бледнея на исходе».

Тогда сильно разгневался он, быстрый мечник Симон Пётр. Сердце его разгорелось так, что он не мог произнести ни слова, так скорбела его душа, ведь они собирались заковать здесь его Возлюбленного Господа. Раздувшись от гнева, отважный тан вышел вперёд, встал перед своим сеньором, крепко прижался к своему господину; и не было в сердце его сомнений, не было страха в груди его, но он достал свой бил, меч наготове, и силою руки своей поразил первого из врагов, стоявших перед ним, так что Малхус был отмечен ножом на правом боку, рассечённом острием меча. Его ухо был отрублено: болезненна была боль вокруг его головы, так что окровавленный меч, щека и ухо в смертельной ране разорвались, и кровь хлынула из раны. Тогда на щеке вражеского вождя появился шрам.

Все вокруг стояли в стороне, опасаясь ударить его. Тогда сам Божий отрок обратился к Симону Петру и сказал, чтобы он вложил свой меч, острый, обратно в ножны. "Если бы я действительно хотел, - сказал он, - сразиться с этой толпой воинов, то напомнил бы Ему, Славному, Всемогущему Богу, Святому Отцу в Царстве Небесном, чтобы Он послал ко мне сонм Своих ангелов, мудрых в военном деле; эти люди действительно не могли бы противостоять их силе оружия.

И всё в таком духе.

ВСЁ.

Это сообщение отредактировал hime - 21.05.2025 - 17:50

Христианство по-саксонски
 
[^]
Brumbar
21.05.2025 - 17:44
2
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 19.03.25
Сообщений: 750
Суровое германское Евангелие.
Куда там евреям до тевтонского фэнтези!
 
[^]
8lol8
21.05.2025 - 17:48
0
Статус: Online


Vade retro, Satana

Регистрация: 19.01.15
Сообщений: 11325
Это всё равно что Евангелие в пересказе чёрных ганста-рэперов.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
hime
21.05.2025 - 17:51
0
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6642
Цитата (8lol8 @ 21.05.2025 - 17:48)
Это всё равно что Евангелие в пересказе чёрных ганста-рэперов.

Не ну не прямо чтобы, всё возвышенно и пафосно, затрагиваются самые глубокие чувства и прочее. Но адаптировано.
 
[^]
8lol8
21.05.2025 - 17:54
1
Статус: Online


Vade retro, Satana

Регистрация: 19.01.15
Сообщений: 11325
Только непонятно как всё-таки евреи обманули саксов и втёрли им что это бог.
Ну и написать поэму по просьбе Людовика это так себе пиар. Большинство благородных наверное были неграмотны.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Уршак
21.05.2025 - 17:55
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 9.01.16
Сообщений: 457
Сколько народов, столько и версий религии, мексиканцы с эфиопами не дадут соврать. Да и спор о филиокве вроде как не закончен.
 
[^]
Dasoda
21.05.2025 - 17:56
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.01.16
Сообщений: 7198
А зачем ты запостил фото чела в ролевом прикиде? Это ж Ваха. cool.gif
 
[^]
hime
21.05.2025 - 17:57
0
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6642
Цитата (8lol8 @ 21.05.2025 - 17:54)
Только непонятно как всё-таки евреи обманули саксов и втёрли им что это бог.
Ну и написать поэму по просьбе Людовика это так себе пиар. Большинство благородных наверное были неграмотны.

Я думал, что ты знаешь, что евреи были уже давно ни при чём к христианству.
Если сначала ещё можно было считать иудео-христианами последователей нового течения (уже общечеловеческого), то после второй иудейской войны всё - суть другая.
 
[^]
hime
21.05.2025 - 17:58
0
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6642
Цитата (Dasoda @ 21.05.2025 - 17:56)
А зачем ты запостил фото чела в ролевом прикиде? Это ж Ваха.  cool.gif

Чтобы показать, что первыми местными епископами были боевые вожди. Не все, конечно, но надо было соответствовать.
Ну блин, ваховский прикид клёвый же и демонстрирует идею rulez.gif

Это сообщение отредактировал hime - 21.05.2025 - 17:59
 
[^]
8lol8
21.05.2025 - 18:02
0
Статус: Online


Vade retro, Satana

Регистрация: 19.01.15
Сообщений: 11325
Цитата (hime @ 21.05.2025 - 17:57)
Я думал, что ты знаешь, что евреи были уже давно ни при чём к христианству.
Если сначала ещё можно было считать иудео-христианами последователей нового течения (уже общечеловеческого), то после второй иудейской войны всё - суть другая.

Понятно что не причастны. Уточню. Не все евреи были причастны.

Меня интересует при помощи какого тезиса они задвинули что этот вот вождь есть бог и его нужно почитать.
Рагнару не молились, Харальду не молились, а Христу молитесь.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Dasoda
21.05.2025 - 18:02
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.01.16
Сообщений: 7198
Цитата (hime @ 21.05.2025 - 17:58)
Цитата (Dasoda @ 21.05.2025 - 17:56)
А зачем ты запостил фото чела в ролевом прикиде? Это ж Ваха.  cool.gif

Чтобы показать, что первыми местными епископами были боевые вожди. Не все, конечно, но надо было соответствовать.
Ну блин, ваховский прикид клёвый же и демонстрирует идею rulez.gif

Клёвый, согласен. Но, учитывая, что на фотке очень вольная вариация на тему "белого доспеха" 15в, то ко времени создания поэмы она ну совсем никак. rolleyes.gif
 
[^]
hime
21.05.2025 - 18:05
1
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6642
Dasoda
Ну клан евреев у меня представлен тоже очень вольно hz.gif
 
[^]
Dasoda
21.05.2025 - 18:10
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.01.16
Сообщений: 7198
Цитата (hime @ 21.05.2025 - 18:05)
Dasoda
Ну клан евреев у меня представлен тоже очень вольно hz.gif

Что ж, пусть будет так. smile.gif
 
[^]
hime
21.05.2025 - 18:19
0
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6642
Цитата (8lol8 @ 21.05.2025 - 18:02)
Меня интересует при помощи какого тезиса они задвинули что этот вот вождь есть бог и его нужно почитать.
Рагнару не молились, Харальду не молились, а Христу молитесь.

Церковь давала легитимацию власти на новом уровне, которой не могли дать местные культы. Это связи, помощь других, признание других (на германские земли это шло от франков, которые также германцы изначально, но уже получили признание из от римского епископа).

Также не стоит забывать о Восточной римской империи, которая была сильнее, богаче, культурнее и круче, чем что бы то ни было в Европе. А церковь ещё не была расколота Великой Схизмой, хотя по факту римские епископы уже стали "пиратскими" (отказались от утверждения Патриархом константинопольским).

Это сообщение отредактировал hime - 21.05.2025 - 18:44
 
[^]
tim24
21.05.2025 - 18:49
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.07.20
Сообщений: 3057
Цитата (8lol8 @ 21.05.2025 - 18:02)
Цитата (hime @ 21.05.2025 - 17:57)
Я думал, что ты знаешь, что евреи были уже давно ни при чём к христианству.
Если сначала ещё можно было считать иудео-христианами последователей нового течения (уже общечеловеческого), то после второй иудейской войны всё - суть другая.

Понятно что не причастны. Уточню. Не все евреи были причастны.

Меня интересует при помощи какого тезиса они задвинули что этот вот вождь есть бог и его нужно почитать.
Рагнару не молились, Харальду не молились, а Христу молитесь.

В христианстве очень простой тезис: каждый кто верует в Сына-Божьего, становится дитем Божьим или Богом (это не всегда говорится вслух, но подразумевается). До этого только фараоны могли считать себя детьми Бога. Тоесть христианство уравнивает в правах всех людей (ну по крайней мере христиан), рабство или поклонение царям отменяется. Ясно что равноправие людей случилось не сразу, и возможно христиане просто угадали дальнейшее общественное развитие человечества. Но демократия, права человека, права меньшинств не вступают в конфликт с этим тезисом. Люди дети Бога, значит люди -Боги. А Боги, какими бы они не были, достойны уважения и любви. Любой человек хочет чтобы его любили и уважали.
 
[^]
anikifya
21.05.2025 - 19:09
0
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 20.04.10
Сообщений: 7710
Цитата (Brumbar @ 21.05.2025 - 17:44)
Суровое германское Евангелие.
Куда там евреям до тевтонского фэнтези!

это и были суровые комиксы, до того, как их поглотило японское аниме, и се свелось к запихиванию живого кальмара в жопу gigi.gif

Это сообщение отредактировал anikifya - 21.05.2025 - 19:09
 
[^]
OleLukole
21.05.2025 - 20:00
1
Статус: Offline


Корифей

Регистрация: 5.01.12
Сообщений: 9680
Цитата (tim24 @ 21.05.2025 - 22:49)
Цитата (8lol8 @ 21.05.2025 - 18:02)
Цитата (hime @ 21.05.2025 - 17:57)
Я думал, что ты знаешь, что евреи были уже давно ни при чём к христианству.
Если сначала ещё можно было считать иудео-христианами последователей нового течения (уже общечеловеческого), то после второй иудейской войны всё - суть другая.

Понятно что не причастны. Уточню. Не все евреи были причастны.

Меня интересует при помощи какого тезиса они задвинули что этот вот вождь есть бог и его нужно почитать.
Рагнару не молились, Харальду не молились, а Христу молитесь.

В христианстве очень простой тезис: каждый кто верует в Сына-Божьего, становится дитем Божьим или Богом (это не всегда говорится вслух, но подразумевается). До этого только фараоны могли считать себя детьми Бога. Тоесть христианство уравнивает в правах всех людей (ну по крайней мере христиан), рабство или поклонение царям отменяется. Ясно что равноправие людей случилось не сразу, и возможно христиане просто угадали дальнейшее общественное развитие человечества. Но демократия, права человека, права меньшинств не вступают в конфликт с этим тезисом. Люди дети Бога, значит люди -Боги. А Боги, какими бы они не были, достойны уважения и любви. Любой человек хочет чтобы его любили и уважали.

Хорошо сказано
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 1278
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх