7


Причины могут быть многообразными и часто зависят от сочетания различных факторов.
Неврологические факторы. Заикание может быть связано с особенностями работы нервной системы, в частности, с нарушением координации речевых движений и нарушениями в работе определенных участков мозга, отвечающих за речь и координацию.
Генетическая предрасположенность. Исследования показывают, что заикание может иметь наследственный характер. Если у одного из родителей или близких родственников была проблема с заиканием, у ребенка также может быть предрасположенность к этому нарушению.
Психологические факторы. Стрессы, тревожность и нервные напряжения могут усугубить заикание. Сложные ситуации в семье, давление в школе или недостаток уверенности в себе могут приводить к усилению проблемы.
Развитие речи и языка. У некоторых детей заикание может возникать в процессе нормального развития речи, когда они учатся правильно строить предложения и произносить слова. Периоды задержки в развитии речи могут быть временными и не всегда указывают на хроническое нарушение.
Физические факторы. Некоторые физические аспекты, такие как проблемы с голосовыми связками или дыханием, также могут способствовать заиканию. Эти проблемы могут приводить к нарушению плавности речи.
Несмотря на причины заикание можно преодолеть, целенаправленно используя проверенные методики и советы.
Избегайте фраз или действий, которые могут усугубить проблему.Не перебивайте и не торопите заикающегося. Скажите, что вы готовы выслушать его до конца, и не прерывайте его, даже если он заикается. Доброжелательно смотрите ему в глаза и не отвлекайтесь на другие дела. Это помогает сохранить его уверенность в себе и уменьшает страх перед общением. Заикающемуся нужно сознательно говорить и читать чуть медленнее чем он привык обычно.
Не подшучивайте и не смейтесь над заиканием. Шутки или насмешки могут усилить страх и стеснение ребенка. Заикание — это серьезная проблема, а не повод для смеха.
Избегайте фраз "Просто говори нормально", "Другие в твоем возрасте не заикаются". Такие советы могут вам казаться простыми, но для заикающегося это сложный барьер, требующий целенаправленных тренировок. Ваши замечания могут заставить заикающегося чувствовать себя неполноценным. Каждый человек уникален, и важно учитывать его индивидуальные особенности.
Не игнорируйте проблему. Попытки игнорировать или «замалчивать» заикание могут заставить заикающегося чувствовать себя непонятым. Лучше обсудить проблему открыто и с пониманием, а также, при необходимости, обратиться к специалисту.
Не выражайте нетерпение или раздражение. Показанное нетерпение может усугубить стресс ребенка и повлиять на его уверенность в себе. Проявляйте терпение и поддержку, даже если процесс общения занимает больше времени. Особенно когда заикающийся растягивает гласные, хотя при этом речь звучит неестественно, это техника поможет со временем полностью преодолеть проблему.
Не используйте наказания или критику. Неэффективные методы, такие как наказание или критика за заикание, могут негативно сказаться на психоэмоциональном состоянии заикающегося. Поддержка и понимание гораздо более эффективны.
Отрывок из книги
«Искусство чтения вслух. Как научить ребенка», подзаголовок 10.1.
Заикание